Смотреть кукольный фильм в эпоху компьютерной графики сродни ледяному душу в жаркий день - бодрит. Человеку, привыкшему к динамике сюжета и искушенному спецэффектами окажется непросто воспринять «Гофманиаду». Фантасмагория, полная аллюзий и пугающих видений, калейдоскоп сюжетных линий - почему стоит увидеть премьеру.
Длинный нос застревает в бокале, лица гостей на балу напоминают морды животных, жаб и рыбы, а из-под фалд чиновничьих сюртуков выглядывают скользкие крысиные хвосты. Пышущие здоровьем или злобой, мечтательные, грустные, страшные – куклы для фильма – это произведение искусства. Утрированные черты и искаженные пропорции лиц и тел, лишь добавляют выразительности персонажам.
В их облике часто зашифрованы шаржи на реальных людей. А некоторые участники съемочной команды вообще стали прототипами.
Главного героя – Гофмана – режиссер Михаил Шемякин списал со Станислава Соколова. Кстати, для персонажа Гофмана сделали сразу 8 вариантов куклы. Виночерпий напоминает одноклассника Шемякина по художественной школе Германа Степанова, а заядлый картежник-бюргер – писателя и автора «Пусть бегут неуклюже» Александра Тимофеевского.
Проволочные скелеты, суставы на шарнирах, подвижные глаза, прически из мулине и одежда из шелковых галстуков. Дерево, картон, фольга, акрил, шерсть, бархат, бисер, стекло, полиэтилен и даже крупы – все пошло в работу.
К фильму было изготовлено вручную 150 кукол, каждая с особой конструкцией, диапазоном движений и дублерами.
У некоторых есть сменная артикуляция, что позволяет кукле вытянуть губы в трубочку или улыбку.
На изготовление одного персонажа (а сделаны они из материала для стоматологических пломб) уходило не меньше месяца. Пластичный и твердый экрадент, который легко расписать красками, позволил куклам быть гибкими и одновременно способными замереть неподвижно. Куклы, в отличие от рисунка или компьютерной графики, материальны и потому у художников все эти годы шла в буквальном смысле «постоянная борьба с материей».
К декорации и мизансценам аниматоры подошли со всей тщательностью. Мансарда Гофмана выполнена по эскизам самого писателя, который часто иллюстрировал собственные сказки. Над «Канцелярией» работал непосредственно Шемякин.
Аниматоры изучали старинные танцы, фехтовальную технику, работу сложнейших механизмов, не говоря о движениях людей. Мы редко задумываемся как движемся, как и куда переносим центр тяжести, как высоко поднимаем ногу при шаге. Аниматорам приходилось рассчитывать все посекундно. За съемочный день получалось делать не больше 5 секунд, на минуту фильма уходил месяц.
Для фильма пришлось изобрести систему самодвижущейся среди декораций камеры. Такая техника используется в игровом кино, в анимации ее применили впервые. Это позволило запечатлеть на камеру и разлетающиеся при беге фалды сюртука, и развевающиеся на ветру волосы. Тысячи эскизов, более четырехсот листов раскадровок с подробными описанием каждой сцены.
Наконец, финальная сцена в зале театра – самая массовая в истории отечественной кукольной анимации. В ней участвуют сразу пятьдесят кукол.
Гофманиада – вовсе не экранизация сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана. И даже не пересказ жизни и творчества классика немецкого романтизма. Гофманиада – фантазия на тему дневников автора и сюжетов сразу трех страшных сказок: «Песочный человек», «Золотой горшок» и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
Про «Гофманиаду» заговорили в 2001 году, когда над идеей фильма начали работать художник Михаил Шемякин и режиссер Станислав Соколов. Очевидно, что полнометражный мультфильм с таким творческим тандемом, а принят проект картины студией «Союзмультфильм» был только в 2003 году – проект амбициозный, а значит не скорый. Но “долгостроя” в 15 лет не ждал, кажется, никто.
Михаил Шемякин и Станислав Соколов
Сложно сказать, что послужило причиной такой продолжительной работы над фильмом: отсутствие финансирования, смена рабочих помещений или разногласия между режиссером и художником. Однако пилотный вариант появился, что убедило публику и экспертов – долгострой незавершенным не останется.
В 2006 году была готова первая из трех частей фильма – «Вероника». Две другие «Гофман и тайна часовщика» и «Гофманиада» находились в работе. И только двенадцать лет спустя фильм целиком, а длится он 72 минуты, увидели в Шанхае, Каннах, Суздале, Берлине, Анси, Хиросиме, Познани, Ситжесе и американском Пальм Спрингсе.
В феврале 2018 года фильм был представлен на 68-м Берлинском кинофестивале. Немецкие зрители долго аплодировали не только фильму, но и титрам, в которых показывалась кропотливая работа съемочной группы.
Кадр из мультфильма “Гофманиада”
Техника stop-motion, или кукольная анимация, наверное, главный спецэффект ХХ века. Последовательно, кадр за кадром, фотоаппарат фиксирует движения куклы, а получившиеся фотографии аниматор использует вместо традиционных рисунков. При быстром прокручивании кадров создается эффект ожившей куклы.
Долгое время техника носила вспомогательный характер и использовалась в игровом кино, например, для экшн-сцен, как в фильме 1933 года «Кинг Конг», японском «Годзилле» 1954 года или «Робокопе» в 80-ые.
Как самостоятельная мультипликационная техника stop-motion стала популярна в 60-70 годы именно в СССР. Тогда «Союзмультфильм» пытался создавать альтернативу работам Диснея. Благодаря автору «Чебурашки» – Роману Качанову – появилась советская школа stop-motion мультипликации.
Но уже в 90-е годы, с развитием новых технологий и появлением цифровой анимации, которая начала вытеснять даже рисованную, надобность в трудоемкой ручной технике stop-motion практически отпала. Последний кукольный фильм на Союзмультфильме вышел в 1991 году.
«Гофманиада» кому-то покажется реанимацией устаревшей технологии, а значит фильмом несовременным.
Только «Союзмультфильм» и мог сегодня отважиться на такую масштабную работу, требующую невероятных человеческих и творческих ресурсов, не говоря о финансировании.
«Боюсь, – сказал глава Минкультуры на показе в Москве, – это последний рукотворный мультфильм такого масштаба. Мы смотрим уникальный продукт». Но, даже критикуя картину за ренессанс технологии, нельзя отказать фильму в аутентичности и искренности. Выдающаяся лента по духу соответствует той эпохе романтизма, к которой принадлежал сам Гофман.
Экстравагантный скульптор, художник и декоратор Михаил Шемякин по собственному признанию очарован Гофманом с детства. В юности он зачитывался им. А в 2001 году оказался окончательно поглощен и творчеством, и философским взглядом на мир этого сказочника. Тогда художник работал над балетом «Щелкунчик» вместе с дирижером Валерием Гергиевым и хореографом Кириллом Симоновым.
Шемякин создал балет на бумаге, изобразив ключевые фигуры и мизансцены сказки. И, как наверное все у Шемякина, его эскизы оказались противоречивыми, неоднозначными, новаторскими и крайне талантливыми.
Балет отметили наградами и Госпремиями. Следом, в 2005 году, Шемякин поставил уже по своему либретто балет «Волшебный орех» с музыкой Сергея Слонимского. Вновь успех.
Неудивительно, что герои шемякинских балетов и персонажи фильма так похожи. Все эти годы художник параллельно работал над куклами для “Гофманиады”.
Впрочем, не обошлось здесь без скандала. Затянувшиеся съемки и конфликт между режиссером и художником вынудил Шемякина осенью 2015 года отозвать своё авторство. Объяснив, что фильм «не дотягивает до современного уровня», Шемякин пообещал сделать собственную Гофманиаду – «новую и любопытную вещь». Примирились ли режиссер с художником, мы не знаем, но в титрах Шемякин действительно обозначен как автор «основных кукол».
Еще в 70-ые годы, на заре карьеры, Станислав Соколов задумал снять фильм по сказкам «Золотой горшок» и «Песочный человек». Но в Госкино, куда была отправлена заявка, отказали – «сказки чересчур страшные и мистические», «публика не примет», «советскому зрителю лучше всего подходит «Щелкунчик».
Соколов идею отложил, став за эти годы одним из самых известных кукольных аниматоров. «Буря» и «Зимняя сказка» из шекспировского цикла, «Черно-белое кино» и полнометражный фильм о жизни Христа – «Чудотворец» – все это фильмы, отмеченные престижными премиями и международными наградами.
Просмотр материала
В 2004 году Соколов приступил к съемкам пилотного варианта «Гофманиады» – «Веронике». Снимал на пленку, от чего фильм получился очень художественным и живым. Стиль Соколова называют “кукольным реализмом”.
В его фильмах куклы не только моргают, улыбаются и разговаривают, они воспроизводят мельчайшие непроизвольные движения и мимику, что делает их по-особенному живыми. Но технические достижения и авторские находки режиссер и его команда использовал ради одной цели – попытки создать интеллектуальное кино, картину-размышление об одиночестве творческого человека и его представлении об идеале.
Писатель Гофман (молодой Эрнст) – и есть главный герой фильма. Чиновник, окружённый бездушными канцелярскими крысами, он страдает от насмехательств и унижений. Впрочем, ничто не может помешать Эрнсту, как и его прототипу, сочинять музыку, например, оперу “Ундина”. Он сочиняет во сне, корпя над бумагами, и даже вечерами, за ужином в кабаке.
Именно музыка переносит Эрнста в прекрасную страну Атлантиду, в которой живет его возлюбленная Серпентина, туда, где царит Любовь. Музыка в фильме сопровождает фантазии Эрнста (в мире грез он видит себя студентом Ансельмом).
Кадр из мультфильма “Гофманиада”
Но как герою, так и зрителю, порой бывает сложно отделить реальность от вымысла, детские страхи от настоящих чудовищ, искреннюю любовь от увлечения, а человека от бездушной куклы.
Гофманиада – фильм-фантазия о творчестве сказочника. Он легко прочтется теми, кто заглянет в биографию писателя, чтобы узнать каким тернистым был жизненный путь человека невероятных дарований. Как он влюблялся и разочаровывался в людях, как его лишали мест, отказывали от дома, проклинали, гнали, как горели в пожаре его партитуры и гибли декорации к опере “Ундина”, с успехом шедшей на берлинской сцене, как он голодал, как в период наполеоновских войн потерял единственную дочь, как защищал правду, созидал и возрождался к жизни, пройдя муки ада.
Кадр из мультфильма “Гофманиада”
Полностью парализованный Гофман умирал на руках любящей жены со словами: «Нет, нет, жить, только жить — чего бы это ни стоило!»