Юбилеи писателей, балеты Прокофьева, арии о войне и мире и открытия в современном искусстве – лекторий «Живое общение» открыл новый сезон встреч с лекторами, которые рассказали о самых интересных событиях культурной Москвы в 2018-2019 году.
Михаил Павловец, учитель литературы лицея Высшей школы экономики, кандидат филологических наук
Мне кажется несколько спорной идея, что когда мы читаем книгу или смотрим фильм, мы вступаем в диалог с произведением искусства, потому что если быть честным, фильм или книга – это все-таки не совсем диалог, это немой текст. Оживает он только тогда, когда мы к нему обращаемся.
Михаил Павловец
А потом мы встречаемся друг с другом, чтобы обсудить прочитанное, и начинается настоящий диалог – не с пленкой, не с партитурой, не с книжкой, а с живым человеком. Спор, глаза, тепло, переживать вместе одинаковые эмоции и сталкиваться на разных. И для этого и нужны наши литературные лекции в «Живом общении», которые в этом году мы будем проводить в соответствии с литературным календарем.
В «Живом общении» в этом году обязательно будет много Толстого – например, лекция Дмитрия Бака в октябре по «Анне Карениной». Будет лекция Михаила Павловца о стихах Маяковского, в ноябре будем говорить о Тургеневе, а в декабре проведем круглый стол по Солженицыну. Кроме того, мы продолжаем работать с Достоевским, и у нас начинается масштабный проект с библиотекой им. Достоевского под названием «Достоевский 3D», который позволит нам обсуждать писателя с разных сторон.
Кстати, могу рассказать потрясающую байку, связанную со столетием смерти Льва Толстого, – многие не верят, что это правда, но так и было.
Я был заведующим кафедрой в одном педагогическом вузе. И вот однажды, когда мы с коллегой стояли и курили, позвонил проректор и сказал: из департамента образования поступило строгое указание отметить на кафедре столетие со дня смерти Толстого. Я сразу уточнил: будет ли финансирование? «В рамках бюджета», – ответили мне. Это значит «проводите все за свой счет».
Хорошо, говорю я, записывайте: планируется выставка книг, посвященных столетию со дня смерти Толстого, открытая лекция… – слышу, что проректор записывает. Я продолжаю: торжественное заседание кафедры, посвященное столетию Толстого, пеший поход сотрудников кафедры босиком в Ясную Поляну, в общем, наговорил пять или шесть пунктов.
А в сентябре я появился на рабочем месте, прихожу к декану, а у него круглые глаза. Он показывает мне приказ из департамента образования – настоящий приказ с печатью и подписью – где написано: «Кафедре литературы провести следующие мероприятия» – и четвертым или пятым пунктом значилось: «Пеший поход босиком сотрудников кафедры в Ясную Поляну». Мало мне было этих шуток – я повесил этот приказ в соцсетях, написав, что, мол, теперь придется выполнять.
И началось. Позвонили из Ясной Поляны: «А мы вас ждем» – 10 ноября, естественно, в день смерти Толстого. Позвонили из «Московского комсомольца» – Тула: «Мы узнали, что ваша кафедра подготовила интересные мероприятия, хотим освещать». Позвонило общество босоходящих – оказывается, есть и такое: «Мы пойдем с вами, проинформируйте, когда выходим, откуда». Последней каплей стал материал о том, что в Москве покончил с жизнью студент, потому что их заставляют ходить в походы босиком. С тех пор я не люблю юбилеи смертей великих писателей и отмечаю их только в узком кругу…
В 2019 году мы отмечаем юбилей Пушкина, в сентябре было 190 лет со дня рождения Толстого, в июле 2018-го было 125 лет Маяковскому, а в марте исполнилось 150 лет Максиму Горькому.
В декабре 2018 года – столетие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Страна будет отмечать его на государственном уровне, хотя фигура Солженицына очень противоречивая, к нему по-разному относятся, но что нельзя не признать – это то, что Солженицын был мощным, действительно могучим явлением в литературе.
Еще один юбиляр – Иван Андреевич Крылов: мы отмечаем 250-летие со дня его рождения. Это вроде бы детский писатель, но он нам интересен тем, что, во-первых, его биография – это история русского эпикурейца, раблезианца, а во-вторых, конечно же, он создатель живой речи русской литературы, а потом уже – Пушкин, и с него литература заговорила понятным сегодняшнему школьнику языком.
Важная дата – 200-летие Тургенева, основоположника русской беллетристики. В русской литературе есть великие произведения, но очень мало беллетристики, то есть произведений легких, хорошо читающихся, но при этом занимательных и неглупых, которые не унижают ум и не оскорбляют чувств читателя. Вот Тургенев и есть самая настоящая качественная беллетристика, которая и затрагивает интересные проблемы, и при этом заставляет и слезу пролить, и в затылке почесать, и посмеяться.
Марина Лебедь, руководитель центра музыкальных проектов НИУ ВШЭ, лектор-музыковед, музыкальный критик
В лектории «Живого общения» в этом сезоне мы, пожалуй, поговорим об оперной и балетной традиции ХХ века, о Стравинском и Прокофьеве, Шостаковиче и Бернстайне, посмотрим «свежие» постановки. Ведь мы нередко напрягаемся, если видим в афише крупные театральные сочинения XX века. Узнав больше про эту музыку, ее законы и язык, мы откроем для себя и этот репертуар тоже. Поверьте, он того заслуживает.
Марина Лебедь
Расскажу о том, что нас ждет в сезоне 2018-2019 годов, о тех событиях в музыкальной жизни столицы, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, безусловно, одно из главных осенних событий – фестиваль Прокофьева в моем любимом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Редко когда на одной театральной площадке столь разнообразно представлено творчество одного композитора! Что мы представляем себе, когда говорим о балете Прокофьева? Конечно же, «Ромео и Джульетту». Но нам покажут «Золушку» и «Сказ о каменном цветке» – последний прокофьевский балет.
Но кульминация, конечно, – это возобновление оперы «Война и мир». Как здорово, что в юбилейный год Толстого и в год столетия оперной студии Станиславского и Немировича-Данченко театр дает такую крупную, масштабную постановку, одну из самых сложных русских опер.
Чем ответит Большой театр? В главном театре страны постановки опер Россини: «Севильский цирюльник», знакомый многим, и интересная опера, которую мы мало знаем, – «Путешествие в Реймс». Кроме того, в Большом есть и интересные балетные истории: помимо классики жанра, «Дон Кихота», «Лебединого озера» и так далее, Большой представляет вечера одноактных балетов, среди которых – неожиданный «Петрушка» Стравинского. Я никогда не видела этот балет идущим на российских сценах и думаю, на это стоит посмотреть.
Интереснейший проект филармонии – Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», который пройдет в конце ноября уже в шестой раз. Этот фестиваль показывает классику XX века, которая по ряду причин в нашей стране не звучала. Кроме того, в этом году в рамках фестиваля объявлен конкурс для молодых композиторов на написание сочинений для симфонического оркестра. Партитуры-победители прозвучат в фестивальных концертах. Это будет не просто актуальная музыка – это будет то, что в буквальном смысле этого слова было вчера написано, а сегодня уже исполнено.
Анна Андрушкевич, продюсер концертного зала «Зарядье»
И вот наш зал в «Зарядье» открылся. Мы увидели абсолютно готовый зал, построенный по европейскому образцу. На открытии 5 сентября Плетнев играл Пятую симфонию Чайковского. Аплодисменты, тишина, и вдруг стук: это за спиной дирижера, где-то далеко внизу девушка вошла в зал и идет на каблуках. Так что с акустикой в нем тоже все в порядке.
Анна Андрушкевич
Если вы даже бегло просмотрите афишу, вы увидите много ярких имен: Гидон Кремер с Kremerata Baltica, Джойс Дидонато – певица направления барокко, которая по всему миру, кстати, дает мастер-классы, после которых такая музыка слушается совершенно иначе. Джойс Дидонато привезет к нам замечательную программу «Война и мир», где она собрала арии о войне и мире эпохи барокко и немножко современных.
Из менее известных имен – Эндрю Пэррот, концерт 25 сентября, «Страсти по Иоанну» Баха. Это абсолютно особенная британская история. Эндрю Пэррот – английский дирижер из поколения Гардинера, Норрингтона, из тех, кто начинал когда-то движение исторического исполнительства и одним из первых взял скрипки с жильными, а не с металлическими струнами. Но при этом он с самого начала оказался самым радикальным. Однажды он прочитал статью, где было написано, что у Баха в духовных сочинениях не было хора.
Мы привыкли к тому, что в «Мессе» Баха, в «Страстях…» большой состав, и там обязательно хор, а автор статьи поднял документы и по количеству певцов доказал, что хора у Баха не было и что хоровые номера исполнял ансамбль солистов. Пэррот решил протестировать и исполнил крупные сочинения Баха без хора. И это на некоторое время перевернуло историческое исполнительство.
Ольга Полуэктова, искусствовед, куратор направления «Искусство» лектория «Живое общение»
В этом году в «Живом общении» мы планируем много говорить о современном искусстве. Это сегодня самая спорная тема. Одни говорят, что это вообще не искусство, другие – что наконец-то теперь стало интересно жить и вот оно, настоящее. С нашими лекторами мы будем обсуждать, что современное искусство может рассказать нам о нас самих, ведь, как бы мы к нему ни относились, искусство – это всегда о нас.
Ольга Полуэктова
В Пушкинском музее до 14 октября идет прекрасная выставка венецианской живописи XVIII века и очень интересная основная выставка перекрестного года культуры Японии и России – живопись и графика эпохи Эдо.
В Третьяковке ожидаются большие ретроспективные выставки из тех, на которых ломают двери: до января – большая выставка Михаила Ларионова, а с начала октября до февраля будет Куинджи.
В Кремле нас ждет выставка украшений «Булгари». Это ретроспективный показ: от этнических серебряных украшений греческих ювелиров до изделий всемирно известного итальянского ювелирного бренда, принадлежавших Лиз Тейлор, Одри Хэпберн и прочим знаменитым женщинам.
Музей русского импрессионизма покажет большую ретроспективную выставку Давида Бурлюка. Он из тех авангардистов, которые перевернули наше представление об искусстве. В Институте русского реалистического искусства очень интересная выставка художника пятидесятых-шестидесятых годов ХХ века Георгия Нисского.
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки с 25 по 30 сентября пройдет Салон изящных искусств и дизайна, в нем будут участвовать крупные коммерческие галереи. Обещают привезти шедевры от Эль Греко до Гончаровой. И это вещи, которые мы можем больше никогда не увидеть, потому что они находятся в частном владении и продаются в частные коллекции. Это уникальная возможность, которой нельзя не воспользоваться.
Ксения Кнорре Дмитриева