Писатель и депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов и председатель партии «Родина» Алексей Журавлев внесли в Госдуму пакет законопроектов, которые отменяют уголовную ответственность за репосты в интернете. В нынешней редакции статья 282 Уголовного кодекса предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека <...> с использованием СМИ или интернета. Уголовное наказание депутаты предложили оставить только за возбуждение ненависти с применением насилия, использованием служебного положения или организованной группой.
Как человек пишущий я понимаю, насколько легко можно любого человека привлечь к ответственности за мысли, и как депутат получаю большое количество обращений по этому вопросу со всей страны.
Один из ярких случаев – это история с воспитательницей детского сада Евгенией Черновец, которая репостнула в “ВКонтакте” видеоролик с возмутившием ее издевательством над ребенком и в итоге сама оказалась жертвой. Ее арестовали, отправили в тюрьму, в карцер, и потребовалось много усилий, чтобы ее высвободить.
Статья 282 Уголовного кодекса – это дамоклова дубина, которая нависает над каждой размышляющей головой. Формулировка “возбуждение ненависти и вражды” очень абстрактная, и страдают абсолютно невинные люди, зачастую даже очень неравнодушные граждане. При желании каждого второго приходского батюшку можно хватать за его проповедь, например, когда он призывает ненавидеть грех и не уподобляться миру сему.
Главное – чтобы у человека был свободный выбор, как выражаться. Этот выбор был у Достоевского, Пушкина, хотя каждому приходилось сложно в жизни. Потому в данном случае нужно просто очеловечивать наше законодательство, к чему я и стремлюсь.
Законопроект внесен, в кулуарах со мной соглашаются, но здесь все зависит от позиции руководства фракций и государства в целом. Но на “Прямой линии” я говорил президенту об этом и он согласился, что не должно быть “маразма и абсурда”. Сегодня опубликованы поручения президента по итогам “Прямой линии”, поэтому будем надеяться, что подвижки произойдут.
И хотя шансы пока не самые значительные, но я считаю, что рано или поздно ст. 282 УК будет как минимум реформирована, то есть очеловечена.