История Колосса Родосского спрятана в густом мороке гипотез и предположений. Хотя точно известно, что эта статуя появилась на свет в конце III века до нашей эры на цветущем греческом острове Родосе, раскинувшемся посреди Эгейского моря. Удивительно, но памятник Гелиосу, богу Солнца, был посвящён миру и свободе. Но как это часто случается в истории, возник он благодаря войне.
Одна из самых ярких страниц истории острова Родос была связана с Деметрием Полиоркетом, сыном македонского диадоха Антигона Одноглазого. Так как после смерти Александра Македонского его гигантская империя была поделена соратниками (диадохами), между ними тотчас началась война. Антигон был искусным полководцем Александра, кем-то вроде Мюрата при Наполеоне. Но пик его полководческой карьеры был уже позади, поэтому он подключил к делу своего сына Деметрия.
Невзирая на ряд громких поражений, Деметрий постоянно ввязывался в войны, пытаясь пробрести необходимый опыт. При этом он с уважением относился к техническим новинкам тех лет — оружию и экипировке. Кто-то из конструкторов древности предложил ему супероружие: громадную осадную башню, оснащённую таранами, перекидными мостами, катапультами — эдакий бронепоезд эпохи античности. На этом бронепоезде, названом гелиополидой, Деметрий в 305 году до нашей эры и прикатил на остров Родос, чтобы его завоевать.
Гелиополида была со всех сторон обита железом, в действие её приводили 3400 бойцов. Остановившись у городских стен, железное чудище стало методично долбить каменную преграду. Однако тут случилось непоправимое — желая переместить осадную машину, солдаты не справились с управлением, и оружейный монстр, к радости защитников крепости, завалился набок.
Бойцы Деметрия пытались поднять эту башню, но не сумели. После такого конфуза дела непрошеных гостей шли всё хуже и хуже. И через год Деметрий, несолоно хлебавши, отбыл с острова.
Родосцы завладели гелиополидой и решили продать железо заинтересованным торговцам. За железо они выручили 300 талантов серебра — около 8 тонн драгоценного металла (1 талант равнялся 26 килограммам). Не зная, как потратить такую кучу деньжищ, мудрые островитяне решили построить в честь победы гигантскую скульптуру. К этой идее их подтолкнул вид гелиополиды — гордые родосцы хотели, чтобы монумент победы по своим размерам был не меньше гиганта, с помощью которого их хотели завоевать.
По легенде строительство монумента продолжалось в течение 12 лет. Знаменитый скульптор Харес никуда не торопился и делал работу с большим усердием. Для грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и 8 тонн).
Чтобы памятник стоял в веках, Харес сделал упор на три гигантских каменных столба, которые сходились на уровне плеч. Внизу он скрепил их железными скобами. Получился полый каркас, который засыпали камнями.
Для тех времён проделанная работа была колоссальной — для родосцев это был настоящий трудовой подвиг, за который впору было давать звание Героя Соцтруда. К сожалению, не обошлось и без халтуры. Она заключалась в том, что ноги гиганта были сделаны из глины. Судя по всему, мастер посчитал, что ноги монументу нужны только для декорации, ведь несущими конструкциями были те самые столбы, на которые он и опирался.
Работа велась непрерывно, но в режиме полной секретности. Харес не хотел, чтобы публика заранее оценила величие замысла, и скрывал свою работу от посторонних глаз: по мере того как статуя росла, росла и груда песка, за которым прятался возводимый Харесом великан. Высота бога Гелиоса равнялась 36 метрам, хотя некоторые утверждают, что он был куда выше. Представите себе, что мизинец на руке статуи невозможно было обнять одному человеку. Большую работу проделали и чеканщики — так как корпус гиганта обшивали бронзовыми листами, мастера придавали металлу рельеф человеческих мышц.
По одной из версий, скульптуру установили в морской гавани, так что корабли, плывущие в порт, проходили между расставленными ногами Гелиоса. Но это, скорее всего, легенда — памятник с самого начала был поставлен на высоком холме, облицованном мраморными плитами.
В одно прекрасное утро островитяне, проснувшись, увидели возвышающуюся над островом гигантскую статую, которая горела на Солнце, словно объятая пламенем. Бронзовые листы сверкали и под Луной, и при свете звёзд, но самое изумительное зрелище открывалось утром, когда вставало Солнце. Лучезарный бог, величавый и спокойный, смотрел вдаль, и на его плечах, груди и ногах, как золотые латы, лежал солнечный свет. Этот блеск был виден на многие километры _ вокруг, и слух о нём пронёсся по всему античному миру. Родосцы оказались отличными «пиарщиками» и умельцами по части привлечения туристов, ведь благодаря этому ранее невиданному зрелищу они не только прославили остров в веках, но и заставили тысячи людей приезжать на Родос, чтобы увидеть его своими глазами. Кроме того, Колосс сразу стал выполнять функцию маяка. А на свет маяка стремятся всевозможные суда, которые всегда заходили в порт.
К сожалению, тот самый дефект, связанный с глиняными ногами, оказался роковым. Спустя полвека (через два поколения с момента возведения Колосса) на острове случилось землетрясение. И Колосс рухнул на землю — глиняные ноги не выдержали, хотя остальные части остались целыми. Расстроенные жители острова собрали деньги для того, чтобы поднять монумент. Но то ли работа оказалась слишком серьёзной, то ли оракулы предсказали, что поднимать его не стоит (древние греки прислушивались к голосам богов), но поверженный Колосс так и лежал на земле более 8 столетий. И удивительное дело — ни туристы, не местные жители не растащили его по кусочкам. Представьте, что было бы с Эйфелевой башней или со статуей Свободы, если бы они валялись на земле. Можете не сомневаться — разобрали бы на сувениры, а любой наш памятник дачники приспособили бы под фундамент для бани или воздвигли бы железный забор. А вот греки и пальцем ничего не тронули — любопытствующие туристы приезжали на него посмотреть, и историк Плиний Старший видел Колосса даже в веке.
Понадобилось несколько веков, чтобы нашёлся делец, менталитет которого ничем не отличался от современного дельца. Это был арабский наместник острова, который решил заработать на Колоссе (кроме того, его религиозные чувства тоже были оскорблены — ведь ислам запрещает изображать человека в каком-либо виде). Он объявил Аукцион в поисках торговца, который больше всех заплатит за право «утилизации» легендарного монумента. И подобный «приватизатор» тут же объявился: он дал правителю деньги, содрал с Колосса бронзовые листы, порезал их на куски, погрузил на целую флотилию кораблей и отплыл с острова. Потом на материке он был вынужден нанять 900 верблюдов, чтобы вывезти груз из порта на рынок.
Одним словом, Колосса продали не оптом, а в розницу. А дело разрушения, начатое предприимчивым наместником, довершило время — оно истерло скульптуру в порошок, так что от Колосса даже следа не осталось.
Осталась только память.
А вот её никто не может убить.
В 2004 году российского скульптора Зураба Церетели пригласили поучаствовать в конкурсе проектов статуи нового Колосса Родосского. Авторы пытались превзойти не только статую Свободы, высота которой вместе с постаментом достигает 93 метров, но и прочие высотные строения мира. Но то ли заклятие оракула всё ещё остаётся в силе, то ли не нашлось нового Хареса, но воссоздать статую Колосса Родосского ещё никому не удавалось.
Журнал: Загадки истории №21, май 2021 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Игорь Родионов
Источник: ufospace.net