Традиционная схема мировой истории с постепенным движением от первобытных людей через Египет, Грецию, Рим к совсем уж вроде бы близкому к нам Средневековью при внешней логичности вызывает массу вопросов. Заполнить лакуну между пещерным человеком и возводящими величественные пирамиды египтянами помогают легенды о некой погибшей высокоразвитой цивилизации. Вот только как она называлась — Атлантида, Гиперборея или же речь идёт о праегипетской цивилизации Осириса? И не скрывается ли за этими названиями одно и то же?
Информация о погибших цивилизациях содержится в легендах и мифах, но никаких письменных документов в камне, на пергаменте, папирусе или чем-то подобном от этих цивилизаций не сохранилось.
Родословная гипербореев выводится от титанов — детей бога Урана и богини Геи. Одного из титанов, поддерживающего небесный свод, звали Атлантом, и он же считается прародителем народа атлантов, напоминающих своими дарованиями и способностями полубогов.
Цивилизация Осириса вроде бы к этой компании не относится, а поскольку египтяне как создатели культуры и государственности в любом случае подревнее эллинов, на ней для начала и остановимся.
Своё название она получила в честь самого почитаемого бога Древнего Египта — Осириса, властвующего в подземном мире и символизирующего вечное возрождение природы. Речь идёт о цивилизации, которая привычному нам Древнему Египту предшествовала, только она обладала большим объёмом знаний, более развитыми технологиями и более высоким уровнем материальной культуры.
Историки, в сущности, так и не смогли ответить на вопрос, каким образом египтяне строили свои величественные пирамиды.
Речь, прежде всего, идёт о транспортировке и монтаже огромных каменных блоков, которые, как считается, осуществлялись благодаря привлечению десятков тысяч рабочих. Получается, что огромные трудовые ресурсы направлялись для решения абсурдной, в сущности, задачи, и при этом египетская экономика не несла особого ущерба. Любопытно, что технология строительства пирамид не нашла никакого отражения ни в древнеегипетских рисунках, ни в письменных источниках, так что реконструировать её приходится умозрительно, отталкиваясь от наших современных знаний по механике и того, как мы себе древних египтян представляем.
Сходные вопросы возникают и при изучении других географически близких к Египту античных территорий с аналогичными памятниками.
В Ливане в городе Баальбеке находится древний храмовый комплекс с посвящённым римскому богу Юпитеру зданием, «перепрофилированным» из гораздо более древнего культового сооружения.
Самый тяжёлый гранитный блок, лежащий в основании самой большой из египетских пирамид (фараона Хеопса), весит 90 тонн. В основании храма Юпитера лежат три плиты массой около 800 тонн каждая, причём водружены они на высоту 7 метров. Ещё одна, самая высокая плита весом 1050 тонн была обнаружена археологами неподалёку.
Практически в центре Средиземного моря находится островное государство Мальта с огромными мегалитическими сооружениями по возрасту более древними, чем египетские пирамиды.
На полученных в результате аэрофотосъёмки фотографиях видны протянувшиеся по острову параллельные линии, пробитые прямо в скальной поверхности углубления. И уходят эти линии куда-то в морские глубины.
Учёные предложили только одно внятное объяснение этим инженерным сооружениям, предположив, что они использовались как колеи для транспортировки тележек со стройматериалами. Но где сами объекты, для которых эти стройматериалы использовались? Вероятно, тоже в морских глубинах.
К северу от египетского и к западу от ливанского побережья находится остров Кипр, неподалёку от которого гидрографы с помощью эхолота обнаружили подводный город с разрушенными зданиями, руслами рек, искусственными каналами и трёхкилометровой стеной. Что это был за город и вследствие какой катастрофы он оказался на морском дне, неизвестно.
И, наконец, последний фрагмент этой мозаики — минойская цивилизация, о которой мы судим по древним памятникам, сохранившимся на острове Крит: прежде всего по руинам каменного лабиринта, построенного в Кноссе по заказу царя Миноса.
Этот лабиринт памятен по мифу об афинском герое Тесее, сразившем человека-быка Минотавра и выбравшемся из лабиринта наружу благодаря нити, полученной от влюблённой в него дочери Миноса Ариадны.
Материальные памятники минойской культуры уникальны и не похожи на памятники Греции или Египта. При этом все три цивилизации существовали в одно и то же время; только минойская была самой древней, зародившись примерно в XXV веке до нашей эры и сойдя с арены в XII веке до нашей эры.
При этом надо учесть, что Крит находится примерно на полпути между Кипром и Мальтой, а от дельты Нила и Баальбека он отделен примерно одинаковым расстоянием.
Суммируя эту информацию, логично предположить, что в древнейшие времена существовало некое высокоразвитое государство, под военным, экономическим, культурным и технологическим влиянием которого находились территории, которые мы сейчас называем Древним Египтом и Древней Грецией. И находилось оно в зоне, покрытой теперь водами центральной части Средиземного моря.
Крит, Баальбек, Мальта — это то, что не было поглощено морской пучиной. Своего рода вершины покрытого средиземноморской водой цивилизационного айсберга.
Естественно, гибель такого государства вследствие природной катастрофы должна была как-то отразиться в культуре. И она отразилась в мифе об Атлантиде.
Теперь обратимся к источнику, в котором этот миф зафиксирован.
Речь идёт о двух диалогах древнегреческого философа Платона, названных по имени его приятелей, в этих диалогах фигурирующих.
Философ Тимей особого следа ни в истории, ни в философии не оставил. Другое дело политик Критий, который в 404-403 годах до нашей эры правил Афинами в качестве главного из Тридцати тиранов и погиб в битве со сторонниками демократии у горы Мунихия.
В диалогах Критий рассказывает об Атлантиде со слов своего деда, слышавшего, в свою очередь, эту историю от знаменитого афинского политика и законодателя Солона, а тот узнал её от жрецов Египта.
Получается, что за 9 тысяч лет до самого Крития (то есть около 9, 5 тысячи лет до нашей эры) существовало могучее островное государство Атлантида. И находилось оно к западу от Геркулесовых столбов, напротив гор Атласа. То есть Критий помещает этот остров вообще не в Средиземном море, а в Атлантическом океане, поскольку Геркулесовыми столбами греки называли Гибралтарский пролив (со скалой Гибралтар в Европе и горой Абила в Африке), а горы Атласа находятся на севере современного Марокко.
Большинство граждан были земледельцами и ремесленниками, а правители и воины этого государства жили на Акрополе (в укреплённой части столицы), на полном, так сказать, государственном обеспечении.
Исследователи отмечают, что именно такое государственное устройство, по мнению Платона, как раз и являлось идеальным, а потому какие-то факты он мог подогнать под нужную ему схему.
Автор подробно описывает величие зданий, неприступность укреплений, развитое хозяйство и ремесла, что как бы подтверждает преимущества олигархического правления.
Однако, воспев государственную систему атлантов, Платон отмечает, что их некогда образцовая элита со временем почему-то испортилась, в чём именно выразилось их нравственное падение, не ясно, кроме общих слов автора о роскоши, алчности и гордыне. Судя по всему, Платона возмутило, что атланты решили присоединить к своему государству его родной город Афины.
Отважные и добродетельные афиняне отразили нашествие, подняли на борьбу другие народы и разбили атлантов. Но вместо цивилизационного «хэппи-энда» грянула природная катастрофа, уничтожившая и Атлантиду, и победившее её афинское войско.
На указание про то, что эти события произошли за 9 тысяч лет до Платона, внимания можно не обращать совсем. В сущности, с таким же успехом здесь могли бы фигурировать и 900 лет, и 90 тысяч. Для Платона и его современников даже живший примерно тремя столетиями раньше Гомер был фигурой почти мифической. И в случае с Атлантидой речь явно шла о событиях хронологически не слишком далёких, если уж соответствующая информация дошла через египетских жрецов до Солона. И ещё один важный момент. Память об этих событиях отразилась в древних легендах.
Возьмём уже упоминавшийся миф о Тесее, который отправился на Крит в числе юношей и девушек, отдаваемых афинянами на растерзание Минотавру. Афиняне отсылали их в качестве «живой» дани, причитающейся царю Миносу, из чего следует логический вывод — Афины находились в политической зависимости от Крита. Параллель с Атлантидой, которая пыталась покорить Афины, очевидна.
Упадок цивилизации древнего Крита связывают с извержением вулкана на острове Тира (Санторин), которое, согласно исследованиям, проведённым с применением новейших химических технологий, произошло в XVI-XV веках до нашей эры.
Таким образом, получается вполне целостная картина…
Под Атлантидой из диалогов Платона подразумевалась предшествовавшая минойской древнейшая цивилизация, ставшая источником знаний, культуры и технологий как для Египта, так и для Греции. Другое дело, что не все из полученных знаний преемники толком усвоили.
Эта держава доминировала в Восточном Средиземноморье и находилась на огромном острове.
Однако после извержения вулкана, землетрясений и других сопровождавших эту природную катастрофу катаклизмов огромный остров хотя и не оказался полностью уничтоженным, в разы уменьшился в размерах до территории современного Крита.
Остров Тира и его товарищи по архипелагу Киклады тоже относятся к числу «обломков» Атлантиды, о масштабе которой сегодня можно судить по руинам Кносса, храмовому комплексу Баальбека, древнейшим египетским пирамидам, колеям Мальты, затонувшему городу на шельфе Кипра.
Самый крупный из уцелевших обломков Атлантиды в виде управляемого царём Миносом Крита ещё пытался как-то контролировать если не Египет, то хотя бы деревушки материковой Греции, включая Афины. Но ноша сия оказалась слишком тяжёлой. Ходившие в звериных шкурах предшественники высококультурных эллинов — ахейцы — сами вторглись на Крит, и, разгромив бывших культуртрегеров, положили начало новой цивилизации, известной нам под именем Античной Эллады.
Что касается ранее подвластного Атлантиде Египта, то он к моменту гибели метрополии достиг довольно высокого уровня развития, но не смог самостоятельно противостоять нашествию появившегося с востока народа гиксосов. Свергнуть власть пришельцев удалось около 1550 года до нашей эры при фараоне Яхмосе I. Растянувшаяся на десятилетия борьба с захватчиками, естественно, не способствовала сохранению унаследованных от Атлантиды знаний, так что столь впечатляющая нас древнеегипетская цивилизация была всего лишь бледным подражанием цивилизации материнской.
К сожалению, есть одна проблема, ставящая под сомнение тезис о том, что Атлантида — мать и предшественница минойского Крита. И эта проблема содержится в диалогах Платона с их чётким указанием, что легендарный остров находился именно за Геркулесовыми столбами.
Во-первых, Платон не истина в последней инстанции. Во-вторых, могла иметь место ошибка переписчика или оговорка самого автора — вместо «перед Геркулесовыми столбами» написал-сказал «за Геркулесовыми столбами». В-третьих, локализация Атлантиды в одноимённом океане просто нелогична.
Расстояние от Гибралтара до Афин по прямой — более 2,5 тысячи километров. Получается, что атлантов больше всего волновали находившиеся далеко-далеко от них Афины и не волновали более близкие к ним народы, проживавшие на территориях Северной Африки и Южной Европы? Что вообще собой представляли Афины во времена Атлантиды? Судя по археологическим данным — небольшую деревушку.
Легкомыслие, с которым Платон поместил Атлантиду за Геркулесовым столбами, привело к появлению легенды о северной стране Гиперборее. В переводе это название означает «за северным ветром». Изначально в древнейших греческих мифах речь шла о населённой потомками богов счастливой стране, обитатели которой имеют возможность свободно наслаждаться любыми земными благами, заниматься творчеством и каждые 19 лет приветствуют прибывающего к ним в гости Аполлона. А умирают они, только когда сами того захотят, пресытившись жизнью и бросившись в море.
В общем, речь шла о сказочной стране мечты, которую сказители поместили так далеко, как только им позволяла фантазия — все за теми же Геркулесовыми столбами. Но позже появился Платон со своими диалогами, и на то же место он поместил Атлантиду. Чтобы развести два острова в географическом пространстве, авторы сказаний стали отодвигать любимый край Аполлона дальше на север. И он превратился в Гиперборею. Кстати, куда делся этот волшебный остров, внятно ни в одной легенде не говорится.
В общем, чтобы лично увидеть и даже пощупать оставшиеся от самых загадочных цивилизаций артефакты, достаточно дождаться окончания пандемии и отправиться по самым популярным туристическим маршрутам. Истина вообще-то часто оказывается ближе, чем мы полагаем.
Журнал: Загадки истории №53, декабрь 2020 года
Рубрика: Историческое расследование
Автор: Олег Покровский
Источник: ufospace.net