Об оборотнях каждый из нас знает с детства. Царевна-лягушка, волк из «Красной шапочки», козленок Иванушка — братец Аленушки, заколдованный человек-медведь в фильме «Морозко» — все это виды оборотней. Они меняют обличия, пугают, морочат головы, вызывают сочувствие.
Как выглядят
Оборотень — человек, который способен превратиться в животное или в любой объект окружающей среды, а потом проделывать это в обратном направлении. Стандартный образ мифического существа — косматый волк с жутким оскалом. Он передвигается на четвереньках и на двух конечностях. Его внешний вид сочетает черты зверя и человека.
История сохранила имена тех, кто признавался в разные века оборотнями: коммивояжер Мануэль Бланко Ромасанта, Питер Штумп из Бедбурга, Петрус Гонсалес, Тисс из Ливонии, Демон Тейлор из Шалона, Жан Гренье из Ланды.
Лишь Петрус Гонсалес, страдавший от гипертрихоза, попал в эту компанию по ошибке. Остальные были жестокими убийцами, от рук которых пострадали сотни людей.
Одна из самых жутких историй связана с именем фермера Петира Штумпа. Он был трудолюбивым и состоятельным человеком, хорошим соседом, добропорядочным гражданином. А в другой жизни, надев волчью шкуру, он отправлялся на охоту за людьми.
Как отличить оборотня
Очень часто оборотень выглядит неотличимо от обычного человека. Но существуют признаки, которые позволяют безошибочно определить, кто в данный момент находится перед вами.
Приметы оборотня в облике волка или другого существа
Приметы оборотня у человека
В любом облике их отличает умение видеть в темноте, невероятная выносливость, сила, долголетие.
Виды мифического существа
Не все оборотни одинаково опасны для человека. Всё зависит от того, с кем из них пришлось столкнуться.
Мнимые
Не теряют человеческий облик, просто отождествляют себя с диким животным. Представляют огромную опасность. Именно они убивали и съедали детей, оставляли после себя растерзанные тела невинных жертв. Сейчас бы их назвали серийными маньяками, но в средние века они считались оборотнями.
Врождённые
Заколдованные ведьмами и колдунами, укушенные оборотнями, рождённые от них, выпившие воды из волчьего следа.
Становятся зверями не по своей воле и чаще всего в полнолуние. Могут быть опасны в этот момент, а потом ничего не помнить об этом периоде.
Изменившие облик по собственному желанию
Трансформируются с помощью особого обряда в любое время. Очень часто это ведьмы или колдуны, которые уничтожают людей и животных и делают это осознанно.
Известные разновидности оборотней
Самый распространенный вид оборотней — ликантропы. Это древнегреческое слово переводится как «человек-волк». Хотя в некоторых средневековых трактатах этот термин означал превращение в любого дикого животного.
Появление именно волка во многих мифологиях обусловлено большим ареалом его естественного распространения. Чаще всего этот персонаж встречается в Европейском фольклоре, хотя волков достаточно и в Азии, и в Америке, и в Канаде.
В мифологии
Вервольф или вервулф (британская, германская и кельтская мифология)
В древнеанглийском языке это название было синонимом слова «дьявол». Именно его происки видела инквизиция в истории любого оборотня.
Вервольфами называли людей, которые превращались в полнолуние в волков. В книгах преподавателя Болонского университета Гервасия Тильберийского (1150 г.р.) встречается несколько упоминаний о вервольфах.
Особенно впечатляет его рассказ о трубадуре Понсе де Капдюэле, который после превращения в зверя нападал на детей и съедал их, взрослых же сильно кусал. Оборотнем Тильберийский считал и змея-искусителя, который убедил Еву попробовать плод Дерева познания Добра и Зла. Гервасий считал, что этим змеем была женщина.
В средние века в Нидерландах, Франции, Бельгии, Германии проходило множество судебных процессов над вервольфами. Их обвиняли в убийствах детей, изнасилованиях, каннибализме, инцесте.
Ульфхеднар (скандинавская мифология)
«Волкоголовые», воины-волки. Жили в диких лесах в стаях волков. Поддерживали жизнеспособность смешанных стай, похищая мальчиков в окрестных населённых пунктах. Занимались каннибализмом. В битвах с врагами действовали стремительно и жестоко.
Волколак или волкодлак (славянская мифология)
Оборотни превращались в волков по ночам или на несколько дней в зимнее время. Нападали на людей и домашний скот, считались людоедами.
Иногда человек становился волколаком не по собственному желанию, а после набрасывания на него колдуном волчьей шкуры. Такие оборотни стремились вернуть себе прежний облик и не были людоедами.
Волк — не единственный вариант «перевёртыша» в славянской мифологии. Ударившись о землю, он способен превратиться в любой предмет: одушевлённый и неодушевлённый.
Ещё одна популярная разновидность трансформации — медведь. Считается, что это Человек, которого Бог наказал за грехи. Медведь — хозяин леса, не имеет отношения к нечистой силе. Его мясо нельзя было есть из-за предполагаемого человеческого происхождения.
Вилктаки (литовская мифология)
Оборотня можно узнать по белому пятну на груди и человеческим зубам. Если Человек превращался в вилктака на некоторый промежуток времени, он всё понимал, но не мог говорить.
Тот, кто решил стать вилктаком по своему желанию, очень опасен: он может быть людоедом. А кто подвергся трансформации в результате колдовства, должен был целый век стоять на коленях без движения. Только в этом случае у него появлялся шанс снова оказаться человеком.
Мардагайл (армянская мифология)
Чаще всего ими становятся женщины, на которых за какую-то серьёзную провинность Бог набрасывает шкуру волка. В результате они превращаются в жестоких убийц, пожирателей детей.
Бисклаврет (бретонское предание)
Оборотень из французской Бретани. О нём в своём лэ (стихотворении-балладе) написала поэтесса Мари де Франс, которая жила в XII веке. Вервольфом был бретонский барон Бисклаврет. По неизвестной причине он еженедельно уходил в лес на несколько дней.
Жена с любовником проследили за ним и стали свидетелями превращения. Они спрятали его одежду, без которой он не мог снова вернуть себе человеческий облик. Изменщица объявила мужа-оборотня погибшим, вышла замуж за любовника и присвоила себе все имущество бывшего мужа. Справедливость все же восторжествовала: барон стал человеком и прогнал неверную жену.
Юха (татарская мифология)
Предание «Бедняк и Юха-оборотень» повествует о том, как бедный парень познакомился у колодца с прекрасной девушкой, влюбился, решил стать её мужем. Красотка оказалась оборотнем и высосала из юноши всю энергию.
Избавиться от девушки удалось с помощью дяди парня, который подсказал заманить ее в жарко натопленную баню и закрыть там. В итоге она превратилась в змею и испеклась, после чего бедный влюбленный выздоровел и зажил счастливо.
Гульябани (тюркская мифология)
Злые духи, покрытые жесткими густыми волосами. Они живут в подземельях, на кладбищах, полях сражений. Любят в ночное время кататься на лошадях.
Лугару (луизианская мифология)
Продавшие душу дьяволу оборотни с волчьей, коровьей, свиной или собачьей головой.
Оборотни с научной точки зрения
Для любого явления, каким бы необычным оно ни было, имеется научное объяснение.
1. Человека считают оборотнем из-за сильного оволосения лица и тела.
Причина — врождённый гипертрихоз. Это редкое заболевание, вызванное мутацией 8-й хромосомы. Проявляется в чрезмерном росте волос на всех частях тела.
Самый известный пример: Андриан Евтихиев и его сын Федор. Они проживали в Петербурге в 19 веке. Оба страдали гипертрихозом. «Волосатые люди» выступали за деньги в цирках, на ярмарках, в шоу антрепренера Финеаса Барнума.
Ещё один пример — семья Ацивов из мексиканского города Закатекас. Каждый из членов большого семейства, включая женщин и мужчин, является носителем мутировавшего гена. У всех наблюдаются избыточное оволосение даже на стопах и ладонях, искажение мимики, проблемы с осанкой. Эндогамия (выбор супруга своего же рода) способствовала сохранению генной мутации.
2. Человек сам считает себя животным.
Причиной этого может быть наличие психического расстройства под названием «клиническая ликантропия». Для подобных пациентов характерна потеря идентичности, специфическое поведение — вой, перемещение в пространстве на четвереньках, лай, а также ликантропический бред. Человек считает себя волком или говорит, что превращается в него.
В 1963 году доктор Ли Иллис написал работу «О порфирии и этиологии оборотней». Иллис считал, что причина удивительного явления — не магия, а врождённое генетическое заболевание — порфирия. Его симптом — чувствительность к свету, которая приводит к появлению пятен, язв, сильным болям, разрушению костей, хрящей, изменению цвета кожи и зубов. Впоследствии — полная деградация.
Оборотни в культуре и искусстве
Оборотни — герои многих легенд, сказок, фольклора. Их образ активно используется в мировом кинематографе.
Кинематограф
В 1913 году вышел первый фильм на эту тему — немой фильм ужасов «оборотень», снятый по мотивам индейских легенд и рассказа Генри Беогрэнда.
С французской ленты Le Loup Garou в 1924 году началась эра звукового кино о мифических монстрах. Следующими были американские картины «Лондонский оборотень» и «Человек-волк».
За сто лет были сняты десятки фильмов и сериалов об оборотнях в Америке, Японии, Германии, Южной Корее, Канаде, Испании, Бразилии, СССР.
Топ-10 фильмов:
Литература
Список оборотней в литературных произведениях разных жанров огромен. Хозяйка Медной горы превращается в ящерицу, мачеха из «Майской ночи» — в черную кошку, корова из «Крошечки-хаврошечки» — в яблоню, мама из «Арысь-поле» — в рысь, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч — в приятных и безобидных персонажей.
Преподаватель Хогвартса Люпин, укушенный в детстве оборотнем Фенриром Сивым, каждый месяц в полнолуние превращался в волка. Без специального зелья мог стать в этот момент опасным для других, хотя в жизни он был очень добрым и отзывчивым.
Царевна-лебедь помогает Гвидону, а потом становится его женой. Граф-вампир из романа Стокера «Дракула» спит в гробу и высасывает кровь жертв.
История «Красной шапочки»
Сюжет народного предания, по мотивам которого Перро и братья Гримм написали сказки, не рассчитан на слабонервных. Ведь в нём девочку угощают кровью и плотью любимой бабушки, предлагают бросить одежду в огонь, потому что она ей больше не понадобится. И никаких упоминаний о шапочке.
В оригинальном варианте девочка встречает по пути к бабушке бзу. Это слово в переводе с бургундского диалекта означало «волк-оборотень». То есть она сталкивается не со зверем, а с мужчиной, который только в доме у старушки начнет покрываться шерстью, его ногти, зубы и уши увеличатся в размере.
Перро смягчил содержание, избавил его от жутких подробностей, придумал милую, запоминающуюся деталь — красную шапочку, а человека-оборотня сделал обычным говорящим волком. В таком виде сказка Перро, как и многие другие его переработки фольклора, приобрела огромную популярность.
Существуют ли оборотни в реальной жизни? Каждый решает сам, верить ли мифам, историческим хроникам, свидетельствам обычных людей и тех, кто имеет дело с магическими практиками.
Источник: salik.biz