Все, от чего приличное общество бежало из прайм-тайма телеканалов, перекочевало на ютуб. Трешовый контент набирает миллионы просмотров, а его авторы становятся героями интернета. Есть ли место для благотворительности на ютубе и почему аудитории нравится наблюдать, как одни люди ставят эксперименты над другими.
Зрители ютуб-канала ABRACADABRA.TV собрали полмиллиона рублей на квартиру для пенсионерки из Вологодской области, которая ходила в лес за валежником, потому что ее пенсии не хватает на дрова. О проблеме Валентины Александровны подписчики узнали благодаря автору канала Александру. После он снял ролик о том, как показывает бабушке подаренную квартиру, и организовал новый сбор, теперь на ремонт.
Александр часто занимается благотворительностью: целый день оплачивал пенсионерам покупки в магазине, не забывая снимать все на камеру, арендовал бездомному Саиду квартиру, устроил его поход на программу «Давай поженимся» и делает про него целый сериал. Сейчас Александра представляют в СМИ как видеоблогера, который помогает бездомным. Но еще совсем недавно этим же людям он предлагал есть сырые куриные головы и саранчу.
– Вот ты монстр. Три бутылки уже выпил. Четвертая, финальная, – говорит Александр своему герою, бездомному по имени Юрий.
– Не победю, – отвечает тот.
– Не сможешь, думаешь?
– Нет. Не победю, в натуре говорю, – Юрий явно чувствует себя нехорошо после того, как залпом выпил три бутылки водки.
– Попробуй, сколько сможешь.
– Полный желудок, некуда. Если бы не ел, то победил бы.
– Это будет абсолютный рекорд, такого еще никто не делал, – убеждает его Александр, чтобы эксперимент не провалился.
– Да?
– Да!
Юрий по-прежнему не решается открыть четвертую бутылку, тогда Александр добавляет:
– Ну, давай, Юрец, верю.
Эксперименты над бездомными – «фирменный» контент видеоблогера Александра, про которого известно только то, что он живет в Москве и воспитывает двоих детей.
Еще недавно на канале ABRACADABRA.TV можно было найти ролики: «Съел сырые куриные головы за тысячу рублей полнейший треш», «На Что Готов Мужик Ради 500 Рублей. СЪЕЛ ЖИВУЮ САРАНЧУ 5 шт», «Выпил 100 яиц за 2 минуты – шок».
Сейчас Александр удалил большую часть треш-контента (хотя ролики по-прежнему можно найти на других каналах). Остались только самые безобидные пранки, где автор просит бездомных за 500 рублей посоревноваться в поедании тридцати сосисок с острым соусом (пять миллионов просмотров) или съесть килограмм икры (два миллиона просмотров).
– В посылке от родственника я получил две банки черной икры, и мне сразу же в голову пришла забавная идея: скормить кило осетровой икры какому-нибудь бомжу за 500 или 1000 рублей, там посмотрим. Я догадываюсь, что идея может показаться вам сумасшедшей, но я люблю делать то, что еще сам не видел. Да и вам будет интересно посмотреть на это зрелище, – объясняет Александр в начале ролика. Дальше он сообщает, что килограмм икры стоит 45 тысяч рублей, значит, это будет самый дорогой эксперимент, и просит зрителей, которым понравится его «выходка», поставить лайк под видео. «Выходка» понравилась 48 тысячам человек против 12 тысяч, не оценивших эксперимент.
Согласно данным сервиса Socialblade.com, примерный доход канала ABRACADABRA.TV в месяц составляет от двух тысяч до 36 тысяч долларов.
Сергей Кокарев
– За 1000 показов (это показатель CPM), по мнению Socialblade, ютубер зарабатывает от 0,25 до 4 USD, однако финальный заработок мы знать не можем, – говорит директор по стратегии агентства медиакоммуникаций «Апрель» Сергей Кокарев. – Он определяется числом показов рекламы, аудиторией (чем взрослее и богаче, тем дороже) и спросом на рекламу в данный момент. Сумма в 2 000 USD, при 8 млн просмотров в месяц, которые есть у ABRACADABRA.TV, выглядит более реалистичной, чем 36 тысяч, так как в России очень низкая цена за видеорекламу. Мы можем сильно огрубить и предположить, что видео блогера в среднем набирает 800 000 просмотров, при этом за одну интеграцию блогер берет 150 000 рублей, в месяц ABRACADABRA.TV делает 8 интеграций, соответственно доход составит примерно 1,2 млн рублей. Но не следует путать выручку блогера с его прибылью, растущий канал требует вложений в посевы роликов, написание сценариев, съемки, монтаж и прочее.
Идея зарабатывать на бездомных не нова. Их мир, каким он представлен на ютубе, даже получил отдельное название – мизерная вселенная.
Одними из первых, кто сделал человека, живущего на улице, героем интернета, были авторы канала «Хочу Пожрать».
Сейчас канал недоступен на территории России, однако найти и посмотреть отдельные ролики по-прежнему можно. Целый сериал о жизни бездомных «Один день среди бомжей» снимает создатель канала «Павел Васильевич Live». Он приезжает в гости к бездомным, привозит много алкоголя, знакомит и «сводит» их, чтобы контент был еще более «трешовым». Павел Васильевич печально известен тем, что его бездомный герой съел живую крысу. Подписчиков у канала не так много – чуть больше 35 тысяч, однако и этого достаточно, чтобы найти рекламодателя и зарабатывать деньги.
– Те, кто покупает интеграции в само видео, конечно же, оценивают контент и потенциальное количество просмотров, которое соберет ролик, – объясняет Сергей Кокарев. – Количество подписчиков для адекватного рекламодателя вообще бесполезная величина. Единственный вывод, который можно сделать из количества подписчиков, – много ли на канале накрученной аудитории. Я полагаю, что желающих купить рекламу в таких жестких роликах, как поедание головы, будет минимально. Скорее это какие-то маргинальные истории, а-ля букмекеры или пирамиды.
По жалобам пользователей ютуб может забанить любой контент. Причин пожаловаться девять: материалы сексуального характера; жестокие или отталкивающие сцены; оскорбления или проявление нетерпимости; вредные или опасные действия (наркотики, самоубийство, поджоги); жестокое обращение с детьми; пропаганда терроризма; спам; нарушение авторских прав или конфиденциальности.
Сергей вспоминает скандал, начавшийся в 2015 году и получивший название «Эльзагейт». Ютуб почти три года вел борьбу с псевдодетским контентом – серией однотипных странных психоделических детских видео с количеством просмотров под 70 000 000.
– Также периодически в бан отправляется канал популярного пранкера Эдварда Билла. Хотя никакого поедания головы там нет. Это просто не всегда смешные, а чаще жесткие пранки в стиле школьного хулиганства. В общем, по мнению ютуба, автоматически запрещается порнографический контент, а все остальное проходит фильтр аудитории постфактум, – продолжает Кокарев.
Из этого можно сделать вывод, что аудиторию вполне устраивают испытания над бездомными в стиле «на что готов мужик ради денег».
На вопрос о том, почему такой контент популярен, Кокарев отвечает: ровно по той же причине, по которой популярны топовые ТВ-шоу в духе «Дом-2», «Давай поженимся» и большинство того, что выходит в прайм-тайм.
– Массовый зритель потребляет массовый продукт, массовый продукт прост в исполнении и наполнен дешевыми трюками для привлечения внимания, – говорит Сергей.
Новость о том, что блогер Александр и зрители канала ABRACADABRA.TV купили пенсионерке Валентине Александровне квартиру, моментально облетела интернет. За Александром закрепилась репутация человека, который помогает бедным и бездомным. Но правильно ли называть то, чем сейчас занимается блогер, благотворительностью, если это в первую очередь приносит ему немалый доход?
Полина Колозариди
– Мы с коллегами проводили исследование про общественно-политическую блогосферу России, – рассказывает социолог, научный сотрудник НИУ ВШЭ Полина Колозариди. – Для более старых платформ, как LiveJournal и даже Facebook, формат социально ответственного блогера или даже журналиста понятен: он пишет тексты о какой-то проблеме. Новые платформы, к которым относится ютуб, построены на бизнес-модели и медиа-модели. Надо понимать, что ютуб – это не только медиа, но и большой бизнес, и люди, которые размещают там ролики, тоже играют в бизнес. Они накручивают лайки, стараются привлечь людей броскими заголовками. У них этика не журналистов, которые так или иначе воспитаны на традициях, но этика бизнесменов. Если ролик дает хайп, лайки, то значит, он годный для ютуба.
Сергей Кокарев предлагает отделять работу блогера по созданию контента и рекламный доход от благотворительной деятельности.
– Первое – это бизнес, второе – социальная инициатива. Упрекать человека в том, что он не отдает деньги от рекламы в помощь нуждающимся, – это как упрекать ведущего Первого канала из какой-нибудь топовой передачи, в которой периодически тоже собирают на что-то деньги, в том, что он получает свою зарплату, а не работает просто так.
Григорий Свердлин
Директор «Ночлежки» Григорий Свердлин, который много лет занимается помощью бездомным, предполагает, что элемент просвещения и привлечения внимания к проблеме в таких роликах есть. Благодаря активности блогеров подобного толка некоторые, возможно, больше узнают о настоящей благотворительности, в лучшем случае начнут интересоваться, почему люди на самом деле попадают на улицу.
– Но такие сюжеты вызывают у меня возмущение и отторжение, – говорит Григорий. – Это хайп на теме благотворительности, совершенно неприемлемый.
Больше всего меня расстраивает, что, вместо того чтобы транслировать уважительное отношение к людям, которые попали в беду и которым этот блогер, если он благотворитель, хочет помочь, он своими роликами транслирует отношение к бездомным как к подопытным животным.
Прекрасно, если удастся помочь одной бабушке, но если добиваться этого такими средствами, то этот человек должен понимать свою ответственность. Миллион своих подписчиков он учит тому, что бездомные – это не вполне люди, над ними можно вот так ради фана издеваться.
Нужно объяснять, что подавляющее большинство бездомных не мечтали о такой жизни и не выбирали такую судьбу. Нужно, как это много лет делает «Ночлежка», показывать, что это разные люди с разными судьбами. Есть люди, которые оказались на улице, став жертвами мошенничества с недвижимостью, 13% бездомных, по нашей статистике, – это выпускники детских домов. Нужно рассказывать, что больше 50% людей, которые жили в нашем реабилитационном приюте в Петербурге, уже не вернулись на улицу, а благодаря своим усилиям и помощи наших юристов и соцработников вернулись к обычной жизни, снимают жилье, ходят на работу, растят детей. Это показывает, что бездомным можно помочь, что это не каста отверженных и не приговор, а временное состояние человека.
С одной стороны, у нас в обществе в целом высокий уровень агрессии всех ко всем, а с другой – есть масса стереотипов в отношении бездомных и многие идут по пути «расчеловечивания». Они уже не видят в бездомных людей. Это грустно, и с этим надо бороться. Только просвещением и разговорами о конкретных людях с конкретными судьбами можно бороться с ситуацией, когда в человеке не видят человека.