Божия Матерь всюду – ты ошибаешься, но знаешь, что Она не отходит от тебя

21.09.2018 19:50 2

Божия Матерь всюду – ты ошибаешься, но знаешь, что Она не отходит от тебя

Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Лк. 10: 38—42

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 11: 27—28

Одна из важнейших проблем человека, переступающего порог церкви, состоит в том, что он приходит сюда не для того, чтобы вести духовную жизнь, а для того, чтобы Бог решил его проблемы. Какими бы они ни были — денег нет, мужа нет, мира нет. Еще чего-то нет. На этом «у меня нет» строится представление человека о том, что в храме должно происходить. А именно: Бог должен восполнить то, чего мне недостает. Я, в свою очередь, согласен взять на себя некоторые обязательства. Например, исповедоваться, причащаться, читать некоторые тексты. Ты — мне, я — Тебе.

В этом карикатурном видении и ведении духовной жизни ничего от Духа нет. Потому что когда Дух оказывается вовлечен в твою жизнь, Он путает тебе все карты. Все твои представления о долженствованиях, все человеческие расчеты. Все то, что у тебя уже размечено на годы вперед. Но если ты пришел не за тем, чтобы Дух действовал в твоей жизни, как Он умеет действовать, рано или поздно возникает обида на Бога. Как так? Я принял условия игры, исполняю все формальные требования, а зарплата у меня как была маленькой, так и осталась, а семьи как не было, так и нет. И мне еще сообщают, что я должен верить в то, чего никто не видел. О чем мы тут вообще говорим?

Хочу обратить ваше внимание вот на что. Круг евангельских чтений, приуроченных к Богородичным праздникам, очень узок. По пальцам одной руки можно пересчитать эти отрывки из Евангелия. Почему так? Ведь самих праздников, посвященных Божией Матери, очень много. Правильный ответ очень прост: потому что очень мало достоверных свидетельств о жизни Пресвятой Богородицы. А Церковь целомудренно не восполняет этого недостатка свидетельств сплетнями и баснями.

Не нужно большого количества слов. Духу угодно являться человеку в тишине. В невидимости. В несомненной очевидности.

Богородичные праздники крупным стежком проложены по ткани церковного года. Божия Матерь всюду — в воспоминании событий Ее земной жизни, в почитании Ее чудотворных икон. Она всюду. И вроде бы нет действия. Действие Божией Матери есть по преимуществу действие Живого Духа. И пока ты не пробьешь брешь в собственных стенах непонимания, ты никогда не соприкоснешься с настоящей жизнью Церкви, где всюду Спаситель и Божья Матерь. Где всюду святые угодники. Где каждое событие твоей жизни так или иначе с ними связано. Твоя жизнь, проще говоря, происходит на их глазах и при их участии.

Пока ты этого не почувствуешь, все твои поклоны и акафисты не имеют значения. Ты будешь находиться в постоянной тревоге относительно молитвенного правила, постной или скоромной еды, тех или иных «можно» и «нельзя». Когда ты ощутишь опыт соприкосновения, тебе уже все будет не страшно. Ты можешь знать, что ты ослабеваешь и стынешь, что ты ошибаешься, но ты будешь также знать, что они — Христос, Пресвятая Богородица, святые — не отходят от тебя. «И, упразднив клятву, даде благословение»[1], — в сегодняшнем песнопении говорится. Божия Матерь, упразднив клятву, то есть проклятие, дает через Христа нам благословение.

Кто человеческий род проклинает? Понятно, враг. Но действует он человеческими руками, через кого-то. И ни через кого он так успешно не действует, как через нас самих. Мы сами — авторы своих самых жутких проклятий. Они состоят в том, чтобы иметь глаза и не видеть, иметь уши и не слышать. Быть твердокаменно убежденными в своей правоте и не искать тишины и глубины духовной жизни. Она есть. И в наступившем церковном году такая первая глубокая и чистая полынья, наполненная водой живой, — Рождество Божией Матери.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

[1] «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (Тропарь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, глас 4).

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Большинство россиян одобряют идею лишения родительских прав сектантов, показал опрос ВЦИОМ Фонд решения социальных проблем общества Среди жертвователей на главный храм российской армии нашелся офшор, владелец которого помогал обогащаться президенту нищей Экваториальной Гвинеи Играть в игровые автоматы Igrosoft (Игрософт) В США составили "фоторобот" Бога и выяснили, на кого он похож (ФОТО)

Православная лента