Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 14-ю по Пятидесятнице из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Мф. 22: 1—14
Господь посылает к разным людям, которые именуются званые, то есть приглашенные. А что, Он разве не знает, что Ему откажут? Он разве не представляет Себе реакцию тех, к кому обратился? Знает и представляет. Но все равно зовет их. Зовет в надежде на исправление, в надежде на то, что они не ответят злом. И наконец, зовет для того, чтобы сказать, что позвали многих, но выбрали немногих. Много званых, а мало избранных. Но и на этом не заканчиваются удивительные вещи, связанные с этим евангельским текстом.
Когда злые люди убивают слуг, возмездие приходит неотвратимо. И званые становятся врагами Божиими. Какая немедленная и необратимая перемена! И тогда посланные рабы — мы в них видим прообраз апостолов — идут на распутье, то есть по всему миру, потому что перекрестки дорог — это мир. И собирают всех. Эти собранные, кого позвали, конечно, не были готовы. Они, может быть, и не знали, куда их пригласили. Знали только, что будет мирно, спокойно, возможно, весело. Их пригласили, и они не отказались. Какой смысл говорить о брачной одежде, о готовности к пиру?
Среди всей этой наверняка разношерстной публики господин вдруг останавливает свой взгляд на человеке, который не готов. И выводит его вон. И участь его — плач и скрежет зубов.
Почему хозяин пира так сделал? Для нас очень важно понять прямую связь этого евангельского чтения с нашей собственной жизнью. Все мы только-только становимся на путь воцерковления, только учимся быть христианами. Мы живем своей жизнью, мы ходим на разного рода распутьях дорог. И вот к нам приходят посланные от Господина. Или придут, если еще не пришли. Они могут прийти, когда Церковь переживает период относительного благополучия. А могут — в условиях гонений, когда Церкви тяжело. И они позовут нас: «Ты нужен Господину, ты нужен Господу». И вот тогда мы не должны отговариваться тем, что не готовы.
Мы должны научиться себя вести так, чтобы Господь нам не сказал: «Почему же ты не одет в брачную одежду?» А какая она, эта брачная одежда? Брачная одежда — это готовность откликнуться на призыв Божий. Каждого из нас позовут по-своему, каждому Бог скажет свои слова. И каждый должен ответить согласием. Сказать: «Господи, я весь Твой без остатка». И не только сказать, но откликнуться делом.
На любой призыв Господа, приходящий к нам через людей или каким угодно способом, мы должны ответить: «Да, я готов». По этой брачной одежде Спаситель отличит Своего от того, кого Он упоминает в другом месте Евангелия: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное (Мф. 7: 21).
А чем откликнуться на призыв Божий — всегда найдется. Помочь в храме, восстанавливая его, жертвуя на него. Помочь тем, кому тяжелей, чем нам, живется. Да просто сдержаться и не сказать злого слова, уже готового сорваться с губ. Да просто делать свою работу честно и порядочно. Все это, если мы совершаем это ради Господа, отвечая на Его призыв, готовит нас и ткет для нас брачное одеяние, чтобы нам ко Христу на пир прийти мирно и по-Божьему.
Вот этого желаю всем вам, себе, каждому из нас. Господи, пусть нам не будут сказаны слова: «Изыдите вон!» А пусть нам будут сказаны слова: «Войдите в радость Господа вашего».