Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 гогда в таллинском Александро-Невском соборе.
Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником.
Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа.
Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием.
А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.
Когда Христа спросили, как придет Царство Божие, как его узнать, Он ответил, что это Царство нельзя увидеть, нельзя сказать: вот, оно здесь или там, потому что, говорит Христос, «Царство Божие внутри у вас есть». Апостол Павел по этому поводу говорит, что Царство Божие – это праведность, и мир, и радость. И прибавляет: «В Духе Святом».
Так что Царство Божие, которое внутри у нас есть – это состояние сердца, состояние души. Состояние любви, мира, радости – такое, которое рождается в человеке от прикосновения Духа Святого. А Он прикасается, и возможным становится такое прикосновение Духа – от веры человека и от жизни по Евангелию. Так что все очень просто: и Евангелие простое, и Христос очень прост.
Я помню, как говорил один очень большой богослов, видный ученый, что Евангелие простое, его и дети могут понять. И это, в общем, верно: дети могут понять – но именно дети, то есть открытые, непредубежденные, еще чистые душой и чистые сердцем люди. Потому что могут быть люди вполне взрослые, многоученые, очень умные, которые ничего в Евангелии не понимают и в нем совершенно не разбираются. Это может быть потому, что сердце закрыто, закрыта душа, душа уже загрязнена.
Если это так, если человек ко Христу, к Евангелию предубежден, тогда, конечно, для него Евангелие и христианство – книга за семью печатями, музыка для глухого, он не способен это принять. Вот почему говорит Господь, что если не обратитесь и не будете как дети, то есть, такими простыми, открытыми и чистыми – хотя бы в какую-то меру чистыми, или, во всяком случае, если не чистыми, то искренними, стремящимися узнать правду и готовыми принять ее, а не попирать, хулить и отталкивать – такой человек способен принять Христа и Евангелие, уразуметь и почувствовать это. Скажем так: к такому человеку Дух Святой может прикоснуться. А прикоснувшись, Он уже и родит Свое.
Что родит Дух Святой? Это, братья и сестры, много очень. И тут множество разных ступеней и состояний. Оживает сердце, появляется вера ко Христу, начинает открываться и пониматься Евангелие, рождается расположение к нему. Начинает чувствоваться молитва: не просто говоришь слова молитвы, и они звучат как стук деревяшек, а что-то откликается в душе. Душа теплеет, рождается доброе отношение к людям, отзывчивость, понимание их, уменьшается осуждение, увеличивается видение себя и своих недостатков, своего несовершенства. Отсюда рождается сочувствие и сострадание к людям, понимание, что если мне тяжело, если я такой, то как же им тяжело, как им трудно…
Святые – это были люди, очень хорошо видевшие себя, по-настоящему знавшие себя. И отсюда – они очень хорошо видели и понимали, и сочувствовали тем, кто к ним приходил, и никогда никого не осуждали. Не потому, что им было все равно, не потому, что они называли белое черным, а черное белым, нет. А потому, что они знали, как легко впасть в грех и как бывает трудно от него освободиться, и как много соблазнов, как человек удобопреклонен ко греху – все это и многое другое они знали. Вот почему в исповедных молитвах есть такие слова о людях: «…в мире живущие, тело носящие, от диавола прельстившиеся…».
Значит, действует на человека и мир, и сам он, его тело, поврежденная земная природа, расположенная ко греху, и дух тьмы – все это действует, очень действует. Вот почему у святых было правильное видение всего и правильное отношение ко всему – не умовое, а сердечное, это была сердечная мудрость. И все это, братья и сестры, составляет Царство Божие.
Царство Божие – это когда Бог царит в человеке, царствует в его душе. Это коротко, просто, но и чудно, и мудро, и необъяснимо: можно сказать тысячу слов, но все равно это состояние не передашь. Это надо пережить обязательно, потому что христианство и Христос, Его Царство – они переживаются.
Впрочем, как переживается и ад – это может быть предначинанием адского состояния. И это, увы, нам ближе, потому что грех нам ближе. Мы имеем опыт греха, опыт зла, уныния, отчаяния, омраченности, раздражительности, недовольства – этот опыт у нас очень богатый…Но есть и другой опыт: светлый, идущий от Христа, от Духа Божия, от Любви. Хорошо, если мы будем верны именно этому опыту.
Подготовил Петр Давыдов