Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем

19.08.2018 9:10 1

Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем

Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 гогда в таллинском Александро-Невском соборе.

Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником.

Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа.

Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием.

А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.

Когда Христа спросили, как придет Царство Божие, как его узнать, Он ответил, что это Царство нельзя увидеть, нельзя сказать: вот, оно здесь или там, потому что, говорит Христос, «Царство Божие внутри у вас есть». Апостол Павел по этому поводу говорит, что Царство Божие – это праведность, и мир, и радость. И прибавляет: «В Духе Святом».

Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем

Так что Царство Божие, которое внутри у нас есть – это состояние сердца, состояние души. Состояние любви, мира, радости – такое, которое рождается в человеке от прикосновения Духа Святого. А Он прикасается, и возможным становится такое прикосновение Духа – от веры человека и от жизни по Евангелию. Так что все очень просто: и Евангелие простое, и Христос очень прост.

Я помню, как говорил один очень большой богослов, видный ученый, что Евангелие простое, его и дети могут понять. И это, в общем, верно: дети могут понять – но именно дети, то есть открытые, непредубежденные, еще чистые душой и чистые сердцем люди. Потому что могут быть люди вполне взрослые, многоученые, очень умные, которые ничего в Евангелии не понимают и в нем совершенно не разбираются. Это может быть потому, что сердце закрыто, закрыта душа, душа уже загрязнена.

Если это так, если человек ко Христу, к Евангелию предубежден, тогда, конечно, для него Евангелие и христианство – книга за семью печатями, музыка для глухого, он не способен это принять. Вот почему говорит Господь, что если не обратитесь и не будете как дети, то есть, такими простыми, открытыми и чистыми – хотя бы в какую-то меру чистыми, или, во всяком случае, если не чистыми, то искренними, стремящимися узнать правду и готовыми принять ее, а не попирать, хулить и отталкивать – такой человек способен принять Христа и Евангелие, уразуметь и почувствовать это. Скажем так: к такому человеку Дух Святой может прикоснуться. А прикоснувшись, Он уже и родит Свое.

Что родит Дух Святой? Это, братья и сестры, много очень. И тут множество разных ступеней и состояний. Оживает сердце, появляется вера ко Христу, начинает открываться и пониматься Евангелие, рождается расположение к нему. Начинает чувствоваться молитва: не просто говоришь слова молитвы, и они звучат как стук деревяшек, а что-то откликается в душе. Душа теплеет, рождается доброе отношение к людям, отзывчивость, понимание их, уменьшается осуждение, увеличивается видение себя и своих недостатков, своего несовершенства. Отсюда рождается сочувствие и сострадание к людям, понимание, что если мне тяжело, если я такой, то как же им тяжело, как им трудно…

Святые – это были люди, очень хорошо видевшие себя, по-настоящему знавшие себя. И отсюда – они очень хорошо видели и понимали, и сочувствовали тем, кто к ним приходил, и никогда никого не осуждали. Не потому, что им было все равно, не потому, что они называли белое черным, а черное белым, нет. А потому, что они знали, как легко впасть в грех и как бывает трудно от него освободиться, и как много соблазнов, как человек удобопреклонен ко греху – все это и многое другое они знали. Вот почему в исповедных молитвах есть такие слова о людях: «…в мире живущие, тело носящие, от диавола прельстившиеся…».

Значит, действует на человека и мир, и сам он, его тело, поврежденная земная природа, расположенная ко греху, и дух тьмы – все это действует, очень действует. Вот почему у святых было правильное видение всего и правильное отношение ко всему – не умовое, а сердечное, это была сердечная мудрость. И все это, братья и сестры, составляет Царство Божие.

Царство Божие – это когда Бог царит в человеке, царствует в его душе. Это коротко, просто, но и чудно, и мудро, и необъяснимо: можно сказать тысячу слов, но все равно это состояние не передашь. Это надо пережить обязательно, потому что христианство и Христос, Его Царство – они переживаются.

Впрочем, как переживается и ад – это может быть предначинанием адского состояния. И это, увы, нам ближе, потому что грех нам ближе. Мы имеем опыт греха, опыт зла, уныния, отчаяния, омраченности, раздражительности, недовольства – этот опыт у нас очень богатый…Но есть и другой опыт: светлый, идущий от Христа, от Духа Божия, от Любви. Хорошо, если мы будем верны именно этому опыту.

Подготовил Петр Давыдов

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Католикос всех армян призвал не устраивать акций с требованием его отставки в праздничный день Папа Франциск одобрил подготовку к канонизации Иоанна Павла I, чья смерть в 1978 году породила теорию заговора Польская православная церковь запретила своим священникам вступать в литургические и молитвенные контакты с УПЦ Киевского патриархата Как обойти бан букмекера GGBet Россия впервые попала в список из 50 стран, где христиане подвергаются гонениям

Православная лента