Почти треть площади государства Перу занимают горы — Кордильеры. Археологи установили, что именно здесь зародилась первая доинкская цивилизация — Чавин. Как образно пишет чешский исследователь Милослав Стингл, «на сцене перуанской истории появление культуры Чавин напоминает скорее взрыв, неожиданную вспышку, последствия которой ощущались на протяжении многих столетий».
Как это не раз бывало, остатки древней цивилизации были обнаружены более 100 лет назад совершенно случайно. В труднодоступной местности, на восточных склонах хребта Кордильера-Бланка, на высоте 3200 метров фермер Тимотео Эспиноза работал на своём участке возле заброшенного индейского селения Чавин-де-Уантар. Однажды его лопата наткнулась на необычный камень. Находка представляла собой плоский монолит длиной более двух метров с вырезанным на нём изображением странного существа с огромной головой и кошачьими зубами.
Фермер перенёс камень в дом и в течение нескольких лет использовал его в качестве стола. Однажды итальянский путешественник Антонио Раймонди зашёл в дом Эспинозы, где обнаружил этот необычный предмет мебели. Гость внимательно изучил рисунок на камне и оценил значимость артефакта. После публикаций Раймонди в начале XX века в Чавин-де-Уантар прибыл археолог Хулио Сесар Тельо. Благодаря его многолетней деятельности были совершены замечательные открытия.
Профессор Тельо предположил, что древнее поселение возникло на этом месте около 850 года до нашей эры. Он же установил происхождение названия Чавин — «сыновья ягуара с копьями». Тельо первым показал, что Чавин — это уникальная культура, следы которой впоследствии находили и находят по всей обширной территории Перу. Когда учёные говорят о «влиянии Чавин» на прочие древние центры, то имеют в виду в первую очередь характерный художественный стиль чавинцев, отличающийся от всех прочих.
В центре Чавин-де-Уантар — руины так называемого Старого храма, размером 228 на 175 метров. Огромные гранитные глыбы, подогнанные друг к другу с точностью до миллиметра, образуют прямоугольные внешние стены, слегка наклонённые внутрь. Стены когда-то украшали странные каменные головы с оскаленными зубами в шлемах и без. Старый храм имел форму усечённой пирамиды. Полагают, что храм появился в период между 1000 и 500 годами до нашей эры. Если это так, то он древнейший из известных культовых мест во всей Южной Америке. Но кому здесь поклонялись — не вполне ясно.
Главные ворота храма обращены точно на восток: каменная балка длиной 9 метров покоится на двух колоннах, по бокам которых громоздятся гранитные плиты, украшенные когда-то тонкой резьбой.
Перед храмом простирается четырёхугольная площадь, названная Большой. Некогда она полностью была обнесена стеной. Посреди Большой площади стоял обелиск, изготовленный из тёмного диорита, высотой 1,75 метра. Это одно из самых знаменитых произведений чавинского искусства. Ныне — гордость Археологического музея в Лиме.
Огромный каменный блок, лежащий на площади и, вероятно, когда-то бывший алтарём, археологи назвали «Созвездием Ориона». В нём выбиты семь круглых отверстий, действительно напоминающих по своему расположению семь звёзд Ориона.
Под Большой площадью была открыта загадочная подземная сеть коридоров шириной в среднем 60 сантиметров, а также вентиляционных шахт и водоотливных штолен. Один из коридоров назвали Галереей жертвоприношений. Здесь нашли остатки того, что паломники приносили подчас из очень дальних мест — например, морские раковины. Среди этих даров лежал и череп женщины, очевидно, принесённой в жертву божеству.
Ещё одну подземную галерею местные жители назвали Галереей сумасшедшего, потому что в ней долго скрывался один из обитателей деревни, которого считали душевнобольным. Другую именуют Лабиринтами. Это три коридора в форме буквы G. Но, помимо коридоров, через пирамиду проходят шахты, предназначенные, скорее всего, для вентиляции тесных, находящихся в глубине святилищ. Древнейшее из них имеет П-образную форму. Там находится удивительная скульптура — колонна, названная Лансон, что по-испански значит «копьё».
Высота «копья» — почти 5 метров, а ширина — всего 50 сантиметров. Стела похожа на каменную иглу. На поверхности монумента выгравировано странное зубастое существо. Возможно, оно должно было играть очень важную роль в религиозном культе «сыновей ягуара с копьями». Это божество с человеческим телом и чертами ягуара выглядит весьма устрашающе. В нижней части пасти хищника выступают острые клыки, выпученные глаза подняты к небу. Пояс на туловище чавинского божества украшен головами ягуаров. Подобные неглубокие рельефные изображения сохранились на многих плитах святилища. Они выполнены с редким мастерством, будто ювелир поработал бормашиной.
Местные жители называют этот монолит Кровопийцей. Скорее всего, он выполнял какие-то карающие функции в подземельях. У индейцев издавна существовало поверье, что жрецы могли принимать облик ягуаров и вступать в контакт со сверхъестественными силами. Это состояние, сходное с трансом, достигалось при помощи галлюциногенных средств, таких как хуакакачу или орехи вилки. Вероятно, древний скульптор зафиксировал этап такой трансформации жреца.
С площади по широкой Лестнице ягуаров можно подняться на западную площадку Большой пирамиды высотой 15 метров. Здесь тоже были найдены остатки колонн и камней, украшенных фризами с изображениями ягуара.
Но есть ещё один необычный культовый памятник с ягуаром — это стела Раймонди, столб высотой 2,5 метра. Тот самый, что когда-то заменял собой стол у фермера Эспинозы. На камне выбито богато орнаментированное изображение божества с чертами человека и с огромными хищными клыками. Исследователи расходятся во мнениях о том, что символизирует орнамент: то ли людей-ягуаров, то ли тела змей, то ли фигуры со звериными головами в обрамлении лучей. Смысл нанесённого на камень рисунка каждый толкует на свой лад.
Немец Вольфганг Фолькродт, доктор технических наук, предложил и вовсе неадекватное толкование стелы Раймонди. В своей книге «Все было иначе» он проанализировал рисунок с точки зрения инженерного искусства. Доктор Фолькродт увидел в изображениях на стеле… котельную установку для производства пара. Пар перемещает восемь рычагов, а те приводят в действие вращающиеся поршни — сегодня это устройство называют шестицилиндровым двухтактным двигателем. Центральный котёл обеспечивал работу четырёх отдельных систем цилиндров, которые можно было использовать при производстве любых тяжёлых работ — например, передвижении камней для строительства. По его мнению, на стеле Раймонди на самом деле изображена схема сложной и хорошо спроектированной машины. Это чудовище умело двигать руками и даже ходить.
По мнению учёных, Чавин-де-Уантар был святилищем некоего загадочного народа, Но что это был за народ? Во всяком случае, как утверждают археологи, это были не инки, ибо их творения выглядят совсем по-иному. Период расцвета цивилизации Чавин продолжался с 900 по 200 год до нашей эры, позднее начался упадок.
Однажды «сыновья ягуара с копьями» покинули родные места, и впоследствии Чавин-де-Уантар стал мёртвым городом. А 17 января 1945 года страшная грязевая лавина обрушилась с гор в долину и залила всю округу вместе с древним поселением. Оно оказалось под толстым, в несколько метров, слоем земли. Под наносами утонули развалины и все то, что Тельо не успел вывезти в археологический музей перуанской столицы. Но сохранились рисунки Тельо и копии большей части его находок.
Источник: ufospace.net