Сотрудники Третьяковки опубликовали на странице музея в Фейсбуке ответы на самые популярные вопросы о новых правилах проведения экскурсий в галерее. "Правмир" публикует их ответ полностью.
Мы видим, что сейчас в социальных сетях и СМИ сложилось впечатление, что в Третьяковской галерее нельзя разговаривать. Это представление возмущает людей своей абсурдностью.
Во время введения новых правил, к сожалению, произошло несколько конфликтных ситуаций. Случившееся было воспринято так, что Галерея ущемляет права посетителей.
Мы собрали ваши комментарии на нашей странице, чтобы ответить именно на волнующие вас вопросы и еще раз открыто заявить, что в Галерее можно и нужно делиться знаниями и впечатлениями с детьми, друзьями, коллегами.
Вопрос: если я приду втроем, вчетвером с друзьями, может иностранцами, и расскажу им о картинах, об авторах и об истории нашей страны немножко, нас что попросят на выход? Или с родственниками приду из другого города? Я ведь не беру за это плату, это не экскурсия, я просто расскажу им то, что сама знаю, а знаю я немало, ибо сама работаю в сфере, связанной с искусством. Это считается экскурсией? Как вы определите, экскурсия это или нет?
Ответ: приходите в любом составе и количестве с друзьями, родственниками, коллегами, делитесь впечатлениями, рассказывайте о картинах, истории, художниках. Это не считается экскурсией или учебным занятием. Только, пожалуйста, не мешайте другим посетителям.
Если вы не проводите экскурсию, то вам никто не сделает замечание. Правила направлены только на оформление учебных занятий и коммерческих экскурсий.
У сотрудников есть ряд косвенных и прямых признаков, по которым можно определить организованную экскурсию. Но это, конечно, тонкий вопрос. Мы понимаем, что в переходный период введения правил оформления экскурсий и занятий (правила для посетителей не изменились) могут возникать недопонимания и конфликтные ситуации. Мы сожалеем и работаем над тем, чтобы их не было.
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Вопрос: а если преподаватель приходит с группой студентов? Мне как преподавателю поход в музей не оплачивают, причём тут «незаконная коммерческая деятельность»?
Ответ: уже давно действуют правила, по которым учебное занятие оформляется по письму в Галерею. В Лаврушинском переулке, так как эта площадка очень загруженная и востребованная, право проведения учебного занятия со своим педагогом для учащихся непрофильных заведений (не художественных) является платным – 5 310 рублей. Для учащихся профильных художественных школ и ВУЗов – бесплатно. В Новой Третьяковке в постоянной экспозиции любые учебные занятия, по предварительной заявке, проводятся бесплатно.
Сейчас команда Третьяковской галереи приняла решение скорректировать эту систему. Все учебные занятия на всех территориях Третьяковской галереи станут бесплатными с нового учебного года. Будет внедрена удобная система заявок, которая позволит каждое занятие ставить в сетку расписания всех мероприятий музея.
Вопрос: что значит «незаконная коммерческая деятельность»?
Ответ: вероятно, вы имеете в виду «нелегальных» экскурсоводов. Оформление экскурсионной путевки обязательно для экскурсионной группы любой численности в целях соблюдения статьи 53 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»: «Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры».
Вопрос: была ли проверка данных случаев (конфликтных ситуаций в Галерее в связи с новыми правилами проведения экскурсий) и даны ли оценки действиям персонала?
Ответ: были проведены несколько совещаний с сотрудниками, которые работают непосредственно с посетителями. Мы стремимся к тому, чтобы таких конфликтных ситуаций не возникало.
Если вы столкнулись с непрофессионализмом или неприятной ситуацией с нашими сотрудниками, пришлите информацию об этом на почту tretyakov@tretyakov.ru или на страницу в социальных сетях с указанием даты, времени и места. Все жалобы рассматриваются, мы берем их в работу.
Вопрос: скажите, пожалуйста, что делать, если начальник охраны подходит и просит покинуть музей, несмотря на то, что это не преподаватели и студенты?
Ответ: попросите, пожалуйста, сформулировать сотрудника Галереи претензии. Может быть они касаются комфорта других посетителей или правил посещения (рюкзаки, еда, профессиональная фотосъемка). Также вы можете попросить пригласить администратора Галереи для обсуждения проблемы.
Сотрудники службы безопасности могут попросить покинуть музей только в одном случае, если посетитель ведет себя неадекватно, угрожает безопасности экспонатов и других посетителей.
Если ситуация касается неправильно оформленной экскурсии или занятия, то сотрудники службы безопасности не препятствуют осмотру музея, но могут попросить завершить работу экскурсовода.
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Вопрос: то есть приехала группа детей и учитель, их сопровождающий, не может с ними пройтись по музею в удобное этой группе время и поговорить? Надо брать обязательно только то, что представляет галерея?
Ответ: да. У нас разные условия заполняемости залов в разных зданиях. Как правило, групповые учебные занятия планируются заранее, к новому учебному году в Третьяковской галерее будет разработана удобная система подачи заявок. Это обеспечит учебной группе комфортное посещение музея и проведение занятия.
Вопрос: я преподаю историю искусств, у меня бывает, что кто-то из учеников настоящих или бывших хочет составить мне компанию на какой-то выставке, это бывает сложно спланировать, просто захотели и пошли. Если мы будем общаться в музее, я естественно веду себя скорее как преподаватель, нежели как мама этого ребенка или его подруга. Со стороны это будет выглядеть как 100% занятие или экскурсия.
Ответ: если у вас спланированное учебное занятие для группы любой численности, пожалуйста, оформите заявку.
Если вы просто идете компанией в музей, пожалуйста, обсуждайте, обменивайтесь мнениями, не мешая другим посетителям.
Вопрос: я не педагог (любитель искусства, блоггер, историк моды, культуролог), но хочу провести настоящую экскурсию для небольшой группы друзей, подписчиков, коллег. Как мне это оформить?
Ответ: сейчас такого механизма нет. Но мы рассмотрим возможность введения и оформления такой экскурсии не только для педагогов. До появления этого правила, вас и ваших спутников нельзя считать экскурсионной группой.
Вопрос: у меня остались жалобы после посещения Третьяковской галереи. Кому писать?
Сложившаяся ситуация вскрыла множество других проблемных вопросов, конфликтов. Мы хотим вас услышать. Если вы столкнулись с непрофессионализмом или неприятной ситуацией с нашими сотрудниками, пришлите информацию об этом на почту tretyakov@tretyakov.ru, или сюда, с указанием даты, времени и места. Все жалобы рассматриваются, мы берем их в работу.
Источник
Раннее старший научный сотрудник отдела графики XX века Третьяковки Татьяна Горячева объяснила с чем связан запрет на неофициальные экскурсии в музее
О преступной Третьяковке, запретившей публике разговаривать в залах, или взгляд изнутри (будет очень много слов)
Я работаю в Третьяковке 41 год. Из них 11 лет провела в экскурсбюро.
Это очень нелегкий хлеб, должна вам сказать. Каждый день по 2 полуторачасовых экскурсии в переполненных душных залах, при этом надо как-то примирить свое университетское образование с запросами публики, которую тогда (не знаю, как сейчас) привозили автобусами из разных городов по маршруту «ГУМ, ЦУМ, Красная площадь, Третьяковка»). И про барокко с рококо публика слушать была не очень расположена, а страстно желала узнать, как Иван Грозный зарезал сына, и как померла княжна Тараканова.
Экскурсионные группы по 30 человек отправляли каждые 15 минут. В залах это количество обрастало присоединившимися одиночными посетителями – группа увеличивалась человек до 50-60. И идеальной тишины как в концертном зале, никогда не бывает. Орать, чтобы все слышали, приходилось так, что в результате сейчас у меня сорваны связки.
Если кто-то из предыдущих экскурсоводов задерживался лишнее время у самых почитаемых публикой картин, то следующим экскурсоводам приходилось лавировать, искать обходные пути, отвлекать свою группу на другую (не столь желаемую публикой) картину, делать страшные глаза задержавшейся коллеге, а потом все равно возвращаться к вожделенному шедевру. Ибо какая же Третьяковка без Богатырей, Аленушки, Всадницы, Мишек и вот этого всего. А залы у нас в Лаврушинском не очень большие.
Любая не вписанная в график экскурсия очень усугубляет описанную ситуацию. Перемещение в залах экскурсионных групп должно регулироваться. Сторонние экскурсии, организованные спонтанно, страшно мешают.
Это была увертюра.
А теперь по сути:
Мы (Третьяковская галерея) НЕ запрещаем разговаривать в залах. Разговаривайте на здоровье, только, пожалуйста, не очень громко. Мы НЕ кладем посетителей за разговоры очередями из автомата, НЕ выводим их из залов в наручниках, НЕ сажаем в тюрьму.
Этот нелепый миф про запрет разговоров, столь бурно обсуждаемый последнюю неделю, порожден инцидентом с преподавателями МГУ. При этом 90% обсуждающих и не знают толком в чем дело, но «стекленеют от ярости» (как я прочла в одном из комментов), грозятся жаловаться в Конституционный суд (тоже прочла) и на полном серьезе отстаивают право разговаривать в музее, например, со своими детьми.
Придется еще раз повторить: преподаватели МГУ не беседовали между собой, а вели занятие со студентами, о котором не договорились заранее. То, что это была именно лекция, подтверждено видеозаписью. Потому МГУ и извинился перед Третьяковкой.
Евгений Птушка / Strana.ru
С МГУ у нас давние отношения, преподаватели совершенно бесплатно занимаются со студентами в залах. И не только МГУ, но и другие профильные вузы. Для этого надо только заранее оформить заявку на занятие (можно по электронной почте), и музей предоставит время, когда это занятие не будет мешать остальной музейной жизни.
Кажется, в моей молодости это были понедельники, когда музей для общих посещений закрыт. Все студенты отделения истории искусства (включая меня, а также всех представителей нашей дирекции) занимались с нашими любимыми М.Яблонской, М.Реформатской, М.Алленовым и прочими корифеями отечественного искусствознания. Эта традиция продолжается и поныне.
Теперь про экскурсии для 1-2 человек и их отличие от дружеской беседы. Это и правда очень трудно поддается вербализации. Это как попытаться формальным языком объяснить разницу между собакой и кошкой – начинаешь… и натыкаешься на то, что есть овчарки, а есть мопсы и пудели, и кошки тоже разные – общие кошкособачьи признаки до смешного могут совпадать. Но тем не менее, мы же отличаем кошку от собаки.
Одно могу сказать точно – когда я веду по сделанной мной выставке 1-2 директоров немецких музеев (и это экскурсионный показ), это сильно отличается от того, как я хожу по той же выставке с парочкой приятелей. И для меня отличается, и внешне.
У лекции/экскурсии другие задачи, требующие некоторого «артистического исполнения». Я использую именно лекционные приемы – стою чуть на расстоянии от своих слушателей, немного форсирую голос, а главное – не отхожу от картины, пока не расскажу о ней все, что собиралась. Так что отличить на глаз довольно просто. И – да, – такая экскурсия тоже может мешать, если она не вписана в экскурсионный график.
Ну и наконец. Просто наболело. Меня поражает, какими нелепыми, оскорбительными, да и просто идиотскими мифами обрастает музейная жизнь. Обыденное сознание, не зная, чем еще себя потешить, придумывает, распространяет и сладострастно обсуждает: обет молчания, наложенный на публику, безудержную коррупцию и торговлю из-под полы картинами, замену подлинников на копии (а подлинники давно проданы!), пылящиеся в запасниках шедевры, которые никогда не показывают публике (а может они уже и не пылятся, а давно проданы), откаты, намеки на 5-палубные яхты и особняки, приобретенные на вырученные за это деньги, и тому подобный параноидальный бред…
И все прекрасно разбираются в том, сколько стоит реставрация, как нужно организовать экскурсионную деятельность, и совершенно точно знают, что Третьяковка ввела кровавый режим, который надо немедленно свергнуть. И сколько ни твердят им оппоненты, что практически во всех музеях мира запрещены нелицензированные экскурсии, – нет, все равно на это звучит парадоксальный ответ: «а я вот была в Лувре (Ватикане, Дрездене, Лондоне и т.д.), и никто не запрещал мне разговаривать с моими детьми».
Может, угомонитесь, наконец??