В конце XIX века многие, услышав слово «Панама», кривились и даже плевались. Насколько грандиозны были надежды на успех, настолько же велико было и наступившее разочарование. Долгое время панамский проект считался самой крупной афёрой в истории человечества.
При взгляде на карту обеих Америк мысль о канале в районе Панамского перешейка возникает сама собой. Выгода очевидна: каких-то 80 километров пути — и кораблям не надо огибать всю Южную Америку, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан. К этой идее обращались неоднократно, но, увидев воочию дикую гористую местность, где предполагалось рыть «канаву», специалисты докладывали: это невозможно! В 1850 году американцы проложили через Панамский перешеек железную дорогу. Грузы перегружали с судна в вагоны, а затем вновь загружали в трюмы. Это было дорого и неудобно, и тем не менее нью-йоркская компания — владелец дороги — озолотилась. В 1870 году идея о строительстве канала вновь замелькала на страницах газет. И продвигал идею Великий Француз — именно так именовала мировая пресса Фердинанда Лессепса.
Фердинанд Лессепс, потомственный французский дипломат, в 1831-1837 годах служил в Египте. Однажды правитель Египта обратился к нему с просьбой дать одному из его 19 сыновей несколько уроков верховой езды, подтянуть по французскому языку и заодно обучить европейским манерам. Лессепс согласился и… вытянул свой счастливый билет. Он стал для молодого Мухаммеда не только учителем, но и другом. А через 20 лет именно этот полноватый стеснительный юноша стал пашой Египта.
Придя к власти, Мухаммед поднял вопрос о строительстве Суэцкого канала, дабы соединить Средиземное и Красное моря и получить прямой выход в Индийский океан. Но в казне не было необходимых денег, да ещё на строительство требовалось согласие Турции (Египет был частью Османской империи) и Англии, под влиянием которой Стамбул в то время находился. Для решения проблем нужен был искусный дипломат, и паша обратился к своему старому другу Фердинанду.
Лессепс уговорил и Стамбул, и Лондон, а также решил вопрос финансирования, основав «Всеобщую компанию Суэцкого канала» и выпустив от её имени облигации и ценные бумаги. И хотя строительство обошлось не в 200 миллионов франков, как задумывалось, а в 400, и рыли канал не 7 лет, а 11, первое судно 17 ноября 1869 года всего за несколько часов прошло из Средиземного моря в Красное.
Это был триумф. И не только строительный, но и финансовый: через 5 лет канал окупил себя и начал приносить дивиденды.
Владельцы акций стали богатыми людьми. Всего одна акция гарантировала стабильный доход на всю оставшуюся жизнь, благосостояние детей, внуков и правнуков. Вот почему Лессепса в Панаме расцеловали в обе щеки: кому и доверить такую грандиозную стройку, как не ему?
Герой Суэца пошёл проторенным путём: в 1879 году в Париже основал «Всеобщую компанию межокеанского канала», объявил себя её президентом и выпустил акций на 300 миллионов франков. Одна акция стоила 500 франков, что равнялось заработку квалифицированного рабочего за пять месяцев: даже не каждый средней руки буржуа мог позволить себе такую ценную бумагу. Но акции компании разошлись мгновенно.
На собранные деньги Лессепс прежде всего организовал в Париже Международный географический конгресс, на котором выступил с докладом. Суть его сводилась к идее: «Да чего тут думать? Рыть надо!» Инженеры были в шоке от такой «простоты»: горная Панама — это не ровная, как стол, Сахара, но Лессепс с апломбом осаживал возражавших: «Я Суэц построил! А ты кто такой?» На волне эйфории компания выпустила вторую партию акций. В январе 1881 года в торжественной обстановке на стройке прозвучал первый взрыв, после чего состоялся торжественный концерт с участием божественной Сары Бернар.
Гениальный пиар-менеджер, Лессепс не имел ни технического, ни финансового образования, и начатый на авось проект планетарного значения начал приносить сюрпризы.
Первыми были американцы: сообразив, что Лессепс без их железной дороги не обойдётся, они взвинтили цены на перевозки. Фердинанд, пару раз крутанув ручку арифмометра, увидел, что дешевле будет дорогу купить, чем оплачивать бешеные счета за доставку стройматериалов. «О'кей, — сказали американцы, — 100 миллионов долларов». — «Как 100 миллионов?! — удивился Лессепс. — Вчера она стоила 30!» — «Так то было вчера, а сегодня она стоит 100 миллионов».
Потом подложили свинью инженеры: оказалось, что под тонким слоем земли лежат гранит и базальт: взрывать надо. Инженеры пожимали плечами: ещё в 1835 году здесь была произведена геодезическая разведка, и результаты её ни для кого не были секретом. Непредвиденные расходы требовали дополнительных денег. Третий займ разошёлся уже без прежнего ажиотажа.
В 1887 году инженеры окончательно «убили» Лессепса, заявив, что, как ни крути, а в горной части канала надо строить шлюзы. Приглашённый инженер Гюстав Эйфель (который пока ещё только строил свою легендарную башню) подсчитал: нужно ещё 1, 6 миллиарда франков. Когда об этом написали газеты, акции компании не просто упали — они рухнули.
Корнелиус Герц, правая рука Лессепса, предложил нестандартный ход — долгосрочный выигрышный заём. Частные компании не имели права на такие финансовые операции, но Герц взял это на себя. В кафе, ресторанах, театрах он встречался с политиками, депутатами, вёл долгие разговоры о судьбе проекта и в конце беседы вручал банковские чеки на весьма крупные суммы. На лапу брали все. И в апреле 1888 года палата депутатов большинством голосов заём одобрила.
Но чуда не произошло. Было прорыто не более четверти пути, впереди ждали горы, а деньги у компании заканчивались.
Выигрышный заём положение не спас: вместо требуемых 720 миллионов франков со скрипом собрали 254.
14 декабря 1888 года Панамская компания прекратила платежи, а в феврале 1889-го её официально признали банкротом. Почти миллион человек, доверивших Лессепсу значительную часть своих сбережений, в момент стали нищими. Счета и имущество компании были арестованы, началось следствие. Вместо денег Франция получила скандал.
Выяснилось, что из 1,3 миллиарда франков инвестиций, привлечённых компанией, на строительство ушло чуть больше 700 миллионов, а из оставшихся 600 миллионов 500 просто растворились. Их потратили на конференции, гонорары деятелям искусства и журналистам, описывавшим радужную картину строительства, на возведение роскошного офиса в центре Парижа, на взятки политикам и членам правительства. А часть средств банально разворовали.
На скамью подсудимых село всё руководство Панамской компании. Каждый получил от 2 до 5 лет. Но за решётку не попал никто. Все были освобождены от наказания судом высшей инстанции. Герц, лично раздававший денежные чеки, сбежал в Англию, где счастливо прожил до самой смерти.
Обвинения в коррупции были также выдвинуты против 510 депутатов и чиновников. Однако все они с возмущением утверждали, что полученные ими деньги являлись платой за консультации. И только министр общественных работ Шарль Байо, сдуру признавший взяткой полученные им от компании 375 тысяч франков, получил 5 лет. Потерявшие деньги вкладчики не сумели вернуть ни франка…
«Но ведь канал же есть!» — скажет читатель. Есть. Но его построили американцы. И это совсем другая, не менее интересная история…
С появлением Панамского канала морской путь из Атлантики в Тихий океан сократился с 20 тысяч километров до 80. Стало не нужно огибать всю Южную Америку и идти проливом Дрейка (между Южной Америкой и Антарктидой), где в районе легендарного мыса Горн почти не прекращаются шторма. Издавна этот маршрут в мореплавании считался самым опасным.
Журнал: Все загадки мира №1, январь 2021 года
Рубрика: Афёра века
Автор: Клим Подкова
Источник: ufospace.net
The post Проект Панамского канала — крупнейшая афёра first appeared on X-Digest.