Практически сразу же после появления нового рода оружия — танков — встал вопрос повышения их «оперативной подвижности». Сначала его пытались решать с помощью автотранспорта — специальных трейлеров. Потом боевые гусеничные машины стали оснащать дополнительным движителем — колесом, так появились колёсно-гусеничные танки. Однако для всего этого нужны дороги. А если дорог, как правило, нет, а до противника надо поскорее дотянуться? И тогда военные ряда стран обратили свой взор в небо. И танки… полетели!
К концу 1920-х годов ведущие державы мира уже располагали самолётами грузоподъёмностью до нескольких тонн, позволявшими перевозить по воздуху достаточно габаритные грузы. Правда, в основном на внешней подвеске. Одним из первых концепцию «летающего» танка предложил корифей мирового танкостроения американец Джон Кристи. Его машина М-1932 представляла собой колёсно-гусеничный танк, выполненный из стали и дюралюминия и весивший всего 4 тонны. В начале 1930-х годов эта машина на колёсном ходу достигала фантастической скорости 190 км/ч, да и на гусеницах передвигалась достаточно резво — 90 км/ч.
Кристи рассчитывал, что если снабдить такой танк крыльями, то такая скорость позволит ему отрываться от земли и перелетать такие препятствия, как рвы, валы, надолбы. Кроме того, можно будет сбрасывать танк с самолёта на бреющем полёте. Однако ни для этого танка, ни для следующей модели авиационная часть так и не была разработана. Военное ведомство США к этим машинам не проявило интереса. Один образец танка был закуплен Советским Союзом, но советских специалистов интересовала тогда главным образом работоспособность колёсно-гусеничного движителя — мечтали с ветерком прокатиться по дорогам Европы. К ходовым испытаниям всё и свелось.
Особой нужды в заимствовании зарубежного опыта не было, поскольку в СССР в те годы шло активное развёртывание воздушно-десантных войск, сопровождавшееся отработкой различных способов доставки боевой техники по воздуху. При этом рассматривались два варианта транспортировки. В первом случае танк служил грузом для самолёта, располагаясь на подвеске под его брюхом. На земле он мог оказаться либо после приземления самолёта, либо будучи сброшенным с небольшой высоты (с парашютом или без оного). Были созданы подвески ПГ-12 (для посадочного варианта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом).
Они годилась для перевозки малого плавающего танка Т-37А и лёгкого бронеавтомобиля Д-12.
Впервые доставка танков Т-37А по воздуху бомбардировщиками ТБ-3 была продемонстрирована в сентябре 1935 года в ходе знаменитых Киевских манёвров. Во время полёта экипаж танка находился в самолёте. После посадки с помощью специального рычага танк отделялся от самолёта, танкисты занимали свои места, и машина была готова к бою.
В октябре 1936 года на Медвежьих озёрах под Москвой испытывалась система сброса танков на воду. Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось под руководством Жозефа Котина, будущего создателя тяжёлых танков серий KB и ИС.
Плавающий танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5-6 метров при скорости 160 км/ч. После касания воды машина прыгала по поверхности 25-30 метров «блинчиком», как камешек по водной глади.
Для предохранения танка при ударе о воду под его днищем крепились специальные амортизирующие приспособления. Были они предельно просты: окованный железом деревянный брус под днищем танка да стальной лист, отделённый от днища еловым лапником. В первом опыте приводнения у танка промяло днище и вырвало часть заклёпок. Продержавшись на плаву минут 20, он затонул. Во втором и третьем эксперименте танки тонули так же быстро из-за трещин в корпусе.
Предпринимались в Союзе и попытки снабдить танк собственными крыльями. Вспомнили идею «летающего» танка Кристи. В январе 1933 года одному из КБ было выдано задание на проект летающего танка. Не прошло и месяца, как он был готов. Проект заключался в подвеске колёсно-гусеничного танка БТ к безмоторному самолёту. Воздушный винт приводился во вращение от двигателя танка. После посадки отсоединение машины от самолёта происходило без выхода экипажа из неё. Деревянный макет продули в аэродинамической трубе ЦАГИ. Сам танк несколько отличался от серийного формой корпуса и составом вооружения, ослабленная ради снижения веса броня защищала его только от пуль. В конструкции корпуса предусматривалось использование лёгких сплавов. В кормовой части машины устанавливался 650-сильный двигатель, который обеспечивал в воздухе скорость до 160 км/ч. Но после анализа проекта, проведённого НИИ ВВС, стало ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для того, чтобы танк реально летал. Кроме того, проблемой стала бы и подготовка танкистов-лётчиков. В итоге дальнейшие работы по проекту прекратили. Однако в начале Великой Отечественной войны к идее летающего танка вернулись. Осенью 1941 года авиаконструктор Олег Антонов предложил построить упрощённый буксируемый планер разового применения, используя в качестве фюзеляжа корпус танка Т-60, а его ходовую часть — в качестве шасси. Планер предназначался для переброски лёгких танков в тыл врага для поддержки крупных партизанских соединений. Планер должен был буксироваться бомбардировщиком ТБ-3, а после сброса буксирного троса самостоятельно садиться на площадку ограниченных размеров.
Машину спроектировали всего за две недели и построили к лету 1942 года. Она получила название КТ («Крылья танка»), а также обозначалась как планер А-40. Полётная масса танка-планера составила около 8 тонн. Единственный испытательный полёт КТ состоялся осенью 1942 года. Аэропоезд в составе буксировщика ТБ-3 и планера успешно взлетел. В роли пилота и одновременно механика-водителя выступал лётчик — испытатель Сергей Анохин. Однако из-за большого аэродинамического сопротивления планера скорость полёта, несмотря на выход двигателей буксировщика на полную мощность, не превышала 130 км/ч. С трудом удалось подняться лишь на 40 м. Затем начался опасный перегрев двигателей. Планер был отцеплен в аварийном порядке. Он на удивление удачно приземлился на кочковатом поле в районе Раменского аэродрома, подняв по тревоге не оповещённый заранее батальон охраны, едва не открывший огонь по странному объекту. Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино.
Из-за отсутствия других подходящих для буксировки самолётов работа была свёрнута. Тем не менее испытательный полёт показал, что идея летающего лёгкого танка вполне осуществима.
Попытки научить танки летать предпринимали и наши противники. В 1945 году японцы построили макет танка-планера «Куро». Он представлял собой очень узкую машину. Экипаж располагался тандемом: механик-водитель (он же пилот) в рубке, командир — позади в башне. По бортам к корпусу танка крепились крылья, а сзади — ферма с оперением. Дальше макета дело не пошло.
Немцы же сосредоточились на создании классических планеров и транспортных самолётов, способных перевозить танки. На базе тяжёлого планера был создан 6-моторный самолёт Ме-323 «Гигант». Эти машины доставляли в Тунис наряду с другими грузами и бронетехнику. В Англии были созданы лёгкий авиадесантный танк «Тетрарх» и предназначенный для его транспортировки планер «Гамилькар». Планер имел откидную носовую часть и аппарель. Экипажи находились внутри танков, после посадки немедленно покидавших планеры. В качестве буксировщика использовался бомбардировщик «Галифакс».
В феврале 1941 года США приступили к развёртыванию воздушно-десантных войск, для нужд которых было решено разработать лёгкий танк, который можно было бы транспортировать по воздуху. Параллельно велась разработка самолёта, способного принять на борт боевую машину. Первый прототип Т-9, имея вес 8 тонн, мог быть подвешен к транспортному самолёту С-54.
Правда, при этом было необходимо снимать с танка башню и загружать её в грузовой отсек самолёта. Были изготовлены только 830 машин, после чего производство было прекращено. Испытания показали, что танк недостаточно надёжен, слаб и оружием, и бронёй. Но всё же в августе 1944 года он был принят на вооружение под названием «Локуст» («Саранча»).
После Второй мировой войны попытки научить танки летать самостоятельно ни в одной стране больше не предпринимались. И военные, и инженеры пришли к заключению, что, действительно, «рождённый ползать летать не может» — каждому своё.
Журнал: Запретная история №25, декабрь 2019 года
Рубрика: История бронетехники
Автор: Константин Ришес
Источник: ufospace.net
The post Летающие танки — зачем они были нужны? first appeared on X-Digest.