(UfoSpace) Уже более 75 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. Но тайн при этом меньше не становится. То и дело всплывают новые загадки и подробности ужасных событий, имевших место быть в первой половине XX века. Кажется, что некоторые из них никогда до конца так и не будут раскрыты. Например, почётное место в этом списке может занять история ледокола «Степан Макаров», который однажды просто… пропал.
Судьба ледокола «Степан Макаров» неизвестна, наверняка погиб. Согласно сообщениям, полученным от военнопленных, был потоплен советскими самолётами западнее мыса Тарханкут в январе 1942 года при попытке уйти к германцу…» — это цитата из книги немецкого исследователя Ю. Мейстера «Советские корабли во Второй мировой войне». Примечательно, что книга вышла в Лондоне изначально на польском языке в 1977 году. С тех пор интерес к судьбе «Степана Макарова» не угасает. Оно и понятно — советскому, а потом и российскому историческому сообществу мириться с клеймом предательства хотелось не очень.
Периодически предпринимались и предпринимаются сегодня попытки установить максимально точно, что же произошло на самом деле со знаменитым ледоколом. Полагаться на слова какого-то там Мейстера, пускай даже и исследователя, но немецкого происхождения (!) совсем уж не хочется. Наверняка перевернёт все с ног на голову, где не надо — приукрасит, а где нужно — очернит.
История советского ледокола начинается в Англии. Судно было построено на верфи Swan Hunter Wallsend on Tyne для флотилии Северного Ледовитого океана и называлось изначально «Князь Пожарский». Флотилию в те года, пополнил брат-близнец будущего «Степана Макарова» — ледокол «Козьма Минин». Оба ледокола были спущены на воду в 1916 году. Русский флаг над «Князем Пожарским» взметнулся вверх в первый день 1917 года.
Судно было типовым — совсем не штучным товаром. На английской верфи таких ледоколов могли выпускать «пачками» — было бы желание, да и тот, кто все это пожелает оплатить. Стандартное водоизмещение — 3150 тонн (после переоборудования удалось увеличить до 4600 тонн), валовая регистровая вместимость — 2156 брутто-регистровых тонн. Ледокол имел длину корпуса 74,6 м по ватерлинии, ширину — 17,4 м. Ледокол мог разгоняться до 14 узлов. Запас топлива в 700 тонн угля обеспечивал дальность плавания в три тысячи миль. Штатная численность экипажа — 149 человек.
Корпус ледокола «Князь Пожарский» был склёпан так небрежно, что всё время давал течь. Эта особенность судна стала его «хронической болезнью», что вызывало необходимость частых ремонтов.
В феврале 1917 года «Князь Пожарский» прибывает в порт Архангельска. До 1 апреля ледокол входит в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве вспомогательного крейсера. Не исключено, что корабль этой ролью довольствовался бы и дальше, но тут громыхнула революция.
В годы Гражданской войны ледокол вооружили и передали в состав Беломорской флотилии. 7 мая 1920 года «Князь Пожарский» превращается в «Лейтенанта Шмидта». В июне 1921 года судно вновь разоружили и передали гражданскому ведомству. В то же время ледокол решили в очередной раз переименовать. С 12 июля бороздил бескрайние морские просторы уже не «Лейтенант Шмидт», а «Степан Макаров» (в ряде источников указывается как «С. Макаров»).
С 24 апреля 1924 года ледокол вошёл в состав Морских сил Северного моря. В конце 1925 года принимается решение перевести судно на Чёрное море. Совершив самостоятельный переход вокруг Европы, «Степан Макаров» благополучно прибывает в Севастополь. Там его ждёт плановый ремонт, после чего в 1926 году он оказывается в ведении Мариупольского морского торгового порта. Чуть ли не до начала войны «Степан Макаров» занимался продлением навигации по Азовскому морю.
Вспомогательным крейсером ледокол стал с начала военных действий на Чёрном море. Судно вновь приходится вооружать. На корабле установили 5 одноорудийных 130-мм артиллерийских установок (в носовой части — 3, а на корме — 2), 2 пулемёта дшк. Сократилась численность экипажа. Теперь обходились 120 моряками. Военным лоцманом был назначен лейтенант Иван Савенко, окончивший перед войной Одесский морской техникум. Должность капитана корабля по-прежнему занимал Д. Чертков.
Начало боевой биографии «Степана Макарова» связано с тяжёлой работой по эвакуации и перевозке грузов из портов Чёрного моря. В период с 7 по 9 августа 1941 года ледокол совместно с буксиром «Силин» под охраной канонерской лодки «Красная Армения» провёл успешную буксировку железного плавучего дока «Марти». На палубе дока находилось 26 паровозов, 10 тендеров и 52 локомотивные бригады. Буксировка прошла успешно, а вот на обратном пути пришлось показать немцам «где раки зимуют». При завершении эвакуации из Николаева «Степан Макаров» под обстрелом немецкой артиллерии вывел из порта корпус недостроенного крейсера «Куйбышев». При прохождении Днепровско-Бугского и Очаковского каналов караван трижды подвергался налётам авиации, но умелое маневрирование и зенитный огонь эскорта помогли благополучно завершить переход 22 октября 1941 года. Последний заход в Мариупольский порт корабль совершил 25 сентября 1941 года. Тогда он вывел в море корпус недостроенного теплохода «Пролетарий». Следующим пунктом назначения «Степана Макарова» стал Туапсе. Там ледокол находится до ноября. 17 ноября 1941 года «Степан Макаров» выходит из порта Туапсе и направляется в осаждённый Севастополь. Предполагалось, что, кроме доставки продовольствия и боеприпасов, ледокол на главную базу Черноморского флота проведёт «Ташкент», лидера эскадренных миноносцев. Лидер вошёл на базу в гордом одиночестве. «Степан Макаров» же исчез бесследно. Его поиски велись до конца ноября, но не дали никаких результатов.
По факту исчезновения «Степана Макарова» существует несколько версий. Судно не найдено до сих пор, что позволяет появляться все новым и новым версиям.
При расследовании случая была выдвинута версия, согласно которой часть экипажа ледокола пожелала перейти на сторону неприятеля. Капитан относился к той половине, которая решила советскую власть не предавать. Предатели долго со своими оппонентами «сюсюкаться» не стали. Капитан Чертков был убит бунтарями, а его тело выброшено за борт. Спустя некоторое время появились даже свидетели, которые уверяли — «Степан Макаров» курсировал под немецким флагом по маршруту Констанца — Одесса. После войны кто-то якобы видел «макаровские» краны в румынском порту Констанца. Но достоверно проверить показания очевидцев так и не удалось.
Всё тот же военно-морской историк Ю. Мейстер сформулировал другую версию, которая также основывается на предательстве. Якобы ледокол с взбунтовавшимся экипажем на борту пытался перейти на сторону противника, но не смог. Поднятая по тревоге советская военная авиация быстро уничтожила судно и всех, кто на нём находился. Это событие произошло в январе 1942 года вблизи мыса Тарханкут, у западных берегов полуострова Крым.
Версии с предательством экипажа корабля оказались настолько правдоподобными, что отразились на семьях пропавших без вести моряков. Вплоть до середины пятидесятых годов члены семей моряков не получали пенсии. В извещениях о гибели членов экипажа (подписанных заместителем начальника Черноморского пароходства А. Поликарповым) в качестве места гибели судна фигурировало Солёное озеро (Таманский полуостров). Датой гибели «Степана Макарова» числилось 26 сентября 1941 года (хотя в открытое море судно ушло 17 ноября — это установленный факт). Бои в районе Солёного озера действительно проходили, но двумя годами позже — 26 сентября 1943 года.
Третья версия. Её автором стал военный историк А. Широкорад. Своей трактовкой событий почти 80-летней давности он поделился с общественностью в 2005 году.
Широкорад уверен, что на самом деле «Степан Макаров» 17 ноября вышел не из Туапсе в Севастополь, а наоборот: из Севастополя в Туапсе. Однако перед выходом ему в целях секретности на период перехода присвоили другое название — «Керчь». Связано это было, скорее всего, с тем, что судно везло какой-то секретный груз, предположительно химические боеприпасы. О переименовании знал узкий круг людей. Ледокол шёл ночью. А в начале войны, опасаясь прорыва итальянского флота, советские адмиралы буквально напичкали Чёрное море минными полями. Неподалёку от мыса Фиолент прогремел взрыв.
Радисты Севастопольской охраны водного района приняли радиограмму: «Ледокол «Керчь». Подорвался на мине. Тону. Вышлите катера!» Но командование охраны водного района, увы, не входило в круг доверенных лиц, которым было известно о временном переименовании «Степана Макарова». Сообщение командование приняли за хитрость немцев, захвативших советские шифры.
Никакую помощь, естественно, к тонущему кораблю не отправили. Так «Степан Макаров» со всем экипажем и грузом отравляющих веществ пошёл на дно. Правда, в этой гипотезе может насторожить то, что судно, своим корпусом ломающее льдины, уходит под воду от столкновения с миной за считаные минуты (не удаётся даже спустить шлюпки на воду).
Есть ещё одна версия, которая утверждает — ледокол лежит на дне Эгейского моря. 25 ноября из Туапсе вышел конвой в составе ледокола «Анастас Микоян», танкеров «Туапсе», «Варлаам Аванесов» и «Сахалин». Задачи конвоя — пройти незаметно через Чёрное море, далее через турецкие проливы выйти в Эгейское море, а затем в Средиземное. Оттуда через Суэцкий канал оказаться в Индийском океане и идти на Дальний Восток. Изначально место «Анастаса Микояна» занимал как раз «Степан Макаров», который числился вспомогательным крейсером в военное время. Этот факт мог и не понравится Турции. Военные корабли воюющих сторон через проливы не пропускались, а «Анастас Микоян» хоть и был вооружён, но по документам продолжал оставаться только ледоколом. Уже тогда действовал бюрократический принцип «без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек». Получается, что следование тому, что написано, а не тому, что видишь, сыграло на руку советскому командованию.
Но ведь руководство СССР могло разоружить корабль, а чтобы утурец-кой стороны не было вопросов, даже переименовать. Мол, это не военный крейсер, а обыкновенный ледокол. Дескать, где вы видите «Степана Макарова»? Так это же «Керчь»! Получается, что ледокол, в четвёртый раз изменивший своё название, взял курс 17 ноября не на Севастополь, а на Босфор. Можно предположить, что «Макаров» благополучно миновал Босфор и Дарданеллы и уже в Эгейском море подорвался на мине.
Безусловно, каждая из этих версий имеет право на существование. Но установить доподлинно, что именно произошло на «Степане Макарове», можно только тогда, когда судно будет найдено. Но для этого ледокол нужно искать…
Источник: ufospace.net