На границе восточного Непала и Индии, у реки Рохини, притока Рапти в VI веке до н.э. находилось небольшое, но процветающее царство Капилавасту. Правителем царства был справедливый царь Суддходана из рода шакьев, основателем которого был мудрец Готама, от чьего имени род и принял своё фамильное название «Гаутама». Первая жена Суддходаны — Майя славилась своей красотой. Однажды она увидела во сне, что ей в бок вошёл белый слон, и после этого в 566 году до н.э. она родила мальчика, которого назвали Сирвата Сиддхартха («Совершенный во всех отношениях»). Мальчик родился необычным способом из бока своей матери, и спустя семь дней после этого Майя умерла.
Отшельник Асита предсказал Суддходане, что его сын будет в жизни либо великим царём, либо великим отшельником, и испуганный Суддходана приказал с детства окружить своего сына сказочной роскошью. Он выделил ему часть своих владений, построил там три изумительных по красоте дворца по числу сезонов индийского года и окружил его блистательным двором. Царевича обучали различным наукам и искусствам лучшие учителя и обнаружили у него блестящие способности к умственным и физическим упражнениям. В 16 лет его женили на царевне Ясодхире, дочери князя Сопрабудды, право стать мужем которой он завоевал, состязаясь на турнире с прочими претендентами. Однако царевна Ясодхира не отличалась, как позже выяснилось, особыми добродетелями, и вскоре Сиддхартха попросил найти ему ещё одну жену, пусть менее знатную, но поумнее и более нравственную. Так, предаваясь наслаждениям и удовольствиям, он дожил до 29 лет. К этому времени у него была уже третья жена, несколько прекрасных наложниц и маленький сын Рахула.
Однажды Сиддхартха случайно выбежал за пределы своего парка за мячом и наткнулся на сгорбленного временем измождённого старика с выступившими жилами и выпавшими зубами. Всегда видевший до этого лишь молодых людей своего возраста, он был страшно потрясён и узнал, что со временем все люди теряют свою молодость и красоту, и что сам он тоже не избежит этого. Так вся прелесть окружающей его природы в один миг потеряла для Сиддхартхи всякое значение. В другой раз в сад, окружавшем его дворец, забрёл человек, больной проказой, тело которого было сплошь покрыто кровоточащими ранами и язвами, и, столкнувшись с ним, царевич опять был поражён до глубины души, когда узнал, что болезни не щадят никого независимо от его происхождения. В третий раз он нарочно выехал за пределы парка в сопровождении своего возничего Чанны, и им навстречу попалось похоронное шествие, и он узнал, что смерть есть непременный удел каждого человека. Так постепенно Сиддхартха убедился в ничтожности удовольствий молодости и утех жизни, обманчивых и скоропреходящих, суетность всех забав и наслаждений. Не зная, как ему теперь быть, он стал всё чаще покидать свой дворец, пока наконец не встретил одного аскета, поразившего Сиддхартху своим спокойствием и достоинством. Эта встреча побудила его отказаться от своей прежней жизни и показала ему иной жизненный путь.
Отец пытался отвлечь его от тяжёлых мыслей играми, музыкой и танцами, но всё было бесполезно. Сиддхартха решил оставить свои дворцы, жён и маленького сына, чтобы в уединении найти причины существования Страдания в мире и средство, чтобы хотя бы смягчить его. В одну из ночей он тайно уехал в сопровождении верного Чанны, а затем отослал его назад вместе со своим конём. В окрестностях Кусинагоры Сиддхартха обменялся своими царскими одеяниями с первым встретившимся ему нищим, оставив себе только оранжевый охотничий плащ, и обрил свои длинные волосы. Добравшись до Раджагрихе, он вступил в ряды аскетов под именем Гаутама и в течение семи лет усердно изнурял своё тело жестокими испытаниями, терпеливо снося зной солнца и холод тропических ночей, неистовые бури и проливные дожди, голод и жажду — всё то, что предписывалось аскетизмом для «умерщвления плоти».
Постепенно однако, он убедился, что истязания не дают ему ответа на мучившие его вопросы, и понял их бесплодность. Оставив аскетов, Сиддхартха принялся практиковать самосозерцание по методу мудреца Санкхьи, целью которого было достижение бесстрастия и обретение душевного покоя. Целые дни он проводил теперь в бездействии, погружаясь в мир грёз и пытаясь растворить свою личность в Космическом Разуме, но это ему никак не удавалось. В конце концов он покинул город и поселился в лесу в окрестностях Гайи.
Однажды, сидя под деревом и предаваясь глубокой медитации, он вдруг получил свою самореализацию и несколько дней продолжал сидеть в блаженстве, не в силах сдвинуться с места. У Сиддхартхи было огромное искушение навсегда погрузиться в окружившую его нирвану, но он посчитал своим долгом сообщить людям об открытой им Истине. Он явился в священный город Варанаси (ныне Бенарес) и обратился с проповедью к людям. С того времени он называл себя «Будда» («осенённый Истиной», «просветлённый Знанием») и в течение 40 последующих лет бродил по городам и сёлам средней части долины Ганга, проповедуя своё учение. Он навестил свою семью, и его жёны и сын также стали его горячими последователями.
Согласно учению Будды, истинный путь лежит посередине между безудержным удовлетворением своих желаний и крайним аскетизмом. Этот средний путь даёт человеку покой, самопознание и просветление и ведёт к его нирване — блаженному состоянию, при котором он выключается из круговорота перерождений, что и является конечной целью. Страдания человека начинаются с момента его рождения в этом мире, а желания, сопровождаемые животными наслаждениями или страстями, ведут к новым рождениям. Прекращение всех страданий возможно лишь при полном отказе от всех своих желаний и внутреннем отстранении от них. «Если есть жизнь, есть и смерть. Если есть счастье, есть и несчастье. Если есть хорошее, есть и плохое. Надо это знать людям. Неразумный человек избегает несчастья и ищет одного только счастья. Человек же, идущий по пути просветления, должен быть выше этих двух понятий и не иметь привязанности ни к одному из них.»
«Строгая постоянная справедливость царит в мире повсюду. Каждое дело приносит свой плод, и ничто не может спасти человека от последствий его поступков. Ни в отдалении неизмеримого мирового пространства, ни в пучине моря, ни в глубине горных пропастей не найдёшь ты места, где мог бы избегнуть последствий своих поступков.»
Сиддхартха мирно умер и вступил в нирвану около 486 года до н.э. в возрасте 80 лет. Решив в последний раз навестить свою родину, он, будучи нездоров, отправился в путь. По дороге он заночевал у деревенского кузнеца, который угостил его полусырой плохо прожаренной свининой. На следующий день в пути его состояние резко ухудшилось. Он остановился под деревом в окружении своих учеников и через несколько часов умер.
«Вообще нет ни процесса жизни, ни процесса гибели, но люди усматривают жизнь и смерть. Это предубеждение человека.» «Всё меняется, всё появляется и исчезает. Когда рождения и смерти перестанут заботить человека, он обретает тишину и покой.»
Источник: salik.biz