Зампред Императорского православного палестинского общества по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Елена Агапова увидела скрытый смысл в новостях об открытии нетронутой гробницы святителя Николая в Турции, передает "Интерфакс-Религия".
"Думаю, тут есть политический контекст", - заявила Агапова в пятницу в кулуарах заседания комитета представителей Православных церквей при Европейском Союзе.
Она полагает, что неслучайно новость вышла после того, как папа Римский и патриарх Кирилл встретились в Гаване и договорились о защите христиан, а также после того, как мощи святого Николая побывали в России, где им поклонилось, по данным сайта принесения мощей, более 2,3 миллиона паломников.
По мнению Агаповой, новость о якобы обнаруженной "настоящей" гробнице святителя - это "попытка внедрить в сознание многих людей сомнение в подлинности" событий, связанных с жизнью и поклонением Николаю Чудотворцу.
Координатор деятельности центров изучения православных святынь при Российском православном университете и при Санкт-Петербургской митрополии Михаил Артеев также не рассматривает новость о нахождении "истинной" гробницы святого Николая как заслуживающую внимания. По его словам, "разные фальшивые новости и реликвии" создавались и создаются для привлечения паломников.
"Турки уже многократно "засвечивались" с нелепым пиаром на мощах святителя Николая. Думаю, это очередная история. Пока что никакой реальной новости нет, и обсуждать просто нечего, так - просто рекламный шум. Мы постоянно в работе сталкиваемся с подобным, поэтому все разговоры я начинаю со слов "покажите документы", "обоснуйте утверждения", - пояснил Артеев в беседе с корреспондентом агентства. "Интерфакс-Религия", еще раз подчеркнув, что "пока говорить абсолютно не о чем, кроме турецкого хайпа".
Накануне, 5 октября, турецкие археологи заявили, что обнаружили подлинное захоронение Николая Мирликийского - почитаемого православной и католической церквями святого, жившего на территории современной Турции в IV веке. По официальной версии, принятой в христианской традиции, в 1087 году итальянские купцы выкрали мощи святителя и перевезли в город Бари, спасая от осквернения.
Однако начальник управления памятников Анталии Джемил Карабим полагает, что в Бари покоится тело другого христианского епископа, а настоящий святой Николай был похоронен в районе Демре и покоится там по сей день.