Антипасха. Праздник оставленного сомнения

05.05.2019 7:10 1

Антипасха. Праздник оставленного сомнения

Всякий раз, когда в быту где-нибудь услышишь про «Фому неверующего», понимаешь, что чаще всего то, что сказано как бы к красному словцу, как раз и есть из серии про звон, который неизвестно откуда он. Антипасха. Праздник оставленного сомнения

Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова / eparhia-saratov

И не то что хотелось бы докопаться до фразеологизма, но все же немного обидно за апостола Индии. Фома не не поверил, а лишь не доверился тем, кто сообщил ему эту Весть, желая не просто убедиться лично, но и прикоснуться. И именно он в присутствии других апостолов, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, исповедовал Воскресшего Спасителя Богом, осязав Учителя, Его раны, Его Божество и Его как Человека.

Радость еще одного…

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:24,25).

В общем, можно только представить, в каком состоянии от момента взятия в плен и до самого Воскресения Христа находились Его ученики. Евангелие говорит нам о том, что предрек Сам Спаситель: ученики рассеялись. Рядом был лишь Иоанн и немногие из женщин, которые потом первыми увидят пустую гробницу. Женщины же и возвещают ученикам великую Новость. Господь воскрес, как и обещал, Его ученики бросятся к гробнице и увидят то же самое, что и пришедшие омыть Тело Господа верные мироносицы. Его там больше нет. И уже потом Господь является к ним Сам и являет им то, что в общем-то они и так знали.

О смерти и Воскресении Своем Господь говорил им намного раньше событий Гефсимании. Что с ними происходило? Возможно, то, что происходит с обычным человеческим сознанием, когда оно видит и фиксирует то, что видит здесь и теперь. А увидели они крушение своих надежд. Он взят, бит, оплеван и казнен. И тут уже так все закрутилось, что от ненависти врагов Христовых могло бы перепасть и Его же друзьям. Что это? Мгновения мучительной слабости, просто человеческое малодушие? Все же готовы были пойти и умереть. А все разбежались, да и к тому же Петр, более всех остальных уверенный в своей верности, вовсе публично отрекся. Здесь можно много размышлять и думать. Но вот, наверное, слова апостола Фомы «если не увижу… если не вложу» более всего могли бы передать настроения апостолов в те дни. И потому не только увидел, но и осязал, и увидел больше иных, и проговорил увиденное: Бог мой!

Как-то я общался с одним грамотным, но далеким от храма знакомым. Разговор был скорее шуточным. Он мне сказал: «Мало того, что у вас праздники каждый день, так вы еще и сами их отменяете». Я был изумлен, не скрою. И потому я спросил: «Это какой же?»

«А Антипасха, например», – ответил собеседник. Думаю, что такие диалоги в разное время были у многих из нас. Тут, конечно, причиной стал греческий язык с его нюансами. И потому пришлось объяснять и перевод частицы «анти-», и про Фомину неделю рассказать, и вспомнить отрывок Евангелия от Иоанна. А заодно и сказать о том, что Воскресение Христово – это не только всеобщая радость, но и праздник каждого отдельно взятого человека, обретшего в своей жизни Христа Воскресшего.

И мы радуемся не только своему открытию, но и всякому человеку во все времена, которому было явлено Воскресение. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29)… Да, именно так. Господь как бы укоряет Фому в его сомнениях, но и одновременно указывает на будущие поколения Его учеников, которые, как Фома, не притронутся и не вложат рук в Его раны, но будут блаженны, уверовав в то, что не видят и не осязают, ибо раны Его станут Источником, напояющим и оживляющим души человеческие. И потому символом их блаженства станет непоколебимая вера в невидимое. А апостолам было дано другое. Они проронили семя этой веры в этот мир, во все пределы его, и жизнью, и кровью своей утвердили ее. И апостолу Фоме по жребию выпало отнюдь не самое благоприятное место для проповеди. Но христиане Индии и по сей день с собой радостью вспоминают имя этого ученика Христа. Проповедь, понесенная им, дала свои плоды. Слово Божье было услышано и принято в языческих землях, но Фому ждала мученическая смерть.

Став свидетелем и проповедником телесного Воскресения Спасителя, апостол Фома засвидетельствовал и телесное вознесение в обители горние Матери Божьей. Подобно тому, как он не успел к первому явлению Господа Своим ученикам, так же он не успел по Промыслу Божьему и к Успению Пречистой Девы. И уже оплакивая Ее у гробницы, он попросил своих братьев открыть ему тело Пречистой Девы, чтобы попрощаться с Нею. И вот, войдя внутрь, он и другие апостолы уже не увидели Ее лежащей во Гробе. Так невольно апостол Фома стал и виновником иной радостной вести: Матерь Божия воскресла в Своем теле и вознесена в Царство Небесное.

В Неделю Фомину мы еще более усиливаем свою веру и радость. Потому что это – праздник оставленного сомнения, это Праздник уверения, праздник всех нас и каждого по отдельности. И еще надежда: надежда на то, что время земное будет открывать нам тех, кто в радости первой откроет для себя то, что возвестил миру апостол Фома, осязавший Христа: Господь мой и Бог мой…

Это память о том, что Господь исполняет число тех, кто войдет в Его радость, в каком бы часе они ни пришли к Нему.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Папа Римский назвал секс "даром божьим". В РПЦ с определением согласились Муфтий Египта запретил торговлю биткоинами, последовав примеру светских властей Как выбрать переноску для собак "Кирилл, приди - порядок наведи": курганцы к визиту патриарха составили список смертных грехов города Стратегия Даламбера - принцип и примеры расчетов

Православная лента