Первые три дня Страстной седмицы несколько абстрактны. Мы достаточно точно знаем, что делал Христос с Великого Четверга (даже учитывая небольшое расхождение между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна), а до этого ориентируемся на одно-единственное событие, описанное только у Иоанна – воскрешение Лазаря. Мы знаем, что оно произошло до Входа в Иерусалим, но какой между этими событиями был временной разрыв – из Священного текста не очевидно. Еще одна точная дата – в Иерусалим Христос пришел за шесть дней до Пасхи – судя по тому же Иоанну, это было воскресенье. Но мы не можем вычислить поминутно и даже почасово, что происходило в следующие три дня...
Основные мотивы богослужений Великого Понедельника – история ветхозаветного героя Иосифа, проданного завистливыми братьями в Египет, и проклятие Христом неплодной смоковницы. На утрене (в приходской практике ее обычно служат в Вербное воскресенье вечером) читают большой отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея:
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,– будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,– боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
(Мф.21,18-43)
Нетрудно заметить, что эта часть главы делится на три сюжета: проклятие смоковницы, первая притча о винограднике (в связи с Иоанном Предтечей), притча о злых виноградарях.
Первый фрагмент обычно толкуется в связи с отступлением от Истины народа Израиля, однако богослужебные тексты раскрывают образ неплодной смоковницы с другой стороны – как символ нераскаявшегося, не принесшего добрых плодов грешника:
Убоявшись наказания смоковницы, засохшей за бесплодие, принесем Христу, подающему нам великую милость, достойные плоды покаяния.
Другим двум фрагментам, как ни странно, в богослужении места не остается, несмотря на поэтичность и поучительность. В чем значимость сюжета про смоковницу?
В Евангелии от Луки (13,6-9) есть притча о неплодной смоковнице:
Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь её.
Под виноградарем обычно понимают Христа, но если увязать эту притчу с чтением Великого Понедельника, то можно провести параллель с Иоанном Крестителем: это он проповедует – окапывает и обкладывает навозом смоковницу – народу Божьему, дабы Господь получил плоды. Но, как и говорит Спаситель фарисеям, покаялись только отверженные: мытари и блудницы, живущие постыдным трудом… Итак, смоковница плодов не дала, праведные израильтяне не исправились. Более того: самые главные праведники, то есть те, кто должен был как раз воспитывать лучшее в народе Божьем, выращивать для Хозяина лучшие плоды в Его винограднике, из жадности убили Его Сына. Возвращаясь к предыдущему образу – смоковница не только не дала плодов, но еще и взбунтовалась. За что и была проклята. Так что логически первый фрагмент – своего рода развязка следующих двух притч.
Фото: spbda.ru
Второй теме Великого Понедельника – Иосифу Прекрасному (как его называют в ближневосточной традиции) – в богослужении уделяется гораздо больше внимания, причем ни одного ветхозаветного чтения о нем в этот день нет. Лишь на вечерне будет зачитано начало книги Исход, где сказано, что в Египте пришел к власти фараон, который не знал об Иосифе.
Здесь надо отметить, что судьба Иосифа, прозванного еще и целомудренным – почти прямое указание на искупительный подвиг Спасителя. Напомню сюжет: одному из младших сыновей праотца Иакова Иосифу позавидовали братья и продали его в рабство в Египет (горькая ирония: светлая мысль продать Иосифа пришла в голову брату по имени Иуда… остальные, правда, хотели его вообще убить, так что Иуда был особенно благословлен Богом и стал предком царя Давида, а следовательно, и Господа Иисуса Христа). В Египте Иосиф, хотя и оставался в рабстве, сначала своим примерным поведением достиг высокой должности в доме придворного, но вступил в конфликт с его супругой: женщина влюбилась в красавца-раба, но когда он ее категорически отверг, обвинила его в попытке изнасилования. Иосиф провел много времени в тюрьме, пока не выяснилось, что Бог дал ему способность разгадывать сны. Фараона мучали странные кошмары, он вызвал загадочного заключенного – и, получив мудрый ответ, приблизил его к себе. Иосиф стал его правой рукой, организовал запасы на случай неурожая, а в годы голода, бушевавшего, видимо, по всему Ближнему Востоку, помог перебраться в Египет своей семье. Братьев он простил, сказав им, что все вышло промыслительно: Господь Сам привел его в Египет, чтобы спасти близких от голода.
Этой драматичной истории посвящены кондак и икос канона утрени и одна из стихир:
Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный.
К скорби ныне прибавим скорбь, и прольем слезы с Иаковом, оплакивая Иосифа славного и целомудренного, проданного в рабство телом, но душу непорабощенной сохранившего и власть над всем Египтом получившего: ибо Бог подает рабам Своим венец нетленный.
Вторую Еву в египтянке обретя, старался змий ее речами льстивыми соблазнить Иосифа; но он, оставив одежду, бежал от греха и, нагой, не стыдился, как первозданный до ослушания. Его мольбами, Христе, помилуй нас.
Вообще первые три дня Страстной седмицы тематически как бы перетекают одна в другую. Во вторник мы будем вспоминать несколько притч, в их числе – о десяти девах, ожидающих жениха. Поэтому одно из главных песнопений понедельника, вторника и среды – тропарь «Се, Жених грядет в полунощи…»:
Вот, в полночь приходит Жених – счастлив раб, которого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он застанет в праздности и унынии. Так смотри, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и заключенной вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже! Молитвами Богородицы помилуй нас!
Здесь пересекаются две притчи: о десяти девах (Мф. 25) и рабах, ожидающих возвращения хозяина (Мф. 24) – в обеих описывается печальная судьба тех, кто не был готов к приходу Христа, причем «неготовность» может быть двоякая: недостаток «масла» (добродетели) и обилие грехов (безделье, пьянство, уныние и жестокость). «Се, Жених…» перекликается с песнопением из начала Великого поста, кондаком Великого покаянного канона «Душе моя…»: «Душа моя, вставай, что ты спишь? Конец приближается, и ты испугаешься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий», – однако в Великие дни та же мысль становится более выпуклой. Конец не приближается – он уже почти наступил, скоро полночь, шаги Жениха слышны…