"Многие молодые (и не очень) врачи мечтают примкнуть к рядам прогрессивных, активных и доказательных. Пациенты на форумах и в группах разыскивают доказательных врачей. Сами доказательные врачи объединяются в группы, кружки по интересам и даже целые клиники. Даже Минздрав начал активно оперировать доказательностью в своих документах". Павел Бранд о том, почему до победы доказательной медицины в России все еще далеко.
За последние несколько лет понятие «доказательная медицина» прочно вошло в тренд российской медицинской реальности. «Доказательность» стала синонимом современности, прогрессивности, нормальности.
Многие молодые (и не очень) врачи мечтают примкнуть к рядам прогрессивных, активных и доказательных. Пациенты на форумах и в группах разыскивают доказательных врачей. Сами доказательные врачи объединяются в группы, кружки по интересам и даже целые клиники. Даже минздрав начал активно оперировать доказательностью в своих документах.
Со стороны создаётся впечатление, что у нас практически победили силы добра! Ещё немного поднажать и в стране будет принята концепция доказательности в медицине, всех врачей-недоучек (недоказательных) быстро переучат, а новых будут готовить в изначально правильном русле.
Из аптек пропадут все лекарства с недоказанной эффективностью и непроверенной безопасностью, а гомеопатов с антипривичниками вместе, организованно побьют камнями на Красной площади внезапно опомнившиеся сограждане, осознавшие, что их все это время водили вокруг пальца те, кто и слыхом не слыхивал, про доказательность.
Звучит красиво, но боюсь, что от победы добра мы сейчас гораздо дальше, чем были 10 лет назад, когда о доказательной медицине слышали лишь единицы, да и они боялись говорить о ней в слух, дабы не быть осмеянными старшими коллегами и поруганными начальством.
Доказательная медицина, призванная по сути бороться с необоснованной верой с помощью строгих научных доказательств, в нашей стране приобрела причудливую форму и сама стала религией. Обрела своих пророков, проповедников и даже святых.
Pubmed и UptoDate стали священными книгами, а не источником знаний. А самое главное, что риторика у последователей доказательности чисто религиозная – кто не с нами, тот против нас! – хотя доказательная медицина ничего такого не предполагает.
В любой религии истинно верующие составляют ничтожно малую часть от тех, кто себя к таковым причисляет. Каноны и догматы знают единицы, а верующими себя считают миллионы. Можете ради интереса попросить сто человек, считающих себя православными, перечислить 10 заповедей в правильном порядке или прочесть полностью 2 молитвы наизусть. Результат будет плачевным. Тоже касается и других религий.
С «доказательной медициной» в нашей стране все ровно также. Врач, не назначающий гомеопатию и использующий в работе переведённый Google-переводчиком американский гайдлайн, автоматически считает себя доказательным. При этом он чаще всего даже не имеет представления о том, что на самом деле представляет из себя доказательная медицина.
Не так давно меня позвали прочитать лекцию. Организаторы сразу предупредили, что аудитория подготовленная, прогрессивная и доказательная, а значит нужно соответствовать.
Мне даже как-то не по себе стало… Вдруг не оправдаю возложенных надежд? Пришлось даже добавить несколько слайдов и усложнить терминологию, чтобы не ударить в грязь лицом…
Каково же было мое удивление, когда посреди лекции я вдруг осознал, что подавляющее большинство слушателей просто не понимает того, о чем я говорю. Все эти NNT и PICO, мягкие и твёрдые конечные точки, доверительные интервалы и квадратичные отклонения были для них чистой тарабарщиной. Они просто не были знакомы с понятийным аппаратом доказательной медицины…
Как выяснилось чуть позже, языка доказательной медицины они тоже не знали. Я специально спросил после лекции. Из 60 человек, лишь 9 знали английский.
При этом все заявили, что придерживаются в работе принципов доказательной медицины. В том виде, в котором сами понимают эти принципы…
Противники же доказательной медицины знают о ней и того меньше, поскольку не утруждают себя глубоким изучением проблемы. Их сопротивление направлено не против самой доказательности, а против ее адептов, которые и сами не очень понимают, во что они верят, но от этого не становятся менее агрессивными.
Так в нашей стране сложилась уникальная ситуация: идёт непримиримая война внутри медицинского сообщества. При этом противоборствующие стороны давно забыли, за что именно они воюют.
Их представление о том, какой должна быть качественная медицина, причудливо переплетаются, порой до степени смешения, когда уже практически невозможно понять, кто прав и почему. Те же немногие, кто реально понимают, что такое доказательная медицина уже сейчас вынуждены воевать на два фронта, поскольку их атакуют и те и другие.
Итогом этой войны будет победа «условно доказательных врачей». Это неминуемо, поскольку «недоказательные» постепенно стареют и уходят. К сожалению, это будет пиррова победа. Победители будут полностью уверены в том, что они несут свет доказательности, что на деле совсем не так. Когда же придёт время настоящей доказательной медицины, они будут сражаться с ней со всей религиозной ненавистью, отвергая слишком сложную для их понимания концепцию…
Такое развитие событий можно предотвратить. Нужно уже сейчас начинать менять представление о доказательной медицине тех, кто лишь причисляет себя к доказательному лагерю. Нужно объяснять, что доказательная медицина, это не религия, а наука и религиозные подходы в ней неприменимы. Это сложно и долго, но без этого ничего не получится.
Вот такое вот тяжкое бремя доказательности…
Источник – Фейсбук Павла Бранда