Теракты они не готовили. Почему “Свидетелей Иеговы” сажают по закону об экстремизме

08.02.2019 16:34 3

Теракты они не готовили. Почему “Свидетелей Иеговы” сажают по закону об экстремизме

Суд Железнодорожного района Орла приговорил гражданина Дании Денниса Кристенсена к шести годам колонии, признав его виновным в экстремизме. Под 282-й статьей УК РФ гражданин Дании оказался в связи с тем, что он является последователем религиозной организации «Свидетели Иеговы» и активно участвовал в жизни местной религиозной общины. Теракты они не готовили. Почему “Свидетелей Иеговы” сажают по закону об экстремизме

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев

Секта секте рознь. Если учение и практика той или иной группы граждан носит противоправный характер, несомненно это нужно делать. Ровно в той же степени, как если бы отдельный человек замышлял убийство, насилие, воровство, мошенничество и т.д. Такого человека нужно за это преследовать по закону и, если суд докажет его вину, наказывать. Так и группу людей, неважно как эта группа будет называться – религиозное объединение, клуб любителей закатов, депутатская фракция или ОВД «Чертаново» нужно запрещать, если они занимаются беззаконием.

Вся сложность со «Свидетелями Иеговы» в России, что они признаны «экстремистской организацией» на не очень понятных основаниях. Теракты они не готовили и не совершали, в мошенничестве в крупных размерах замечены не были и т.д. Насколько я понимаю это решение об экстремизме вынесено по одному единственному факту: внесению публикаций религиозного характера Свидетелей Иеговы в федеральный список экстремистских материалов Минюста. Но при желании, такой экстремистский характер можно найти в каких угодно книгах: от Библии и Корана до Агнии Барто («оторвали мишке лапу…»).

Я лично не испытываю никаких симпатий к учению «Свидетелей Иеговы» и в начале 90-х активно с ними дискутировал и противодействовал их пропаганде. Впрочем, моя претензия к ним была очень простая – приходя в дома моих земляков, я просил их называться своим именем, а не обманывать их, говоря, что они христиане и любители Библии.

Но мои симпатии или антипатии в данном случае не имеют никакого значения, налицо нарушение здравого смысла и, как следствие, сути закона об экстремизме, при формальном соблюдении буквы.

От своих православных собратьев мне приходилось слышать: «Да, Бог с ним, с экстремизмом, понятно, что здесь все притянуто за уши, но как с ними еще справишься? Хорошо, что государство делает то, что не можем сделать мы». Хорошо ли?

Хорошо ли, когда государство желая поддержать одни конфессии, притесняет другие? Сегодня даже сам вопрос для кого-то звучит странно, а в начале ХХ века в России шли бурные дискуссии на эту тему.

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня мученической кончины замечательного пастыря священномученика Константина Голубева, покровителя нашего Богородского края. Он был зверски убит большевиками в 1918 г.

Будучи убежденным монархистом и почитателем К.П. Победоносцева, протоиерей Константин Голубев был резко против уступок, на которые вынуждена была пойти власть в результате волнений 1905-06 годов. «Если… старообрядцам будет позволено иметь такие же храмы, какие… имеет и Святая Христова Православная Церковь, – писал отец Константин в своем донесении Консистории 31 мая 1906 г., – то таковое попустительство несомненно принесет такие же плоды, какие… принесли свобода слова, свобода печати, свобода совести, собраний… и те же плоды, какие… принесла свобода вероисповедания в Западном у нас крае».

Вполне можно сказать, что отец Константин, как и большинство его единоверцев, был сторонником тесного союза между государством и Церковью в религиозных вопросах и не видел ничего дурного в том, чтобы государство применяло насилие для решения тех или иных церковных вопросов. Во многом, тот «народный» гнев, который обрушился и на Церковь после революции 1917 г. был вызван именно этим «тесным союзом» – по крайней мере, гонители и хулители Церкви часто использовали именно этот факт нашей недавней истории, соблазняя и манипулируя народным сознанием. Уже задним числом православные богословы достаточно подробно описали все те соблазны и опасности, которые вытекают из такой тесной связи Церкви и государства.

Крупнейший православный богослов и историк ХХ века прот. Георгий Флоровский отмечал в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» именно этот феномен:

«Полицейское государство» есть не только и даже не столько внешняя, сколько внутренняя реальность. Не столько строй, сколько стиль жизни. Не только политическая теория, но и религиозная установка. «Полицеизм» есть замысел построить и «регулярно сочинить» всю жизнь страны и народа, всю жизнь каждого отдельного обывателя, ради его собственной и «общей пользы» или «общего блага…». «В своем попечительном вдохновении «полицейское государство» неизбежно оборачивается против церкви. Государство не только ее опекает. Государство берет от церкви, отбирает на себя, берет на себя ее собственные задачи. Берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа».

Насколько сегодня этот соблазн «полицейского государства» преодолен? Реакция на то, что сегодня в России происходит со «Свидетелями Иеговы», – во многом красноречивый ответ на этот вопрос.

И еще одна небольшая, но лично для меня важная история. Сегодня нас в России немногое объединяет, но есть то, что для всех нас священно и дорого. Победа над нацизмом, которая далась нашему народу такой дорогой ценой и ненависть к этому нацизму, к его идеологии и практике.

Так вот, далеко не все знают, что «Свидетели Иеговы» были запрещены в нацистской Германии и беспощадно преследовались. И Церкви Германии, и католики и протестанты, встретили этот запрет «свидетелей Иеговы» с благодарностью и активным содействием.

Мы знаем очень мало примеров того, что люди отказывались от службы в армии Третьего Рейха, понятно, что следовало за этим отказом. Известно, что около 7000 последователей этого учения в Германии отказались от военной службы. 250 из них были казнены, остальные брошены в лагеря. Трудно в истории найти другой, более антифашистской, организации. Сегодня, в России эта организация вне закона, десятки их единоверцев находятся под следствием, а один отправлен в лагерь.

Правда ли мы рискуем, что однажды придут за нами? Стоит ли этого вообще бояться?

Бояться стоит только греха. Является ли грехом равнодушие, безразличие, трусость, самолюбие и саможаление? Если, да, то этого и стоит бояться.

Могут ли прийти за нами? Легко. Надо будет – придут, ведь приходили, и не раз. Как говорил великий историк В.О. Ключевский: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

А если наказания не будет, значит можно жить, как удобно? Какая разница, по большому счету, придут за нами или нет. Вопрос ведь предельно прост. Можно ли сажать в тюрьму за убеждения или нет?

Я убежден, что нет.

А еще мне нравятся слова одного мудрого человека, нашего современника:

“Христос всегда с теми, кого распинают, даже если это разбойники, и Его нет среди тех, кто распинает, даже если это праведники”.

20 апреля 2017 года решением Верховного суда Российской Федерации деятельность религиозной организации «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» и всех его региональных 395 отделений признана экстремистской и запрещена на территории России. 17 июля 2017 года апелляционная жалоба «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» была отклонена Верховным судом Российской Федерации и решение вступило в законную силу. 17 августа 2017 года Министерство юстиции Российской Федерации включило «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» и его 395 местных религиозных организаций в список запрещённых в России организаций.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Игровые автоматы Вулкан онлайн В Орле датчанина-иеговиста* Кристенсена приговорили к шести годам за экстремизм Памятники из гранита В правительственном здании Иллинойса установили "праздничную" сатанинскую статую рядом с рождественской ёлкой Патриарх Кирилл попросил передать РПЦ территорию столичного Спасо-Андроникова монастыря

Православная лента