Протоиерей Михаил Ходанов
Прот. Михаил Ходанов
1958 года рождения, окончил международное отделение факультета журналистики МГУ, литработник иновещания, арабист, референт-переводчик МО ЦК КПСС.
В год 1000-летия Крещения Руси перешел на работу церковным сторожем.
С 1991 года – священник. Окончил Московскую духовную семинарию и академию, работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Член Союза писателей России, автор ряда художественно-публицистических книг. С 2002 по 2008 годы – ответственный секретарь журнала «Марка» Министерства связи и информации РФ, зам.главного редактора журнала Минюста РФ «Человек и закон», старший преподаватель Основного богословия в Российском православном институте им.св.Иоанна Богослова.
Главный редактор духовно-светского культурологического журнала «Переправа».
В настоящее время служит на подворье Марфо-Мариинской обители милосердия в с.Каменки под Волоколамском.
– Вы крепко полюбили Высоцкого ещё до того, как пришли к вере? Расскажите, как вы воспринимали его творчество в ваши детские и юношеские годы.
– Вера с детства жила в моем сердце, пусть и подспудно. Спасибо за это моей бабушке, Прасковье Львовне Трушиной. Она когда-то пела в церковном хоре, впоследствии подверглась революционному брожению, в храм больше никогда не ходила, но в своем простом русском сердце сохранила молитвы и страх Божий. От нее-то я впервые и получил ключик в мир духовный. В нашем доме звучали Высоцкий, Новелла Матвеева, Окуджава. Всё это я любил, ставил, слушал. Первым среди равных был, конечно, Высоцкий – и для меня, и для моей мамы…
– С самого детства он – ваш спутник, голос родительского дома, домашнего тепла…
– Он был для меня одним из моих любимых детских героев, наряду с Элли из Арканзаса, юнгой Джимом из романа «Остров сокровищ» и Айвенго. Я многое, конечно, не понимал в его песнях – а у нас их было предостаточно. На пленках, как правило, плохого качества. И все же, не понимая, испытывал интуитивное доверие к его голосу, к интонациям. А какие-то фразы сразу пробивали мое маленькое сердце насквозь: «Если друг оказался вдруг», «Профессионалам – зарплата навалом», «У тебя глаза, как нож, если прямо ты взглянёшь…», «И возля самава дварца ашивалси ентот самый то ля бык, то ля тур», «Лукоморья больше нет» и прочее.
«Здесь вам не равнина, здесь климат иной…» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
Потом, по мере моего духовного роста, ряд его песен раскрывал передо мной все большие и большие горизонты. Я, конечно, знал эти песни наизусть. И из «Вертикали», и другие типа: «На судне бунт, над нами чайки реют, Вчера из-за дублонов золотых Двух негодяев вздернули на рею, Но мало! – нужно было четверых!.. И вот волна, подобная надгробью, Все смыла, с горла сброшена рука. Бросайте за борт все, что пахнет кровью. Поверьте, что цена невысока!» Какие глубокие смыслы, какая шекспировская широта поэтических мазков!.. Его стихи учились легко, как и стихи Пушкина.
«Если друг оказался вдруг…» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
– Вы пришли в храм, стали священником. Что изменилось в вашем отношении к Высоцкому?
– Когда я воцерковился, то поначалу хотел отбросить всю свою старую жизнь. В церковной практике это называется агрессивным неофитством. В том числе я начал стыдиться и своего увлечения Высоцким. В семинарии, где меня окружали Святые Отцы и преподаватели с крестами и в рясах, я, вчерашний переводчик-синхронист арабского языка, служивший (не напрямую, конечно) коммунизму в недрах МО ЦК КПСС, особенно остро ощущал онтологическое несоответствие между своим прежним мирским и нынешним духовным началом…
Протоиерей Михаил Ходанов
И вот я перестал петь Владимира Высоцкого и начал поспешно осуждать его в душе за «грубость», «блатной налёт» в его лирике и прочие его грехи, как творческие, так и личные.
Вы понимаете, что со мною произошло? Я стал огульно отрицать все свое прошлое с его живыми людьми и упорно не видеть там ничего светлого.
А ведь именно Высоцкий всколыхнул когда-то мою духовность, заставил думать о чести и достоинстве, об ответственности и трусости, о жизни и смерти, о геройстве и приспособленчестве. Именно он ввел меня в мир, где требовалось быть мужчиной и ощущать ответственность за прошлое, будущее и настоящее («Темнота впереди, подожди! Там стеною закаты багровые, Встречный ветер, косые дожди И дороги, дороги неровные… Там и звуки и краски не те, Только мне выбирать не приходится, Очень нужен я там, в темноте, Ничего! Распогодится!»).
И его, моего Высоцкого, человека, песни которого я пропустил через свою душу, который помогал мне жить и не терять надежды, который поддерживал меня в самых трудных обстоятельствах, я вдруг стал стыдиться и чураться!.. В общем, некрасивая получилась история.
Но всё вдруг разрешилось самым неожиданным образом. Однажды в разговоре со своим приятелем-семинаристом (после вечерней молитвы в спальной комнате на двадцать человек), когда тот стал ругать Высоцкого, я вдруг спонтанно и горячо вступился за поэта. Семинарист, отходя от меня, брезгливо и с ужасом спросил: «Ты что же, любишь Высоцкого больше, чем Бога?»
– Ого!
– Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! И я впервые начал думать о феномене подлога в споре, о духовности будущих молодых батюшек и о факторе злой нетерпимости.
Но самое главное мое открытие было в другом: когда при мне несправедливо обругали Высоцкого, я воспринял это как личное оскорбление. Оказывается, я продолжал любить поэта. И я покаялся тогда в сердце своем – и сказал любимому человеку: «Прости меня, Владимир Семёнович, я сделаю все возможное, чтобы люди в Церкви полюбили тебя, потому что ты сам жертвенно любил всех своих ближних и дальних. Твое зрелое творчество – великое тому подтверждение».
«Белый вальс» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
– Высоцкий был очень популярным человеком. И сегодня он привлекает людей, как никто другой из актеров, певцов, поэтов последних 50 лет. Для него слава была тяжелой ношей. А не нарушается ли здесь принцип “не сотвори себе кумира”? Ведь для многих Высоцкий – кумир, идол. На Западе именно эти слова принято говорить о популярных людях, и у нас в последнее время встала на крыло индустрия звёзд, в которой Высоцкий занимает не последнее место даже через тридцать один год после смерти…
– Славу свою он переживал достаточно трезво, не надмевался, но ощущал великое бремя ответственности за каждое произнесенное слово. И работал с ним, со словом, до кровавого пота.
Что касается отношения к поэту как к кумиру, то, наверное, было немало и таких людей, которые в чем-то невольно обожествляли его, делая авторитетно-непогрешимым. Что ж, всяк человек немощен.
Идолизация – это умопомрачение, взрослый детский сад, «Канатчикова дача». Тут и говорить не о чем. Даже будучи еще совсем невоцерковленным, я никогда не делал из Высоцкого кумира. Он просто привлекал меня к себе – вот и всё. Ну, а его падения и разного рода слухи, распространявшиеся по этим поводам, я переживал мучительно и с болью.
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
– У Высоцкого, как и у Есенина, есть немало стихов, в которых очень талантливо (и подчас даже привлекательно!) запечатлено болезненное состояние души. Нет ли в этом искушения?
– Это – уроки для всех думающих людей. Надо уметь и хотеть извлекать духовную пользу из ошибок, как собственных, так и тех, что были совершены нашими страдающими ближними.
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
– Расскажите, пожалуйста, о ваших любимых стихах Высоцкого. Если можно – 2-3 стихотворения с вашими комментариями.
– «В суету городов» – здесь тончайшая лирика и грусть, которые особенно сродни русскому характеру. Здесь горы и чистый воздух, здесь завораживающая красота творения Божиего, к которому извечно тянется тоскующая по Богу душа человеческая.
«В суету городов» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
«Средь оплывших свечей и вечерних молитв…» – здесь потрясающая героика и стимул лично для тебя – совершить в жизни что-то значимое, высокое и доброе для людей, которых любишь. То же самое можно сказать и о стихотворении «Баллада о времени»: «Замок временем скрыт и укутан, укрыт в нежный плед из зеленых побегов…»
«В холода, в холода…» – в этом стихотворении – онтологически смутное беспокойство, которое терзает и мучает душу, живущую в отрыве от Бога. Особенно это было заметно в советское время, когда поиск Бога виделся в обретении новых друзей, новых встреч и надежд. А нужен был один единый Бог. Отзвук этой песни, на мой взгляд, касается именно этой темы.
«В холода» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
– Теперь я понимаю, почему так проникновенно звучит эта песня в вашем, батюшка, исполнении… Что особенно дорого вам в Высоцком сегодня?
– Сила слова и заключенного в нем духа. Активное гражданское начало. Желание положить душу свою за други своя. Нетерпимость к фальши и лжи, обману и злу.
– Когда вы начали заниматься Высоцким как исследователь? С какой мысли это началось?
Книга прот.Михаила Ходанова
– Лет двенадцать назад. Хотя, по сути, исследовать кого-то начинаешь тогда, когда пропускаешь сквозь себя, свое сердце и душу, день за днем, все его творчество. И прежде всего песни. Так что у меня исследовательский интерес фактически начался в 1980 году, в год кончины поэта.
– За годы, посвященные исследованию духовного мира поэта, случались ли с вами неожиданные, интересные встречи, связанные с судьбой Высоцкого?
– Да, появлялись люди, которые так или иначе его знали, соприкасались с ним, и они передавали мне сказанные им те или иные фразы. К сожалению, среди этих людей было немало и тех, кто сообщал о поэте всякого рода скабрезности.
Наиболее интересными для меня были воспоминания о нём Саввы Ямщикова, с которым мне посчастливилось общаться достаточно часто и всерьёз. Яркий был человек Савва Васильевич, уровня Высоцкого по сильной и целостной личности!
– Высоцкий, каким его представила в своей книге Марина Влади – насколько правдивый получился образ?
– Этот образ – ее личное видение, интересное, захватывающее, исполненное любви и тепла.
– А ещё вам приоткрылась тайна крещения Высоцкого… Многие люди интересуются – был ли крещен Владимир Высоцкий и если да, то при каких обстоятельствах?
– Да, это дорогая моему сердцу история.
Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди.
Лей на нас свою воду святую
И от варварства освободи, – так писал Высоцкий.
Крещение Высоцкого произошло в начале 1970 года. Причина принять это Таинство – горячее желание самого поэта. При общении на эту тему с близкими Владимира Семеновича, а именно с его второй супругой Людмилой Владимировной Абрамовой, я понял, что приятель Высоцкого, переводчик с итальянского Давид Карапетян (он недавно скончался), сын тогдашнего предсовмина Армянской ССР, помог ему осуществить этот замысел. Чтобы избежать опасности огласки крещения в Москве (поэт не хотел неприятностей ни своему отцу, кадровому офицеру, ни режиссеру Ю.П. Любимову, в труппе которого работал), Высоцкий поехал с Карапетяном в Армению, где и принял святое крещение.
О причине этого события можно с основанием предположить следующее. В то время он уже был влюблен в Марину Влади. Они пришли друг к другу очень и очень сложно. Высоцкий расстался со своей прежней семьей, а это было тяжело и проблемно – ведь помимо трагедии порушенной любви осталось еще двое маленьких детей. У Влади тоже были непростые семейные коллизии. Тем не менее, Владимир и Марина оказались вместе.
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
Через крещение Высоцкий попытался подняться над действительностью, обрести чистоту и ощутить присутствие Живого Бога, увидеть оправдание своего нового периода жизни, доказать самому себе, что всё у него теперь будет по-другому – светло и богоугодно.
Все, кто любил и страдал от боли личных страстей и томлений, когда ломается вся прежняя жизнь и на ее обломках мучительно возникает что-то новое, легко поймут это окрылявшее поэта чувство. Многие любящие доподлинно знают, что любовь неотделима от жажды ощущения Всевышнего и Его благословения. Оттого влюбленные как чистого, так и грешного замеса часто ездят по храмам и монастырям – и нередко принимают святое крещение. Как священник с двадцатилетним стажем, я был таким ситуациям не раз и не два живой свидетель. То же произошло и с Высоцким.
– Крещение держали в секрете?
– По возвращении из Армении поэт рассказал обо всем случившемся только Людмиле Абрамовой и еще двум-трем друзьям. Всех прочих он в известность не поставил – это было глубоко личное событие, да к тому же еще и официально крамольное. Рассказывать об этом направо и налево «в те времена укромные» было бы идентично чтению вслух в общественных местах книги опального Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Протоиерей Михаил Ходанов
Для Абрамовой, которая и в те годы была верующей христианкой, этот светлый факт его жизни стал весьма важным и радостным. На память об этом событии она подарила ему Георгиевский четырехконечный крест, доставшийся ей в наследство от прабабушки – самоотверженной сестры милосердия.
Интересно, что Д. Карапетян впоследствии написал воспоминания о своих встречах с Высоцким, но факт крещения в книге не отразил. Почему? В воспоминаниях преобладает мирской дух, смакуются мужские страсти и прочее. Очевидно, что для автора крещение Высоцкого не имело какой-то особой значимости. Личные похождения выглядели куда привлекательнее. Ну да ладно. Все равно – огромная благодарность Давиду Сааковичу за его поистине добрый поступок. Верю, что за это ему простится множество грехов.
Как поминать Высоцкого? Раньше люди ездили в подмосковные Мытищи, в храм святого мученика Уара, который, по преданию Церкви, принимает прошения за некрещеных и сонм иных проблемных людей: самоубийц, иноверцев и «поганых», то есть язычников. Однако в данном случае нет смысла ограничиваться предстательством этого святого. Русская Православная Церковь признает действенность крещения, совершенного в Армянской Апостольской Церкви.
Высоцкий совершенно не знал разницы между двумя Церквями, не ведал тонкостей армянского монофизитства. Это был 1970 год. Скорее всего, ничего не знал о монофизитстве и сам Карапетян. Он, как и большинство армян, был совершенно уверен в том, что Армянская Церковь – древняя и православная.
Так вот – о поминовении. Если бы Высоцкий был жив, то его присоединение к Русской Церкви произошло бы через простое покаяние.
Не ведал, мол, не знал, не понимал. Что, собственно, и соответствовало действительности. Однако поэт умер и не успел покаяться в том, в чем, по сути, совсем и не был виноват. Надеюсь, это понятно.
Что же теперь делать? А вот что. Решать данный вопрос должно не хмуро-ригористически, в духе мрачного Торквемады и неумолимо «святой» инквизиции, а руководствуясь принципом икономии, то есть сострадания и любви, так как Бог христиан есть Любовь.
Между двумя Церквами – Армянской и Русской – нет литургического общения. То есть в православном храме нет возможности полагать в Чашу заупокойную частицу просфоры за умершего, крещенного в Армянской Церкви, чтобы омыть ее Кровью Христовой (при этом омываются грехи поминаемого человека). Православный христианин призван быть послушным Матери-Церкви и учитывать все эти нюансы. Хотя на самом деле в данном конкретном случае следует обратиться за разъяснением к нашим православным канонистам и специалистам по церковному праву: ведь, насколько известно, мы признаем действенность крещения, совершенного в Армянской Церкви, и принимаем всех желающих присоединиться к Русской Православной Церкви по так называемому третьему, облегченному чину (первый чин – перекрещивание, второй – миропомазание) – через покаяние. Поэтому если бы Владимир Высоцкий был жив, то, скорее всего, он бы рано или поздно перешел в полноту православия (ведь он же изначально и желал креститься только по православному обряду и был уверен, что его крестили именно так) и стал прихожанином, к примеру, храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Почему бы и нет?
И тем не менее есть факт – жесткий и совершенно недвусмысленный: Высоцкий умер и оставил нам проблему своего церковного поминовения. Со своей стороны, он шел к Православной Церкви, тянулся к Ней, открывался навстречу Христу. Да, многого поэт просто не знал, в сравнительном богословии (скажем об этом уже в третий раз) был несведущ. Просто пришло время, когда он всей душой захотел быть ближе к Богу. В Нем поэт увидел (или таинственно ощутил) путь к преодолению смерти – и всей душой захотел креститься, веря, что произойдет чудо обновления, появится пульс новой жизни и он спасется…
А в остальном Всемилостивый Господь уже Сам во всем разберется – гораздо лучше всех земных богословов, вместе взятых – и все наилучшим образом управит, к нашей всеобщей пользе. И – определит поэту с его предельно израненным и исстрадавшимся за людей России сердцем быть там, где это наиболее полезно и нужно именно ему.
О том, что решение креститься было серьёзным, говорит простой факт: в главных своих стихах поэт думал о том, «что спеть, представ перед Всевышним». Вы не найдёте такого мотива в тогдашних стихах современников Высоцкого – от Евтушенко до Бродского.
– Вы смотрели последний фильм о Высоцком? Каково ваше мнение о нём?
– Фильм интересный, добрый. Правда, требования кассовости наложились в нём и на технику съемки, и на сам сюжет. Однако в фильме нет ни грязи, ни секса. Образ Высоцкого дан под определенным ракурсом. Это – болезнь, страдание, выдержка, наркотическая зависимость, клиническая смерть, выживание. Песен звучит мало. Но такова задумка.
Особенно меня потрясла молитва поэта. И конечно, игра Безрукова. Для меня он – один из великих актеров современности. Он – и Евгений Миронов. Они вдвоем вернули нам Пушкина, Есенина, Достоевского и Высоцкого.
То, что фильм ругают, – от скудости мышления оппонентов или от их ангажированности. Или – от зависти. Хороший, в общем, фильм. Спасибо Никите Высоцкому за сценарий и за озвучку. Спасибо всем актёрам. Благодарность – режиссеру Петру Буслову. Фильм раскрыл нам еще одну грань образа Высоцкого, о которой мы мало что знали.
И схожесть – колоссальная. Правда, силиконовая маска актера имеет свою изнанку – преобладает статика его лица. Но все равно – работа проделана огромная и дай Бог, чтобы фильм окупил все растраты и наградил всех своих создателей лавровыми венками.
– Как вы думаете, какие песни Высоцкого будут необходимы православному человеку и через 10, и через 100 лет?
– Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока.
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём!..
А так, поживем – увидим.
“Мерцал закат как блеск клинка…” Исполняет: прот. Михаил Ходанов
«За меня невеста отрыдает честно» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
«Проложите, проложите хоть тоннель по дну реки» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
«Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
«Баллада о детстве» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
«А ты уехала на долгий срок» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
Отрывок из книги прот. Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»
«Весна еще в начале» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
«Скалолазка» Исполняет: прот. Михаил Ходанов
Читайте также:
Взыскание рая в песенной поэзии Владимира Высоцкого
Илья Борисович Ничипоров Тернистым и несвободным от тяжелейших срывов, обусловленных как личностными факторами, так и духом времени, был путь лирического героя поэзии Высоцкого ко встрече с Богом и раем. |
Религия в жизни Владимира Высоцкого
Протоиерей Михаил Ходанов Владимир Высоцкий, храня в себе генотип многих поколений предков-христиан, прекрасно понимал, что есть мир духовный. И Бога он, несомненно, признавал. Вместе с тем, будучи человеком нецерковным и страстным, отличаясь максимализмом в отношении к жизни, ощущая трагедию жизни и смерти, он мучился и страдал от разрывавших его вековечных проблем, которые безуспешно пытался решить сам, без опоры на христианские законы духовной жизни. |
Владимир Высоцкий – это путь человеческой свободы
Протодиакон Андрей Кураев Протодиакон Андрей Кураев заявил, что песни барда помогли ему изменить собственную жизнь, и выразил сожаление, что жизнь артиста оборвалась так рано. “Владимир Высоцкий – это путь человеческой свободы. К сожалению, многие люди используют свободу только для собственной деградации, редкие люди – для собственного преображения и творчества. Высоцкий смог сделать и то, и другое”, – заявил отец Андрей. |