«Сам Бог приходит к нам и дает такую заповедь, которая выводит нас за пределы возможного» – почему наша вера – не религия, а заповеди – не от человека, рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)
Многие говорят:
– Наша религия – замечательная! Самая лучшая!
Для начала я скажу тебе следующее (и надеюсь, ты меня правильно поймешь). Мы привыкли называть свою веру религией, но наша вера – не религия. Сейчас объясню, почему. Религий существует великое множество.
В сущности, что такое – религия? Это попытка человека обрести Бога. И когда мы говорим о той или иной религии, то подразумеваем, что человеческая душа ищет какого-то бога и создает его для себя. Поэтому и существует множество религий. Людям тяжело оставаться один на один с болью, скорбями, болезнями, смертью, им хочется выйти за пределы трагичного мира; а тут еще – гром, молния, наводнения, катастрофы – и вот человек, не зная, откуда все это берется и почему случается, начинает представлять себе некоего бога. Да-да, все начинается именно с человека. Он создает религию.
То есть религия – это попытка человека подняться от низкого к высокому, от земли – к небу. И в этом смысле мы с вами, дорогие друзья, не имеем никакой религии. Мы живем Божественным Откровением, верой, Церковью.
Православие не есть религия в том смысле, что мы сами себе его создали. Православие – это Откровение.
Мы не стремимся создать о Боге какое-то представление и никогда не стремились. Он Сам пришел к нам, Сам нашел нас и сказал совершенно потрясающие вещи, которые мы даже не могли себе представить. И никогда не сказали бы сами.
Сейчас я, вслед за архимандритом Софронием (Сахаровым), приведу вам один пример из Священного Писания, который явственно показывает, что евангельские слова – это не вымысел какой-то религиозной группы. Наш Господь говорит: «Любите врагов ваших!» (Мф. 5:44).
Мог бы я, человек, сесть и придумать такую заповедь? Нет, это невозможно. И одна эта заповедь, одна эта фраза Христа лучше любого доказательства говорит нам, что Господь – не просто Человек, а Бог, потому что только Бог мог сказать такое.
Фото: spbda.ru
Человеку самому в голову не придет любить своих врагов! И вот мы приходим к Богу и говорим Ему примерно то же, что на днях сказала мне одна женщина:
– Батюшка, до исповеди еще несколько дней, а мне хочется как можно скорее облегчить душу… Недавно на свадьбе я встретила одного своего родственника, с которым нахожусь в ссоре. Он протянул руку, чтобы поздороваться со мной, а я отвернулась и отошла от него.
Эта женщина была не в состоянии простить и полюбить своего близкого, кровного родственника! А Господь велит нам любить не только родных, друзей, близких, но и врагов. Понимаешь? И одно это, одно это подтверждает, что наше пространство, пространство нашей Церкви, является территорией Божественного Откровения, Божественного присутствия, когда Сам Бог приходит к нам и дает такую заповедь, которая выводит нас за пределы возможного и возносит человеческую природу до самой высокой точки, какая только существует.
То есть Господь дает нам возможность достичь огромной высоты с помощью Своей силы и благодати.
Я могу сказать в ответ:
– Господи, как это возможно, если иногда я не в силах любить даже своих родных? О каких врагах в таком случае приходится говорить?
А Христос отвечает:
– Я даю заповедь, Я даю и благодать, даю силы на то, чтобы ты ее выполнил. Самому тебе это сделать невозможно! Без Меня все – невозможно.
Видите? Очень важно чувствовать, что ты движешься – в пространстве, где Божественное переплетено с человеческим. И мы живем в пространстве Церкви, где призваны преодолевать свою человеческую природу, выходя за рамки земного, тварного и прикасаясь к Бесконечному Богу, прикасаясь к любви, вечности, свету, добру, – чтобы все эти Божественные свойства Господа нашего наполнили нашу жизнь. Это нелегко.
И идя по улице, передвигаясь на автомобиле, как было бы чудесно видеть, знать и чувствовать, что сейчас где-то рядом со мной – удивительный человек, который не просто верит в кого-то, увлечен чем-то, как увлекаются люди йогой, буддизмом, индуизмом и любой другой религией. А человек, находящийся в объятиях у Бога, явившегося миру и призвавшего всех нас сделать огромный шаг от противоестественного состояния к естественному, а затем – и к сверхъестественному состоянию, обожению.
Поэтому я и говорю, что мне очень нравится видеть людей, которые понимают, что Церковь – это не какая-то религия, а сила, которую создал Сам Господь, чтобы дать ее нам. До этого мы были, как говорится, в беспросветном мраке, а теперь – обрели истину. Мы не знали, как обрести Бога, и не могли верно Его себе представить. И хотя неоднократно задавались этим вопросом, так и не нашли Его, пока Он Сам не пришел и не нашел нас. Понимаешь?
Поэтому, когда кто-то говорит тебе:
– Ну, это всё поповские сказки, Евангелие написано людьми!
– можешь сказать в ответ: как же оно может быть написано людьми, когда эти самые люди сами не в состоянии выполнять то, чему учат? Никогда не задумывался над этим? Я, к примеру, постоянно беседую на эти темы, но сам так не живу. Почему? Потому что эти темы взяты не из моей головы, я только передаю то, что знаю. И я не в состоянии поступать так, как говорится в Евангелии, хотя читаю Его каждый день – и дома, и в храме, – проповедую Его… Почему? Потому что Евангелие превышает мой уровень, оно просто берет меня за руку и поднимает на высоту, которой не достичь. Это делает Господь.
Фото: spbda.ru
Поэтому, когда в Евангелии упоминается та или иная заповедь, – она идет не от человека, который в чем-то заинтересован или хочет добиться чего-то через тебя, используя, руководя, контролируя твою личность, твои эмоции, инстинкты и желания. Все это идет не от человека. Эти слова говорит Сам Бог – твой Творец, создавший тебя и потому знающий тебя лучше, чем кто-либо другой. Понимаешь? Неужели твой Создатель может тебя не знать? Ведь ты сотворен именно Им, Богом. Несколько лет назад, перед тем, как появиться на этом свете, – где ты был? Где ты был за секунду до того мгновения, когда твои родители соединились и зачали тебя? Где ты был до той минуты, когда оказался в материнской утробе?
Иногда я тоже начинаю об этом думать и едва не схожу с ума от мысли, что существует определенная дата, до которой меня не было. Совершенно конкретный момент, секунда, когда я был зачат во чреве матери и начал существовать. А где я был до этого? И вот Этот Бог, Который создал меня Своими руками; Который создал Адама и каждого, кто рождается в этот мир, – Он говорит в Церкви. Он дает заповеди, Его мы любим, ради Него ходим в церковь, и в этом смысл нашей веры – приблизиться к Тому, Кто всегда был, есть и будет. И дело здесь не в красивых церковных зданиях, не в священниках, не в каких-то формальных, внешних вещах, – дело в сути.
Источник