Мученики встречают Христа

24.12.2018 6:23 2

Мученики встречают Христа

Завтра у христиан, живущих по новоюлианскому календарю, Рождество, а сегодня стало быть - сочельник. Наверное, это отличный повод поговорить о благодатности старого календаря, или безблагодатности нового, или о равночестности обоих, или о том, как проводить Новый год русским европейцам, которые вроде бы и Рождество еще не праздновали, но уже как-то духом его проникнуты, да и о том, можно ли вообще теперь русским быть европейцами, когда уже даже в православном мире царит что-то непонятное. Мученики встречают Христа

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Все это очень важно и интересно или, напротив, совершенно неважно и скучно, и в зависимости от убеждений спорящих – душеспасительные беседы или многословие и пустословие.

Поэтому лучше я расскажу историю, понятную каждому верующему христианину. В ней нет спорных моментов, места для дискуссий и богословско-канонических проблем.

В 1867 году в селе с неожиданным названием Содом в Саратовской губернии родился в семье церковного чтеца мальчик Сергей. Рано осиротел, закончил Казанскую духовную академию, женился, стал священником, овдовел, принял постриг с именем Феофан, потом был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии, был настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря и ректором Пермской духовной семинарии.

Человеком он был прямым, горячим и несколько подозрительным. В убийстве Столыпина он видел руку мифических жидомасонов, миссионерские курсы открывал, чтобы миряне могли дать отпор врагам Церкви, а как пришла новая власть – да какая это власть, в 1917-1918 годах еще и власти-то никакой не было, революционная смута, война да местами анархия – так вот, не боялся он обличать эту так называемую власть. За что и пострадал.

После убийства (казнью это назвать язык не поворачивается) Пермского архиерея архиепископа Андроника владыка Феофан принял управление Пермской епархией. Ненадолго. Через полтора месяца большевики арестовали и убили священника Михаила Накарякова, который достоин отдельного рассказа – такой был популярный и любимый народом пастырь, что его даже конвоиры-красноармейцы убивать сначала не хотели. Владыка Феофан поминал отца Михаила после гибели как священномученика. Незамеченным это не осталось. Архипастыря арестовали, в период заключения – вволю поиздевались, а 24 декабря тоже убили.

Мученики встречают Христа

Снимок епископа Феофана, сделанный в фотосалоне местного фотографа Б. И. Чернавина в 1917 году

Убивали страшно. Пермь – не самый холодный уголок нашей страны, в декабре там и небольшой минус, и даже маленький плюс может быть, но в декабре 1918 года морозы достигали тридцати градусов, и владыку Феофана утопили в проруби (казненных таким образом большевики цинично называли “водолазами”) после немыслимой пытки – погружали в ледяную воду, вытаскивали, дожидались, пока тело покроется льдом, снова погружали…

Владыка, как и первые мученики, которые продолжали жить после страшных истязаний, тоже никак не умирал.

Помните, как со святым великомучеником Пантелеимоном было? И колесовали, и вешали, и ранили, и в кипящем олове топили – а он все жил и жил, обличая мучителей, пока ему не отрубили голову.

Может быть, если бы епископу Феофану отрубили голову или выстрелили в сердце, из его раны, как и из раны святого Пантелеимона, истекло молоко.

Вместе с ним такой же смертью погибли еще девять человек: семь монахов (сохранилось имя одного – Савва (Холмогоров), неизвестный офицер польского происхождения и работник железной дороги по фамилии Малярин. Даже не знаю, прославлены ли они официально, да это и неважно – у Бога точно прославлены.

Место мученичества было залито кровью и усыпано осколками костей – так его и удалось определить, и следственная комиссия правительства вошедшего через несколько дней в Пермь Колчака даже смогла провести расследование, из которого мы и знаем обстоятельства этих – смертей? Или побед?

Можно очень много спорить о том, когда правильно отмечать Рождество и когда складывать подарки под елочку в Сочельник. Но одно бесспорно: в 1918 году десять человек отдали в дар благодарности Спасителю все, что у них было – свои жизни (хотя Ироды своего времени полагали, что это они очищают пространство от опасных – ну не младенцев, конечно, а контрреволюционеров, которые еще чего доброго власть отнимут, такую вожделенную), и в ту же минуту Он Сам встретил их в убогих яслях – на кресте Своего страдания и сострадания – в славе Своего пришествия и Воскресения.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Петербурге задержан мужчина, напавший на Исаакиевский собор с намерением изгнать бесов Путин на полуночной встрече с муфтиями в Казани посоветовал им готовить себе замену "на национальной базе" Игровые слоты клуба Вулкан Удачи Российские мусульмане предлагают охватить религиозными курсами как можно больше школьников, освободив от этого только самых младших Мир виртуальных забав в онлайн казино Джойказино

Православная лента