– Отец Владислав, как вы оцениваете итоги этого «объединительного собора»?
– Для нас самым важным в этом соборе было то, сколько епископов из канонической Церкви присутствовало там. Предполагалось, что будет трое, но оказалось двое. Митрополит Винницкий и Барский (уже бывший) присоединился к раскольникам. Насколько я знаю, из 45 священников Винницкой епархии 42 или 43 высказались против присоединения к этому расколу. Тем не менее бывший архиерей на это пошел. Сейчас, возможно, будут вестись споры, чей будет кафедральный собор и другие церкви Винницы.
Что оставшиеся раскольники будут делать сами по себе – для нас не имеет принципиального значения. У нас было предположение, что Филарет (Денисенко) будет категорически протестовать против того, чтобы кто-то другой, а не он, был призван главой этого нового объединения. Но я обратил внимание, что новый избранный глава Епифаний сказал, будто Филарет остаётся патриархом и члены этой «новой церкви» будут пользоваться его советами при решении всех дел. Поэтому сейчас немножко неясна структура их управления.
– Константинополь официально признал эту новую церковную структуру?
– Официально Константинополь признает эту новую церковь только при выдаче томоса. Этого пока не произошло. Если Константинополь ее не признает, то эта новая структура будет просто объединением двух групп раскольников, которые потом снова разбегутся, но уже в других комбинациях.
В дальнейшем предполагается, что Константинополь даст томос, в котором будет говориться об автокефалии. Но текст этого томоса неизвестен. Есть проект устава «новой независимой украинской церкви», как и составленный в Константинополе проект устава, но, насколько мне известно, там нет ничего похожего на автокефалию, не предусмотрено даже и автономии. И статус независимости этого нового церковного образования гораздо меньше, чем у канонической Украинской православной церкви по отношению к Московской патриархии. В этом уставе просто есть слово «автокефальный». Я бы сравнил статус этой новой церкви с тем, какой имеет статус Эстонская православная церковь. То есть ее статус отнюдь не на уровне УПЦ или РПЦЗ.
– Будет ли иметь значение реакция других Поместных Церквей на создание новой независимой «украинской церкви»?
– Что-то будет зависеть от реакции других Поместных церквей. Пока был разрыв Константинополя и Москвы без вовлечения раскольников в совместное богослужение, другие церкви старались в основном стоять в стороне. Одни поддерживали Московский патриархат, другие высказывались двусмысленно, третьи говорили, что они вырабатывают свою позицию. На все ограничились словесными декларациями.
Если возникнет ситуация, в которой понадобится сослужить с «новой» украинской церковью, то есть с раскольниками, и это станет невозможно для других церквей, то тогда Поместные церкви поневоле будут вынуждены высказать свою позицию определенно и резко. В этом случае разделение внутри Вселенской православной церкви (не в смысле Константинопольской, а действительно Вселенской) обнаружится более явно. И, конечно, ситуация обострится, если какая-то другая Поместная церковь признает это новое объединение каноническим.
– Насколько велика роль политической ситуации на Украине в данном вопросе?
– Конечно, очень многое будет зависеть от политической конъюнктуры – от того, удержится ли Порошенко, или, если не удержится, кто будет после него. От того, смогут ли украинские политики остановиться и до каких пределов они дойдут.