Дорогой, публичный, православный – как не попасть к психологу-шарлатану

24.11.2018 0:50 7

Дорогой, публичный, православный – как не попасть к психологу-шарлатану

Пренебрегать психологической помощью сегодня – нелепость, а обращаться за ней к психологам – тренд. Дорогой, модный, публичный, православный, и, конечно, решит любые ваши проблемы – как не ошибиться в выборе? В День психолога мифы о специалистах разоблачает Наталья Скуратовская.

Хороший психолог окончил лучший вуз страны

Дорогой, публичный, православный – как не попасть к психологу-шарлатану

Наталия Скуратовская

Отсутствие нормального образования – минус. Но и диплом хорошего вуза – не гарантия качества. Делать ставку на педсостав вуза, в котором обучался психолог, можно, но и это не панацея. Есть ряд учебных заведений, в практическом плане не уступающих МГУ.

Вузы дают базовое образование, а навыки непосредственной работы с клиентами приобретаются в процессе дополнительного. Стоит выяснить, есть ли у психолога дополнительная подготовка. С какими методами он работает? Как долго? Где осваивал?

Конечно, образование – критерий неоднозначный. Я знакома с хорошими специалистами, базовое образование которых было вовсе не психологическим, но они окончили магистратуру по психологии и освоили ряд психологических методов. Если у специалиста диплом посредственного заведения, а дополнительное образование отсутствует, вам очень повезет, если попадется талантливый самоучка.

Услуги серьезного специалиста стоят дорого

Нет прямой корреляции между «хорошим» и «дорогим». Немало отличных специалистов, которые работают в благотворительных проектах, получают зарплату, трудясь в государственных учреждениях, или просто выбрали для себя ценовую политику «много денег не брать».

Дорого или не очень дорого – скорее характеризует уровень притязаний самого психолога, навыки его самопиара. Если кто-то решил, что его клиентами будут только олигархи, то неудивительно, что окружающим цены покажутся заоблачными.

Но в любом случае ценообразование влияет на баланс между количеством клиентов и качеством работы. И если психолог будет много работать, но жить при этом впроголодь и не будет иметь возможности развиваться и повышать свою квалификацию, рано или поздно качество его работы упадет, каким бы талантливым он ни был.

Хорошему психологу достаточно одной встречи, чтобы разобраться в проблеме и помочь

Клиенты часто не видят разницы между консультированием и психотерапией.

Если речь о локальной проблеме, если нет серьезных травм, невроза, иных внутренних препятствий, если человек не врет себе, не врет терапевту, бывают случаи, что не только разобраться, но и помочь человеку выйти из проблемной ситуации получается за один сеанс.

Но есть масса примеров, когда за один сеанс удается лишь примерно локализовать проблему, а на то, чтобы избавиться от проблемы, могут уйти месяцы, а иногда и годы. Если речь идет о глубинных личностных проблемах, то тот, кто обещает помочь за один раз – либо шарлатан, либо неадекватно оценивает ситуацию.

Работая с психологом месяц, полгода, год, клиенту важно обратить внимание на субъективные и объективные улучшения в своей жизни.

Например, что-то тяготило – теперь не тяготит, что-то не получалось – стало получаться, был в тупике – вышел из него. Динамика перемен и определяет, насколько специалист квалифицирован и насколько его стиль работы подходит клиенту. В психотерапии возможны как улучшения, так и субъективные ухудшения состояния на непродолжительные периоды (человеку страшно, тревожно в процессе работы, обостряются негативные переживания). Но главное, меняется ли к лучшему объективная реальность клиента?

Дорогой, публичный, православный – как не попасть к психологу-шарлатану

Если к лучшему меняется лишь настроение (субъективные изменения есть, а объективных нет), жизненные задачи не решаются, а проблемы усугубляются – это тот случай, когда психолог «подсадил на иглу». По большому счету, у психолога одна цель – стать не нужным клиенту, пока у того не появятся новые жизненные задачи и вопросы.

Психолог способен решить любую проблему

Есть некоторая путаница в понимании, кто такой психотерапевт, а кто психолог.

Психологическое консультирование обычно помогает разобраться человеку с конкретным запросом. Например, как скорректировать поведение в определенных жизненных ситуациях, как построить отношения с детьми, как преодолеть неудачи в карьере. Кто-то хочет воспользоваться помощью, чтобы сориентироваться в приоритетности жизненных целей. Результатом консультации психолога станет либо избавление от проблемы, либо выход на качественно новый уровень понимания своей жизни.

Психотерапия ориентирована на решение личностных проблем, не сиюминутных, а системных. Их причинами могут быть особенности развития, детство в дисфункциональной семье, жизненные кризисы, выбившие человека из привычного ритма жизни. Отсутствие сил и желания что-то делать, неумение справиться со страхами, иррациональные проблемы, которые трудно сформулировать словами – все это сфера деятельности психотерапевта.

Очевидно, не каждый специалист справится с таким диапазоном, ведь разные группы проблем требуют разной подготовки и компетенций. Индивидуальные особенности специалиста никто не отменял: у одного хорошо получается одно, у другого – другое. Универсальных психологов не бывает. Жизни не хватит, чтобы успешно подготовиться ко всему.

Если кто-то берется работать с любой проблемой, обычно это означает, что человек не очень квалифицирован.

Впрочем, ответственность за выбор всегда лежит «на покупателе». Когда знакомые и коллеги засыпают вас контактами и рекомендациями психологов – это создает пространство выбора. Но выбирать придется самостоятельно. Постарайтесь для себя четко определить проблему, обозначьте задачу, которую хотите доверить психологу. Отчасти это поможет не ошибиться, а вашим знакомым – поможет не рекомендовать вам лишнего.

Хороший психолог всегда дает конкретные и дельные советы

Психолог вообще не должен советовать, и тем более – принимать те или иные решения за клиента. Есть разные направления консультирования и психотерапии. Степень директивности в них тоже будет разной.

Например, в когнитивно-поведенческой терапии психолог может давать конкретные инструкции и алгоритмы действий. В психоанализе и прочих психотерапевтических направлениях давать советы категорически запрещено. Методика этого просто не предусматривает.

Хороший психолог помогает принять самостоятельное решение. Плохой – навязывает единственно правильный совет. И чем категоричнее совет, тем больше сомнений в квалификации психолога.

С настоящим асом складываются отношения и даже дружба

Помимо квалификации, профессионального опыта и хороших отзывов о психологе, есть момент субъективного, отчасти иррационального выбора. Для того, чтобы работа была продуктивна, должен сложиться доброжелательный, доверительный терапевтический альянс.

Если клиент испытывает эмоциональное отторжение, какой бы заслуженный ни был психолог, стоит прислушаться к своей интуиции и уйти. Это не означает, что психолог плох. Это означает, что этому клиенту он не подходит.

На психолога часто возлагают надежду, что он компенсирует недополученное в отношениях с другими людьми, причем сразу за всю жизнь клиента. Это подметили еще отцы-основатели психоанализа. Фрейд описал механизмы переноса, когда позитивные или негативные чувства и ожидания клиент проецирует на своего терапевта. Часто люди ожидают, что сложится дружба, эмоциональная близость с психологом. Но в большинстве направлений психотерапии дружба с клиентом (пока он остается клиентом) невозможна. В некоторых терапевтических парадигмах с клиентом даже нельзя общаться в промежутках между сессиями. Есть направления, в которых допустимы те или иные отношения с клиентом, но в любом случае недопустимо смешение ролей.

Например, нельзя работать с родственниками, коллегами, с людьми, с которыми мы вступаем в достаточно эмоционально нагруженные отношения.

С хорошим психологом складываются продуктивные, доброжелательные, доверительные отношения, потому что без этого не получится работа. Но это не критерий качества специалиста, это критерий совместимости клиента и терапевта.

Друзья плохих психологов не посоветуют

В условиях, когда в стране нет лицензирования психологов, а подтверждение квалификации специалиста – ответственность клиента, людям хочется подстраховаться. Мы обращаемся к психологам с деликатными, болезненными, конфиденциальными вопросами, поэтому искать гарантий, опираясь на опыт других клиентов, которым работа с этим психологом помогла решить их проблемы – правильно.

Но друзья не всегда советуют психологов, которых знают лично. Куда чаще рекомендуют известных им понаслышке. Это может быть психолог, лекции которого они смотрели в ютьюбе, слышали по радио, просто читали статьи. Постарайтесь выяснить, есть ли у ваших советчиков личный опыт работы с этим психологом и насколько он успешен.

Надо быть уверенным, что в совете друзей нет места эмоциональной зависимости. Порой людям может нравиться их «такой замечательный» психолог, потому что он мастерски умеет выстраивать созависимые отношения с клиентом. Пока люди не дошли до кризиса, когда идеализация сменится разочарованием, такой психолог будет для них «самым лучшим».

«Сарафанное радио» не стоит исключать. Искать отзывы и рекомендации – нормальный путь, особенно если вы впервые сталкиваетесь с психологами или имеете негативный опыт и стремитесь подстраховаться от новых неудач.

Если вам потенциально интересен специалист, которого посоветовали друзья, если вы рассматриваете возможность работы с ним, задайте друзьям конкретные вопросы. Чем хорош? Как долго работали? Каков результат? Если работа в процессе – что объективно меняется к лучшему?

И главное, чтобы был православным!

В православной среде есть определенное недоверие к психологам. Помню времена, когда священники воспринимали психологов как «конкурентов за души паствы». На полном серьезе приходилось объяснять, что психология – не сатанизм, не против веры, это вообще про другое. И до сих пор такое отношение – не редкость, хотя сейчас христианская психология делом доказала свое право на существование, и многие священники и верующие знакомы с ней не понаслышке.

И все-таки религиозность психолога менее важна, чем профессионализм и способность с уважением относиться к ценностям клиента, не навязывая собственных идеологических установок.

«Православный» – не критерий качества. Когда кто-то упирает на то, что является православным психологом/юристом/таксистом/педиатром, тут же возникают сомнения в квалификации этого человека.

Кто давно находится внутри Церкви, работал на приходском или епархиальном уровне, наверняка сталкивались с ситуациями, когда, настаивая на своей православности, человек просто рассчитывает, что ему простятся его профессиональные несовершенства: «я же свой, я православный». Пока еще приставка «православный» остается поводом для манипуляций.

А уже в том случае, если профессионализм специалиста нас устраивает, стоит посмотреть, насколько его система убеждений гармонирует с нашей. Хороший психолог не станет навязывать клиенту свои убеждения, но вполне может их обозначить, заявить о том, что для него лично неприемлемо. Конфликт на уровне ценностей и убеждений не способствует эффективному консультированию или психотерапии.

Если перед верующим, православным человеком стоит проблема «как выбрать хорошего психолога», то совет здесь один – на первом месте должен стоять профессионализм, а на втором – уважение к вере и убеждениям клиента и готовность ничего не навязывать.

Дорогой, публичный, православный – как не попасть к психологу-шарлатану

Хороший психолог – человек публичный

Если человек успевает вести блог, писать книги, публиковать статьи, при этом активно работает с клиентами и включен в образовательные проекты – он супергерой! Прежде всего это признак умения организовать свое время, но напрямую не значит, что специалист во всех отношениях превосходит менее публичных специалистов. Надо смотреть, что за этим стоит – ведь 90% своего времени психолог может тратить на самопродвижение или нанять других людей писать от его имени. Публичность, как и непубличность, связаны прежде всего с желанием и навыком специалиста присутствовать в публичном пространстве. Высококлассный специалист может не делать всего вышеперечисленного, но не потому, что ему нечего сказать, а потому, что ему некогда или он тяготится публичностью.

Но не стоит забывать и о том, что публичность – всегда возможность для клиента немного снизить риски. Посмотреть на специалиста, не афишируя желания консультироваться. Решить для себя, насколько он готов довериться такому эксперту и согласен ли с тем, что психолог говорит и пишет. Насколько противоречивы, с точки зрения клиента, убеждения психолога, в том числе религиозные, также можно обнаружить через его публичную активность.

Публичность – не критерий в выборе, но она упрощает выбор. Ведь если плоды публичности внушают доверие, значит, можно предварительно принять решение о сотрудничестве.

Все беды испытал на себе

Не считаю, что нужно испытать все несчастья, чтобы быть способным помогать другим. У каждого человека, к счастью, запас бед ограничен. Да и странно сводить работу психолога лишь к тем бедам, которые он пережил лично.

Хороший психолог обладает эмпатией. Это означает, что он может прочувствовать, сопереживать боли клиента. Важно, чтобы психолог был ресурсным, способным помочь клиенту разобраться в бедах, не проваливаясь в его переживания.

Согласитесь, тот, кто только читал о проблемах, не возьмется с ними работать. В любую проблематику надо вникнуть, войти, погрузиться – посредством специализированного обучения и опыта работы с определенным кругом проблем, поскольку личный опыт всегда не универсален, и сказать другим «делай как я» не получится. Например, можно заниматься предразводным консультированием, находясь в счастливом браке. Если специалист знаком с семейной проблематикой, техниками семейной терапии, досконально изучил проблему и знает, какие бывают кризисы и как их можно разрешить, ему не обязательно начинать разводиться самому, чтобы убедиться на практике, как это работает.

Каждый из нас рано или поздно переживает те или иные скорби. Опыт собственных переживаний делает психолога более сострадательным и деликатным в каких-то вопросах. Но сострадательным и деликатным можно стать и другим способом.

Что же нужно учесть при выборе психолога

Как выбрать своего психолога, одним предложением и не скажешь. Все-таки хороший или плохой специалист – это категории оценочные. Для одних хороший психолог – тот, кто эффективно поможет решить проблему. Для других – кто будет оказывать максимальную эмоциональную поддержку, бережно и деликатно. Для третьих – тот, кто будет подыгрывать клиенту, соглашаться со всеми его выводами, говорить приятное слуху. Четвертые предпочтут того, кто безжалостно и жестко, как хирург, не оставит камня на камне от прежних убеждений и пересоберет их в новой конфигурации. Чтобы выбрать хорошего специалиста, нужно определиться, какие критерии качества важны именно для вас. Но есть базовые принципы, которые следует учесть, чтобы не ошибиться в выборе:

– постарайтесь определиться с тем, какого результата хотите достичь, чего хотите от психолога;

– посмотрите открытые источники, опросите знакомых, рискните и поищите специалистов на порталах, посвященных психологической помощи;

среди выбранных специалистов устройте «конкурсный отбор на вакансию»;

– не делайте ставку на одного, чтобы не разочароваться в психологии совсем; пообщайтесь с несколькими специалистами, прежде чем определитесь, к кому идти на консультацию;

– сходите на пробную консультацию, чтобы понять, насколько вам комфортно работать именно с этим психологом;

– доверяйте интуиции, но проверяйте ее разумом;

– не бойтесь говорить психологу о своих сомнениях, в том числе – и при первой встрече.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Принявшему православие иранцу грозит высылка из Екатеринбурга на родину и казнь В православных храмах по всей России помолятся за упокой погибших при пожаре в кемеровском ТЦ В Петербурге задержан мужчина, напавший на Исаакиевский собор с намерением изгнать бесов В РПЦ объявили бактериальный анализ икон нарушением частной жизни религиозных объединений В РПЦ вспомнили, что учение Константинополя о Церкви уже сто лет "не соответствует" православному

Православная лента