Когда родители спорят или ссорятся, нужно ли мне принимать чью-то сторону? – «Правмир» публикует ответы на вопросы молодых людей об отношениях с родителями. Отвечает митрополит Лимассольский Афанасий.
Митрополит Лимассольский Афанасй
Это целое искусство – вступить в схватку с князем мира сего, с диаволом! И чтобы выиграть битву, чтобы отбивать у него добычу – тех, кого он уже успел поработить, – нужно учиться этому уже сейчас, в собственной семье, пока живете с родителями. Вести с ними диалог, сменив бронежилет из предрассудков на дух смирения и любви. Только так возможно правильное общение с отцом и матерью. И если научиться этому сейчас, с любящими родителями, то получится и завтра, когда появится своя семья, и послезавтра, когда у вас будут свои дети, и в дальнейшей жизни.
В начале ХХ века на Афоне, в Карее, жил слепой иеромонах, подвижник – известный старец. Там же, на Афоне, подвизался в то время Иоаким III – Вселенский Патриарх. Это был очень ревностный, сильный и добрый человек, но непреклонный и бескомпромиссный. Трижды его низлагали с патриаршего престола, куда потом снова возвращали. По духу подвижник и аскет, он всякий раз после низложения отправлялся на Афон, чтобы проводить дни в подвиге и молитве. И вот когда Патриарх встретил знаменитого слепого старца (который не мог знать, кто перед ним, так как ничего не видел), то сказал ему:
– Геронда, я хочу у тебя поисповедаться.
– Э, зачем тебе это… Иди к кому-нибудь другому!
– Нет, геронда, я хочу прийти к тебе.
– Но у тебя не получится! Ты не сможешь найти мою келью!
– Нет, ты мне скажешь, где она, и я найду.
– Не найдешь. А если и найдешь, не сможешь войти.
– Почему?
– В моей келье очень низкий вход.
– Ничего, я наклоню голову и войду!
– Если бы ты мог склонять голову, то остался бы на престоле, – ответил мудрый старец и тем самым решил проблему, с которой хотел обратиться к нему Патриарх.
Если вовремя не научиться гибкости, которая является одним из признаков смирения, то потом придется трудно. Будешь топтаться на месте, создавая проблемы окружающим и наступая на больные мозоли, а затем, что еще хуже, начнешь обвинять других в своих проблемах. Такому человеку постоянно кажется, что его никто не любит, не понимает и не ценит; что он приносит все в жертву ради других, а ради него никто ничем не жертвует. Так и вам будет казаться.
Как часто доводится мне слышать на исповеди:
– Я, отче, не разговариваю со своей соседкой. Конечно, я ее люблю, никаких проблем, но не могу с ней здороваться. И ничего такого я ей не говорила, не обижала ее – она сама на меня разозлилась!
Хорошо. Похоже, на исповедь приходят только хорошие соседки. Интересно, куда в таком случае деваются плохие?
Почему-то ни одна плохая соседка не приходит и не говорит: «Отче, это все из-за меня, это из-за моего характера со мной не хотят здороваться». Никто ни в чем не виноват, просто все окружающие нам завидуют, злятся и пакостят.
Фото: tatmitropolia.ru
В Патерике есть история об одном святом, которого как-то спросили:
– Отче, ты сорок лет подвизался в пустыне. Чего ты достиг?
А святой ответил:
– За все это время я научился лишь одному: во всем винить только себя.
И другой старец сказал на это:
– Вот истинный путь ко спасению – перестать обвинять других.
А вы знаете, что святые даже бесов ни в чем не обвиняют? Даже диавола. Напротив, они говорят: «Это я виноват. Ох, и мучается же со мной бедняга-дьявол!» Да-да, именно так. Я лично сотни раз слышал такие слова на Афоне. «Мало того, что сам грешу, так еще и дьявола заставляю к себе приходить». Так говорил один афонский подвижник. «Будь я святым, этот пакостник ко мне и не пришел бы!»
Святые действительно считают себя хуже всех – даже хуже бесов.
Это – великое искусство, и Православная Церковь сохранила его благодаря святым отцам. Если почитаете Патерик, Благолюбие, – постоянно будете встречать там такие вещи. А с каким теплом, простотой и лаской эти святые подвижники, пустынножители, чуждые, казалось бы, обществу, привечали других людей! Они не испытывали никаких проблем с общением и были очень дружелюбны, хотя людей не видели годами.
– Когда родители спорят или ссорятся, нужно ли мне принимать чью-то сторону?
– Очень травматичные последствия бывают, когда приходится жить в такой семье, где родители не разговаривают друг с другом или разводятся. Тяжело, когда у родителей психологические проблемы, или какие-то тяжкие грехи, или они собираются разводиться – я сейчас зачитывал вопросы, где все это перечисляется.
Так вот. Когда в семье происходит что-то плохое, идеального решения нет. Как говорят на Афоне: «Беса не видать – не перекрестишься». Иными словами, лучше, когда таких проблем вообще нет – тогда и решение искать не надо. Но тем не менее, они существуют.
И здесь требуется большая вера и молитва. То, о чем вы говорите, такая семейная ситуация – действительно серьезное испытание для детского сердца.
Но я уверен, что если в семье есть хотя бы один человек, который по-настоящему молится, его молитва становится полюсом, притягивающим Божественную благодать и разряжающим напряженную обстановку.
То же самое – когда наоборот: если хотя бы один член семьи живет в постоянном напряжении, это напряжение передается всем остальным.
У меня есть знакомый священник, который рассказывал, что, когда он был маленьким, его родители постоянно ссорились. Знаете, что придумал тогда этот мальчик? Он прятался по вечерам у матери под кроватью и до самого утра молился там со слезами. Десятилетний мальчик – молился, чтобы родители помирились между собой.
Однажды он даже сотворил чудо. Его мать заболела так сильно, что уже ничего не помогало: она была при смерти. И вот, после того как он молился всю ночь, наутро ей стало легче и она выздоровела. Произошло чудо.
И я знаю много таких примеров, очень много. В моей жизни такое случалось, и люди рассказывали. Совершенно чудесные истории, где бессильна любая логика.
Обстановка в семье такая, что вот-вот все взлетит на воздух. Но когда среди всего этого напряжения начинаешь молиться с верой и слезами, происходят перемены. И даже если дела настолько плохи, что благодать не может подействовать, то она возвращается к нам (а в данном случае – к этому ребенку), помогая душе избежать травм.
Фото: tatmitropolia.ru
И еще кое-что. Даже если травма все-таки получена: когда дитя пребывает в молитве и благодати богообщения, Господь задает детским травмам «выгодное» направление. В таком случае, даже при наличии всех предпосылок для травмы, когда ребенок непременно должен вырасти искалеченной личностью, благодать Божия облегчает эту травму, «закладывая» ее в характер человека так, что, став взрослым, он начинает помогать другим. Тот, кто страдал и терпел в детстве, получив благодать Святого Духа, способен помочь другим страдающим. В то время как человек, не знающий боли, – даже если он настоящий подвижник, – часто не способен оказать здесь быструю помощь.
Апостол Павел в послании к Евреям говорит, что Христос, «Сам быв искушен, может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Будучи Человеком, Господь претерпевал искушения – потому и может помочь тем, кто страдает.
Для того мы и получаем травмы, терпим страдания: хочешь не хочешь, приходится пройти через это, а Бог потом Своей благодатью дарует нам возможность, излечившись от травм, помогать другим людям, укрепляя их.
Как Господь сказал апостолу Петру на Тайной вечере: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Христос знал, что Петр трижды отречется от Него и затем покается. Потому Он и сказал ему эти слова, имея в виду, что когда тот на своем опыте узнает, что такое падение, воскресение и раскаяние, когда узнает милосердие Божие к себе, то и сам сможет помогать и укреплять – ведь он прошел через все это.
Источник
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»