“А вы меня не спрашивали, заводить меня или нет” – 9 вещей, которые дети могут сами контролировать

16.08.2018 23:34 2

“А вы меня не спрашивали, заводить меня или нет” – 9 вещей, которые дети могут сами контролировать

Педагог и психолог Марина Албаева рассказывает, какую власть мы должны отдать в руки ребенку

О сепарации и самостоятельности. Этика родительства.

Хочу вернуться к теме власти в родительстве. Когда я говорю про то, чтобы передавать потихоньку реальную власть в руки детей, что я имею ввиду?

Начну с того, какую власть, прежде всего, не нужно отдавать детям, а если узнали, что отдаёте, то присваивать себе обратно.

1. Власть влиять на ваше настроение.
Я уверена, что родители должны сами решать свои эмоциональные проблемы, привлекая, если нужно, помощников (психотерапевта, партнёра, друзей, родителей), чтобы у ребёнка не создалось иллюзии, что он может контролировать счастлива ли мама или грустит.

2. Власть влиять на ваши отношения с другими людьми.
Я говорю про коалиции, которые иногда создают одни родители с ребёнком против других взрослых (своих супрогов, своих родителей и т.п.) и про то, что от поведения ребёнка зависит, мирятся или ссорятся мама с папой.

3. Власть регулировать отсутствие у вас смыслов жизни.
Только сам человек отвечает за свои экзистенциальные кризисы. Ребёнок не дожен думать, что он поддерживает ваш смысл жизни в том, что находится рядом с вами или соответствует каким-то ожиданиям.

4. Власть отдавать или нет долг за то, что вы приняли решение родить и воспитать этого ребёнка.
Ребёнок не должен родителям ничего за то, что они приняли решение рожать его на свет. Это из серии “а вы меня не спрашивали, заводить меня или нет”. Договора никакого ребенок не мог оформить, хотя в обществе иногда считается, что родившийся ребенок соглашается на социальный договор быть обязанным и благодарным родителям за факт его рождения и воспитания.

А теперь какую власть стоит потихоньку возвращать. Это выражается в том, что мы даём детям ресурс и отказываемся контролировать то, как ребёнок этим ресурсом распоряжается. Можно маркировать прямо ресурсами.

1. Деньги
В какой-то момент дети получают карманне расходы и родитель отказыватся контролировать, что на что потрачено.

2. Здоровье
Когда-то ребёнок сам должен будет решить надевать шапку на улицу или не надевать. Когда-то сам определит, пить ему лекарство от какой-то болезни или не пить, и какое лекарство. Когда-то ребёнок сам должен будет осуществлять гигиенические процедуры с собственным телом (подмываться, мыть голову, чистить зубы, вытирать попу, стричь ногти, причесываться и т.п.) и сам должен будет начать контролировать, когда ему делать эти процедуры, а когда не делать.

3. Безопасность
Однажды ребенок сам должен будет понять, что родители не отвечают за его безопасность. Он может возвращаться домой, когда захочет, ночевать у кого захочет, нужно ли его встречать поздно ночью у метро и т.п. А родители, соответственно, должны однажды отдать контроль за безопасность своему ребёнку.

4. Время
Однажды ребенок сам должен будет планировать свой день, чтобы успевать, всё, что он решит успеть, и забить на то, что ему будет казаться не важным делать. Он сам решит, на какие кружки и курсы ходить, в какой институт поступать и когда выходить замуж и заводить детей. Это когда-то должно быть вне родительского контроля.

5. Самообслуживание
Придёт время и ребёнок сможет сам приготовить себе завтрак. А через какое-то время и обед, и ужин. Помыть за собой тарелку, вытереть пыль, починить посудомоечную машину и повесить полку. Он должен будет сам искать информацию, сам запоминать что-то или писать напоминалки себе, заводить себе будильник и договариваться с курьером.

6. Связи
Если родители долгое время выступали посредниками между ребёнком и миром, потому что лучше его понимали, умели говорить лучше его и могли защитить его лучше всех на свете, то наступит день, когда он будет сам общаться с продавцами и милицией, сам объяснять, что он имел ввиду, сам защищать себя от других людей (это и в раздел Безопасность тоже).
Он будет своей личностью контактировать с другими людьми и выстраивать свой собственный опыт взаимодействия с ними. Ребенок перестанет быть “это дочка Марьи Ивановны”, а станет сама личностью для контакта. У неё будут просить помощи, ей будут предлагать сотрудничество, ей будут помагать, впаривать, требовать и т.п.

7. Информация
Ребенок однажды должен перестать отчитываться родителям о том, где он был и что делал. Он будет иметь право читать то, что захочет, смотреть то, что решит нужным. Он сам будет решать, как распоряжаться имеющейся у него информацией и откуда её получать.

8. Привязанности
В какой-то момент вы начнете утрачивать авторитет у ваших детей. У него будут развиваться собственные привязанности, “его люди”, которым он также будет доверять. Ребенок сам будет выбирать себе друзей, сам выбирать партнёров и того, за кого выйдет замуж или женится. И только его решением будет с кем общаться, а с кем нет.

9. Та власть, которая по умолчанию должна быть у ребенка с рождения, и не нуждается в объяснениях. Эта власть закреплена в его правах и защищается законом. Право распоряжаться своим телом, право на конфидециальность переписки, право на то, чтобы иметь собственное мнение и собственные чувства и т.п. Но я пишу об этом, потому что во многих семьях читают письма, например, которые приходят ребенку или считают, что имеют полное право бить его (шлепок по попе считается).

Естественно, этот вид власти (кроме пункта 9) не даётся ребенку с бухты-барахты. Основной родительской задачей является подготовить ребенка к тому, чтобы он научился контролировать эти сферы жизни и чтобы для самого ребенка это не было шоком.

Конечно, важны и возрастные, и правовые особенности, поскольку взрослые не должны отдавать какую-то власть ребенку раньше времени и несут ответственность за него. Некоторые сроки закреплены в законодательстве, другие придется искать родителям самостоятельно. Не нужно думать, что какие-то вещи произойдут слишком не скоро. Готовиться к ним надо начинать сильно заранее. И прежде всего готовиться морально самим родителям.

Готовы ли мы, родители, будем не вмешиваться в выбор ребенка друга? Готовы мы будем смириться с тем, за какую он партию голосует, какие таблетки пьет, чтобы лечиться, какие татуировки делает, какие журналы читает, какую веру выбирает?

Какие разговоры мы должны начать с детьми уже сейчас, чтобы подготовить их к сепарации? Какие поводы начать этот разговор не пропустить?

Родительство — это очень ответственно.

Шаг вправо, шаг влево, и мы можем натолкнуться на злоупотребление своей властью, когда мы навешиваем на ребенка, что он не должен брать, или затягиваем отдавать то, что начинает принадлежать ему.

Источник – Фейсбук Марины Албаевой

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Известные места паломничества В Московской Патриархии объяснили поджоги "за Матильду" душевным нездоровьем радикалов На 40-й день после трагедии в Кемерово патриарх Кирилл пообщался с родными погибших при пожаре Приложение на Андроид для чтения молитв и священных текстов В Минкульте Украины пригрозили насильно переименовать УПЦ, если она не укажет в названии принадлежность к РПЦ

Православная лента