С 12 июля на российских экранах – «Талли», комедия с Шарлиз Терон в главной роли от Джейсона Райтмана – режиссера номинировавшихся на «Оскар» фильмов «Мне бы в небо» и «Джуно». Фильм, который стоит смотреть не только молодым мамам и их мужьям, но и совсем юным парам. Режиссер – практически безупречен, Шарлиз – неожиданна и убедительна, история – абсолютно из жизни и… немножко за гранью.
«Нам бы ваши проблемы», – скажет каждая первая российская женщина, находящаяся на последнем сроке беременности третьим ребенком.
Действительно – дом удобный и большой, стиралка работает, машина ездит, папа в наличии и даже на работу ходит, а такого количества прибамбасов по уходу за младенцем, как в этом кино, большая часть наших мам в глаза не видела. Но прелестей последнего срока при этом никто не отменял, а два старшеньких ребенка, один из которых с едва заметной «чудинкой», каждый день хотят есть, играть, общаться с мамой, их надо возить в школу, мирить, разнимать, успокаивать, обстирывать, наконец.
Поэтому неудивительно, что в очередной раз, услышав «с чудинкой» в адрес своего младшего сына, мама взрывается так, что окружающие стремительно разбегаются. Вот тут-то и становится понятно, почему режиссер выбрал именно Шарлиз Терон. Стремительное преображение Мэри Энн в «Адвокате дьявола», шекспировские страсти героини «Пылающей равнины», резкость и безбашенность воительницы Фуриосы в постапокалиптическом мире «Безумного Макса…», даже средоточие пороков Эйрин из «Монстра» – все это существует где-то под спудом, в прошедшей молодости героини “Талли”.
Похоже, та, юная, была совсем другой, и зритель незаметно втягивается в еще одну интригу – что, собственно, превратило красавицу-героиню в эту измученную, неадекватную, комплексующую толстую тетку?
О женщине на грани нервного срыва после знаменитого фильма Педро Альмодовара мамы с детьми шутили, шутят и шутить будут. Хотя маэстро имел в виду женщину вполне самостоятельную и даже свободную, вернее сказать – брошенную сразу двумя мужчинами, преданную адвокатом и подругой… В общем – любые проблемы, кроме тех, что волнуют героиню фильма «Талли».
Но нервный срыв и там, и там присутствует, и это серьезная тема для разговора. Сколько ни хорохорься, ни прикидывайся контролирующей ситуацию матроной, а предательские обстоятельства найдут твою «ахиллесову пяту». Один удар, одна последняя капля, и ты уже не на грани нервного срыва, а сразу за ней.
У героини несколько слабых мест. Первое – «особенный» ребенок, с которым, в общем-то, все в порядке, с одной оговоркой – с ним надо быть. Рядом, почти всегда, даже в туалете, – быть физически, быть на связи, быть в контакте. И мама старается изо всех сил, которых почти не осталось.
Немного времени понадобится зрителю, чтобы понять, где скрывается вторая проблема. Она, вернее – он, живет на втором этаже, в спальне, напротив плазмы с приставкой, и отчаянно рубится с зомби. Впрочем, имена, обстоятельства и случайные совпадения с реальными людьми не имеют значения.
Зрителю предлагают посмотреть, что становится с женщиной, которая забросила свой диплом по литературе и погрязла в домашнем хозяйстве, незаметно для себя соскользнув в тяжелейшую послеродовую депрессию.
Для тех, кто не в теме, – это когда ты смотришь на упавшую кофточку, понимаешь, что надо бы поднять, но в итоге говоришь себе – пусть лежит, – днем больше, днем меньше… И это не лень, это болезнь, требующая медикаментозного лечения.
Как ни странно, ничего оскорбительного в предложении поиронизировать над ситуацией, в которой оказалась героиня, зритель при всем желании не увидит. Умом это не понять.
Возможно, дело в том, что режиссер бесконечно любит своих героев, или в том, что сама история – добрая, щедро раздаривающая гигантский заряд любви, невзирая на иронию и местами даже сарказм авторской интонации.
Когда на пороге дома появляется юная девушка Талли с немного безумным взглядом, простыми и прямолинейными решениями, то героиня буквально впадает в ступор – Талли производит впечатление человека из параллельного мира. Где-то рядом с домом идет другая жизнь, откуда приходит это пугающе юное, субтильное существо, чтобы делать именно то, что здесь и сейчас крайне необходимо измученной мамочке. И говорить о вещах, до которых та и сама бы додумалась, если бы ей дали выспаться хотя бы одну ночь.
Ночная няня становится лечебным пластырем на саднящей ране; ночью она делает все то, до чего у мамы не доходят руки днем, напоминает ей о том, что существовало только в воспоминаниях, подбивает ее на поступки, живущие глубоко в подсознании и безо всякой надежды увидеть белый свет.
Одним словом, это не ночная няня, а ночная фея, щедро оплаченная любящим, но куда более состоятельным братом героини. И вот здесь начинаются психологические ловушки, в которые угораздило попасть маму троих (уже – троих) детей.
Поначалу героиня гордо отвергает королевский подарок брата, с которым была, есть и будет близка, но их отношениям немного мешает то обстоятельство, что брат – успешен, прямо скажем, богат. Принимать от брата деньги она категорически отказывается. И даже подаренной няне отказывается звонить… Но каким-то чудесным образом ночная фея все-таки оказывается в их доме.
Неважно, что муж героини не готов принимать такие щедрые подарки, что это больно ранит его самолюбие. После рождения ребенка мамочка, и без того «потухшая», уже не в состоянии справляться с ситуацией. А любимый муж только рассказывает, как его гнобят на работе, да режется в компьютерные игры. И вот он уезжает в командировку… Скабрезные анекдоты можно не ворошить в памяти, здесь все тоньше. Без папы и мужа в доме становится намного свободнее, спокойнее и просторнее.
Мамочка и няня, как задушевные подружки, прекрасно проводят время, справляясь со всей работой вдвоем, успевая и отдохнуть, и поболтать, и выпить бокальчик.
Дети ухожены, вещи постираны, в кухне пахнет настоящей едой, и проблемы, еще недавно казавшиеся неразрешимыми, рассосались сами собой. Самое время сюжету начать пробуксовывать, но режиссер на страже и не позволит заскучать.
Поначалу проблема кажется очевидной, все привыкли, что женщина в современном урбанизированном обществе стоит перед выбором – ребенок или карьера. Кто-то выбирает ребенка, кто-то карьеру, кто-то пытается совмещать, и у всех – свои мотивировки, в общем и целом вполне ожидаемые. Но обычной трактовки в этом фильме вы не увидите.
Вернее, вам будет казаться, что все очевидно и мама просто в какой-то момент потеряла контроль над ситуацией. Потеряла возможность работать по специальности, самодостаточность, желание бороться, потеряла цель жизни, радость существования, время, молодость, фигуру, наконец… Хотя сто процентов женщин, реально потерявших все вышеперечисленное, самой тяжелой утратой, прямо-таки спусковым крючком своей депрессии назовут именно фигуру. Такие вот, мы, женщины, странные особы… Потерявши голову, плачем по волосам.
“Талли” – один из редких примеров органичного женского дуэта на экране. Здесь нет конфликта, по крайней мере открытого, нет издержек актерского самолюбия из серии – кто кого переиграет. Очень сбалансированный, цельный дуэт, в котором обе участницы друг друга дополняют. Надо посмотреть кино, чтобы понять, насколько важна эта гармония, которая действительно сложилась.
Стоит спеть дифирамб Шарлиз Терон, которой хватило безбашенности влезть в эту авантюру и выйти из нее с блеском. Она сыграла счастливую и прекрасную женщину (как ни крути, но это так). А умение быть некрасивой и в то же время прекрасной – редкий дар среди представительниц актерской профессии. Шарлиз все удалось, включая тонкую игру с воспоминаниями, намеки, полунамеки и умение сохранить интригу до самого финала.
Вторая женская роль – ночная няня Талли, которую сыграла молодая актриса Маккензи Дэвис. Она неплохо прозвучала в сериале «Остановись и гори», в фильмах «Марсианин» и «Бегущий по лезвию 2049». Мягкая, но стойкая женственность, резкость и трогательность «плохой девчонки», – это все Дэвис. Если кто-то из продюсеров затевает фильм об Эмми Уайнхауз, то кандидатуры лучше Маккензи Дэвис им не найти.
В творческой биографии этой актрисы скоро произойдет совершенно ожидаемый прорыв в «высшую лигу», она снимется вместе с Арнольдом Шварценеггером и Линдой Хэмилтон в очередном фильме франшизы «Терминатор». Джеймс Кэмерон утвердил Маккензи на роль, соразмерную Саре Коннор, что означает, что актриса станет практически новым лицом перезапущенной франшизы. Детали, как всегда, покрыты тайной. «Большое кино» можно упрекать во многих грехах, но его создатели однозначно не любят рисковать, и если уж актер попал во франшизу, то можно быть уверенным – этот лотерейный билет выпал ему заслуженно.
Но на данный момент «Талли», пожалуй, самый яркий и необычный фильм Маккензи Дэвис. Амплуа пацанки с рюкзачком актриса разбивает одним взглядом. В нем такая лучистая уверенность в себе, в мире, в собеседнике, разве что небольшая сумасшедшинка слегка портит картину.
Безмятежность, любовь, спокойная уверенность выдают в ночной няне инопланетянку, – таких в нашем перевернутом мире просто не бывает. Может быть, поэтому она ведет ночной образ жизни? Приходит, творит волшебство, а днем – спит, чтобы не видеть, не слышать, – беречь себя для маленького существа, которое нуждается в любви и заботе. И мама облегченно перекладывает на ночную гостью свои заботы. Впору прослезиться.
Жаль, что феи бывают только в кино…