Все было так хорошо – мечты и планы, и вдруг здоровье начинает ухудшаться… Как жить, чтобы смерть не застала нас врасплох – размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)
Так странно… Странно, что наша жизнь проходит без Христа, Который есть Устроитель жизни. Ведь именно Он «настраивает» жизнь каждого из нас.
Помните притчу о безумном богаче? У него было все. И однажды он сказал себе: «Ну, можно и отдохнуть, у меня во-он сколько денег на счету! Даже внукам хватит. Мы все в полном порядке, никаких проблем!» И тут – бах! – гром среди ясного неба, внезапное землетрясение, все вокруг рушится, и Бог говорит ему: «Безумец!
Сегодня же ночью душу твою возьмут у тебя!» Без твоего разрешения, позволения – заберут, и всё. Душа отправится в путь, и никаких там: «Может быть, сначала обсудим? Может быть, договоримся?» Всё, конец. И конец внезапный, неожиданный.
Несешься со скоростью 250 километров в час, и вдруг перед тобой вырастает стена или скала, и вот ты уже в панике, не знаешь, как быть, кричишь: «Боже, подожди! У меня столько планов! Летом я еду на море, в следующем году покупаю дом, а еще мне нужно поменять машину – у меня планы, планы, планы!..»
А Бог, так внезапно появившийся на твоем пути, говорит в ответ: «Да, у тебя планы. Но ты всё планируешь без Меня. А ведь это Я дал тебе жизнь, хотя ты не просил Меня об этом. Не ты просил, не ты захотел, тебя вообще тогда не было на свете, – это сделал Я. И никто не спрашивал тебя, хочешь ты появиться на свет или нет. Так что никакой абсолютной свободы действий у тебя нет. И так же, как ты не сам решил, когда родиться, не тебе решать и когда умирать».
Ты умрешь тогда, когда захочет Бог, и умрешь так, как Он решит. От тебя это практически не зависит, потому что совершенствовать свою душу ты можешь, а определять час своего рождения и смерти – нет.
Это самое веское доказательство того, что мы не хозяева своей судьбы. Господь внезапно приходит со словами: «Сегодня ты отправляешься в мир иной». Как во время десятиминутной контрольной, когда учитель неожиданно говорит: «Дети, время вышло; что успели – то успели». – «Нет-нет, подождите немного, я не дописал, я хочу еще чуть-чуть подумать!» – «Что успели – то успели. Десять минут прошло». Вот так, внезапно. Как гром среди ясного неба.
Как-то я читал одно стихотворение, и там были примерно такие слова: «Построил он два дома, получил один инфаркт». То есть человек сумел построить два дома, но внезапно с ним случился инфаркт, и все рухнуло вмиг. Все закончилось. Оба дома «разрушены» инфарктом.
Мы хотим так много успеть, столько всего планируем… Как советуют иногда: «Вообрази, представь себе, что это уже есть, и все сбудется». И мы воображаем, представляем, мечтаем, планируем, но Бог не входит в наши мечты и планы.
Мы не говорим: «Господи, а как Ты хочешь? Господи, сделай так, чтобы я понимал это, исцели меня от эгоизма, сделай так, чтобы я полюбил Тебя, ближних, полюбил по-настоящему самого себя. Научи любить и правильно принимать то, что мне посылается. Есть деньги? Тогда можно подумать не только о своих, но и чужих детях, подумать об их нуждах, о будущем, которое ждет тех, у кого нет денег, у кого те или иные трудности. Подумать о Тебе, поблагодарить Тебя, а не стремиться к удовлетворению только своих желаний и потребностей».
Эгоизм богача из притчи был сокрушен одним словом. В один миг этому человеку показали, насколько ничтожны и несбыточны все его планы без Бога.
Когда я учился в университете, один мой однокурсник – человек не особо верующий – сказал мне:
– Ты, видать, всерьез взялся за дело, раз решил быть церковным. А я хочу испить до самого дна чашу греха. Она такая сладкая!
Не знаю, как у этого моего однокурсника сложилась жизнь, но тогда я ответил ему словами, которые сам однажды услышал на Афоне:
– С чего ты думаешь, что тебе удастся выпить эту чашу целиком, до самого дна? Множество людей, кто пил это сладкое, как ты говоришь, вино греха, так его и не допили, потому что к ним совершенно неожиданно пришла смерть. Они умерли.
А ты разве знаешь, когда умрешь? Тебе что, было открыто, когда твоя жизнь подойдет к концу и как это произойдет?
Ты говоришь: пока я жив, я хочу испить чашу греха до дна. В этой жизни. Значит, ты веришь, что есть и другая жизнь. Следовательно, твои слова можно трактовать так: «Давайте грешить здесь, давайте здесь напиваться, наедаться и прочее, потому что когда мы окажемся в другой жизни и увидим, кáк там, то пожалеем, что не ели, не пили и не грешили здесь как следует».
Но если ты веришь, что существует другая жизнь, то почему здесь тебе так важно наедаться и напиваться? Какой смысл именно здесь делать все это? Только потому, что там ничего такого не будет? Значит, тебя беспокоит, что там, в другой жизни.
И ты хочешь избежать этого, с головой нырнув в наслаждения здесь, на земле. Но проблему так не решить.
На земле нужно не наедаться и напиваться, потому что все равно завтра умрем, а прославлять Бога и спокойно продолжать пить, есть и жить, но по-другому. Делать все, что обычно, но – с Богом.
И когда Господь решит прийти к нам, чтобы забрать в мир иной, для нас это не будет неожиданностью. Мы сами выйдем Ему навстречу со словами: «Господи, я ждал Тебя».
«Я жду тебя, Господи». Скажите это. И ты, молодой человек, и ты, молодая мама. Бог и вас может призвать к Себе сейчас – в любой момент. «Господи, я целый день занимаюсь детьми, домом, я занята с утра до вечера, потому что Ты поручил мне все это и я не имею права отказываться от мирских дел. Я принимаю все это от Тебя, принимаю все Твои дары, но не возвожу их в абсолют, не прилепляюсь к ним, не погружаюсь с головой. Я не забываю Тебя, Господи, и душой я всегда с Тобой. Через то, что Ты доверил мне – воспитание детей, хозяйство и прочее, – я хочу приблизиться к Тебе».
И тогда, даже если смерть придет к тебе сегодня, или завтра, или через много лет – ты не будешь ее бояться, для тебя это не станет неожиданностью, шоком.
Очень страшно, когда человек внезапно узнает, что жить ему осталось совсем немного. Если вам случалось видеть такое, вы понимаете, о чем я. Все так хорошо, и вдруг врач говорит: «Вы должны обследоваться. Нужна химиотерапия». И вот здоровье начинает ухудшаться. Человек в шоке – у него столько планов, столько нужно всего успеть, так хочется жить, какая смерть? Я хочу жить, я не хочу, чтобы что-то менялось! Мне хорошо здесь, на земле!
А Бог говорит тебе: «Дитя Мое! Эта земля – не твое предназначение. Пойми это. Я Сам дал тебе жену, которую ты так любишь, и вовсе не хочу, чтобы ты покидал ее. Но Мне хочется, чтобы, любя ее, ты видел Меня. Чтобы ты смотрел, как она прекрасна, и понимал, что Я – Тот, Кто подарил ее тебе, – гораздо прекраснее, и что Я дам тебе гораздо больше счастья, радости и блаженства. Подумай сам: если мое создание может принести столько счастья, то сколько же счастья могу дать Я, твой Творец, когда ты встретишься со Мной!»
Вот почему не следует впадать в отчаяние и горько плакать, говоря: «Как же так, как же так? Для чего я тогда женился? Для чего столько всего сделал? Неужели лишь для того, чтобы все исчезло в один миг?»
Нет. И отчаянию, разочарованию, грусти здесь нет места. Будем смотреть на вещи трезво, со всех сторон. Будем смотреть и на жизнь, и на смерть как на жизнь и смерть во Христе.
Если любишь Христа, то умеешь и жить, и умирать. Точнее, именно жить – потому что если любишь Бога, то не умрешь никогда. Ведь жизнь продолжается в единении с Ним.
Это то, о чем говорит св. Иоанн Златоуст: нужно ходить, едва касаясь ногами земли. Как танцор, балерина – на пуантах, на носочках. А тело парит в воздухе.
Конечно, нужно заниматься земными делами, но твой ум, сердце, мысли и желания должны быть с Богом. Как у пророка Даниила, которого ангел назвал мужем желаний (Дан. 9:23), потому что все его желания были святы и он стремился к хорошему не только в земной жизни.
Тогда смерть не застанет нас врасплох. Наоборот, мы скажем: «Господи, я так долго ждал Тебя! Где Ты был все это время? Наконец-то Ты пришел!» Обратите внимание, мы скажем так не смерти, потому что смерть – это всегда страшно. Мы скажем Богу. Вспомните, именно так заканчивается Священное Писание – ожиданием Господа.
«Приходи, Господи! Приходи, Христе мой! Я жду Тебя. Я не жду смерти, не жду конца. Я потому и в Церкви, что люблю жизнь, а не смерть, не мрак и одиночество. Я люблю жизнь, люблю Христа».
Поэтому будем помнить: если правильно радоваться тому, что Господь дает нам в этой жизни, то и другая жизнь станет именно встречей с Ним. Так учит Церковь. Так говорит Бог.
Источник
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»