8 апреля. В большие праздники церковный устав предписывает звонить “во вся тяжкая”. А еще нужно обниматься, целоваться, шуметь и радоваться Воскресению по-христиански - как это, рассказывает архимандрит Савва (Мажуко).
Почему бы вам не спросить: есть ли у меня любимое духовное упражнение? Отвечу утвердительно и даже назову его тем именем, которым сам его наградил – «здоровое неистовство». Время этого упражнения приходится на пасхальный период, но поскольку Пасха есть самое нормальное и эталонное состояние христианина, это духовное упражнение можно практиковать круглый год.
Что такое здоровое неистовство? Это естественное, а значит, здоровое проявление неудержимой радости, всё то, что порождается избытком сердца. Помните? – «от избытка сердца глаголют уста» (Лк 6:45). Не только уста глаголют, но и ноги танцуют, руки обнимают, грудь поёт, колокола звонят и много всего замечательного рождает избыток сердца.
Но именно Пасха – время, которое по преимуществу следует посвятить здоровому неистовству как духовному упражнению.
Чему нас учит апостол Иаков? – «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы» (Иак 5:13). Опустим злострадания – время Пасхи не для них. Пасха – для торжества и веселия. Русским словом «весёлый» переводится греческое «евфюмос» – «радостный», «находящийся в хорошем расположении духа». Славянский вариант ближе к оригиналу: «Благодушествует – да поет». Если в душе поселилось пасхальное благодушие, нужно непременно дать ему себя проявить, надо обязательно пошуметь, покричать, «потрясти антресолями».
Самое понятное, то, что под рукой – христосование. Не стесняйтесь обниматься и целоваться на Пасху, а если того требует избыток сердца, предавайтесь этому здоровому неистовству и в другие дни года. Монахи по чёткам считают количество молитв, а мирянам можно использовать те же чётки для точного подсчёта количества обниманий. Исполнение духовного правила требует практики и постоянства. В монашеском правиле одна кафизма «стоит» триста молитв Иисусовых. Интересно, сколько это обниманий?
Фото: blagnews.ru
Избыток сердца удерживать вредно, а порой даже и преступно.
Мне известны случаи, когда одно простое и крепкое объятие без слов спасало человека от гибели.
Поэтому объятия – самый доступный вариант здорового неистовства, то есть пасхального духовного упражнения. Этот вид аскезы наиболее популярен в силу его доступности и дешевизны.
Не забываем, что на Пасху непременно надо шуметь и как можно больше. Поэтому в дни Светлой седмицы церковные службы – самые живые богослужения в году. Все поют, и здесь даже отсутствие слуха и голоса не помеха, потому что уста глаголют от избытка сердца, которое удерживать вредно, значит петь надо всем, причем много и громко, что непременно обернётся очевидной духовной пользой.
Шуметь можно и по-крупному. Для этого у христиан есть колокольни. В большие праздники церковный устав предписывает звонить «во вся тяжкая».
Это церковное выражение перекочевало в светский лексикон, сохранив память о здоровом неистовстве, которое и есть подлинная причина появления в церковном обиходе колоколов и колоколен. Ради духовного плода непременно следует вскарабкаться на башню и как следует погреметь, отвести душу, ведь в дни Светлой седмицы никто вас с колокольни не прогонит. По крайней мере, до тех пор пока ваше неистовство будет оставаться здоровым.
Фото: expo.pravoslavie.ru
Один старичок как-то говорил: «Россию спасут крестные ходы». А я слушал и посмеивался: вот ведь какой наивный. Мудрость этого пророчества открылась мне с годами. Крестный ход это один из самых известных видов здорового неистовства, а значит, проявление избытка сердца. Старичок всего лишь перепутал причину и следствие. Правильнее так: крестные ходы – признак оздоровления России.
Чем больше людей добровольно, по требованию своего благодушного сердца участвует в крестных ходах, тем крепче в народе утверждается пасхальная весть Евангелия. Ноги сами просятся в путь, песня сама рвётся из груди, руки сами тянутся к колоколу, когда переполняет человека избыток сердца, радость, бьющая через край.
Крестные ходы должны быть массовыми и весёлыми, чтобы там было место и детям с маленькими иконками, цветами и кадильницами, и взрослым с хоругвями и рипидами, чтобы идти долго и радостно и обязательно петь во всё горло, всем вместе, на весь свет кричать о своей радости.
Но здоровое неистовство может и должно выплёскиваться за ограду церкви и строй крестных ходов. Пусть христиане собираются вместе, разделяют трапезу, пусть учатся радоваться хорошему вину, хорошем блюдам, красивым разговорам, шумным песням, бодрым танцам, пусть шутят, дурачатся, жгут костры, состязаются в меткости и силе.
Здоровое неистовство – это хорошо и правильно. Если бы мы относились к науке радости и утешения как к духовному навыку и воспитанной привычке, скольких проблем и трагедий удалось бы избежать.
Поэтому – предаёмся здоровому неистовству научно и профессионально, как матёрые аскеты и духоносные хохотуны. Ведь именно по нашему здоровому неистовству однажды все поймут, что Россия спасена.