Священник Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров города Ровеньки Луганской области о том, что для него значит Торжество Православия
Сегодня легко говорить проповедь. И готовиться особенно не надобно. Торжество Православия для священника, который давно служит, или для постоянных прихожан – событие сугубо автобиографическое. Это объективная реальность. Нет, конечно, об истории данного торжества, о иконопочитании и победе над иконоборчеством поведать надо, но…
Помню, в начале 90-х приехали мы зимой с небольшой группой наших прихожан в Оптину пустынь.
Отец Мелхиседек (Артюхин), бывший тогда благочинным монастыря, спросил нас:
– Расскажите, как вам Господь жить помогает.
Растерялся я, практически в ступор впал, чего рассказывать?
Протоиерей Александр Авдюгин
Прихожане, в матери и отцы мне годящиеся, не то, что рассказали, они до бесконечности вспоминали случаи помощи Божьей. Одна история за другой.
Намного позже пришло понимание, почему сказать мне было нечего. Те, для кого я официально, указом священноначалия на место настоятеля назначен и «пастырем душ православных» определен, с Христом и верой постоянно живут или, по крайней мере, стараются жить, а я пока лишь исполнитель положенного и служитель необходимого. Сейчас любят повторять определение-указание: «Будь христоцентричным», но ведь им нельзя стать сразу, бесповоротно и однозначно. Не в тебя веру вливают, а ты ей самостоятельно наполняешься, если стремление есть и Богу это угодно.
Начало понимания Торжества Православия в духовной жизни моих прихожан исток имело, а вот дальше, с каждым годом, до дня нынешнего идет утверждение и подтверждение евангельского, что без Бога «и волос с головы вашей не пропадет» (Лук.21:18) и что никакие катаклизмы, преткновения и препятствия веры нашей не одолеют. Это не пафосное утверждение, не штамп амвонный, а вывод из событий больших и малых, известных всем или только тебе, это, повторюсь, объективная реальность верующего человека.
Несколько примеров таких событий-свидетельств. Начну с 90-х.
Зима 1993-1994 годов. Заканчиваем в храме изготовление иконостаса. В стране инфляция, которая крепко ударила по церковному бюджету. Для полного расчета с художником и отделочниками не хватало денег. Это понимал уже не только я, но и те, кто трудился над иконостасом, тем более, что больших праздников, приносящих хоть какой-то доход, в ближайшее время не было. Оставалось надеяться лишь на милость Божию.
За несколько дней до окончания работ разгулялась непогода, и я остался ночевать на приходе. Поздно вечером к церкви подъехала иномарка. Богато одетые мужчина и женщина, позже выяснилось, что это муж и жена, настоятельно просили меня немедленно отслужить благодарственный молебен. «Но почему именно сейчас?» – недоумевал я. «Два часа назад нас Бог спас от смерти, – рассказали они. – Под Красным Лучом машину нашу занесло, и она, потеряв всякое управление, более двухсот метров, кружась, неслась по дороге. Только чудом машина не столкнулась со встречными и не улетела с крутого уклона, а, на полном ходу, врезалась в единственный на спуске сугроб. Служи, батя, службу, Господь нам помог». Я отслужил. На храм они пожертвовали даже более того, что требовалось для расчета.
Теперь недалекий военный 2014-й.
В Луганске во временный храм преподобного Сергия Радонежского, аккурат к окончанию литургии снаряд прилетел. Насквозь потолок пробил, благо, что не разорвался. И что? На следующий день на литургии те же, кто и вчера молился. Даже больше.
В наших Ровеньках, летом 14-го, как по заказу, обязательно к евхаристическому канону, к главному церковному Таинству, стекла в окнах и витражах от недалекой работы артиллерии ходуном ходить начинали, и что?
Никто не уходил! Более того, в самое тяжкое время, когда город опустел, когда не было связи и воды, когда не слышалось детского смеха, собирались и обходили город ходами крестными. Водители автобусов и немногочисленных автомобилей, которые до войны громогласно возмущались за препятствия нами на дороге во время этих ходов чинимые, в военные июльские и августовские дни, останавливались, из машин выходили, на колени становились и крестным знамением себя осеняли.
Или, дней нынешних пример.
Практически с начала этой междоусобной брани ездим мы со старостой за лекарствами для наших пенсионеров, больных и немощных. Деваться некуда, трудно пока им выживать и здоровье поддерживать. Война, она по самому больному бьет. Откуда деньги? Да от православных, причем не только из России. Казахстан, США, Прибалтика, Германия и даже Новая Зеландия. Перечислить всех вряд ли смогу.
Это и есть Торжество Православия, и оно всегда будет присутствовать в нашем сердце, если вера отцов будет не только благочестивой традицией, но возрастающей «из силы в силу» жизненными этапами.