Школа - это образ счастливого советского детства, которое так хочется вернуть взрослым, или стратегический проект? Что нас привлекает в советской системе образования - доклад ведущего научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Сергея Заир-Бека на XV Международной научно-практической конференции “Тенденции развития образования”.
Мы живем в интересной реальности, когда о советском образовании говорят разные люди – и управленцы, и в обществе в целом – и пытаются этот проект вытаскивать снова на поверхность и предлагать его как единственную альтернативу недавнему курсу достаточно либеральных по своей сути образовательных реформ. При этом мало кто понимает суть советского образования. Детям этот опыт совсем уже не знаком даже на уровне советской истории.
Образ советской школы и факты о ней для людей складываются вместе. И на вопрос, что им нравится в советской образовании, многие люди отвечают – ощущение гордости за страну и за свою принадлежность. Что именно предмет гордости? Какое представление складывается о советской школе? Если мы посмотрим разные фотографии, то видим – класс, сидящие за партой опрятные дети в школьной форме и стоящий перед ними учитель. Этот образ у всех в голове, он визуально отображается и в сознании, и в художественных произведениях.
Но единой советской школы на самом деле не существует. В разные годы школа была разной.
Тем не менее, в сознании многих сложился такой образ:
Этот образ базируется на таких внешних и внутренних признаках, как:
Стоит уточнить, что атрибуты идеологии не просто искусственно навязывались – над формированием этого образа работали лучшие дидакты, методисты того времени создавали привлекательный образ той идеологической рамки, в которой существовала советская школа.
Образ советской школы также формируется через разные визуальные форматы, в том числе кинематограф. Например, плакаты создают образ советского школьника как прилежного и ответственного, а фотографии – образ не просто школы, а счастливого советского детства, где школа – это центр воспитания советского человека и гражданина. И именно об этом образе ностальгируют современные взрослые, которые мечтают о возврате к той самой истории.
Кадр из кф “Дневник директора школы”, 1975 год
При этом мы видим, что идет троллинг современного российского образования, общественные проблемы проецируются на образовательную систему. И таким образом негативный образ российского образования формируется через противопоставление советскому.
7 инициатив, которые вернулись в современную школу из советской:
Очень часто образ советского образования, идея возвращения к советскому образованию как бегство» от губительных современных образовательных реформ, идет через обращение к словам авторитетов. Сторонники советского образования часто приводят цитаты Жореса Алферова или других известных ученых, многие из которых критиковали российские образовательные реформы, но не призывали целиком возвращаться к советской системе образования. Тем не менее, в целом, эта аргументация дополнительно вносит лепту в формирование образа советской школы.
“Что касается образования, то оно должно быть бесплатным, и это было нашим достижением в советское время. Как можно брать за это деньги и давать преимущество людям отнюдь не за их способности?”
Жорес Алферов, Нобелевский лауреат, академик РАН
“Доживем до понедельника”, 1968 год
Образ советского прошлого как некой точки, к которой нужно обращаться, использует и наше руководство, в том числе образовательных ведомств. И несомненно в этом прослеживается стратегия – попытка обращения к советскому проекту. К сожалению, современные форматы технологизации дают нам дополнительные источники опасности, а мы бежим от того, чего боимся.
“По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Все новое – это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны? Мы – народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем. Нашему человеку тогда хорошо, когда и рядом человеку хорошо. Когда-то мы первыми полетели в космос, а сегодня мы бьемся за новые высоты в технологических отраслях. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция? Было два периода в истории XX века, когда мы усиленно учились, – это военные и послевоенные годы”
Ольга Васильева, министр образования и науки РФ
Мы мыслим о советской школе сочетанием рациональности и иррациональности, и в вопросе “возможен ли возврат к советской образовательной модели” очень важно мыслить рационально. Категория рациональности – это то, чего нам не хватает. Мы очень эмоционально воспринимаем советский проект.