«Только пятый ребенок позволяет уверенно войти в касту суперженщин», – считают авторы нашумевшей в сети статьи. Им вторят ведущие известного православного канала, а мама пятерых детей Елена Кучеренко не желает такого величия.
На днях в интернете появилась очередная статья про многодетность – небольшая заметка из «Живого журнала», перепечатанная Объединением многодетных семей города Москвы. Если бы она так и осталась записью в ЖЖ, возможно, не привлекла бы такое внимание. Но, опубликованная объединением многодетных семей, она уже выглядит как наше общее «многодетное» мнение. Мне показалось, что это стоит обсудить. Тем более, что у меня, как и у автора (это я поняла из статьи), тоже пятеро детей.
Попробую в двух словах передать краткое содержание.
Многодетность, по мнению автора, позволяет женщинам почувствовать свою исключительность и «царственность».
Но не всякая многодетность, ведь многодетности бывают разные. «Малая многодетность (трое детей) осознания собственного величия еще не дает». Отсюда следует, что, когда у меня родилась третья дочь и я радовалась, что теперь многодетная, мне нужно было сидеть тихо и не отсвечивать.
«Кто-то понимает это и рожает четвертого – появляется какое-то понимание истинного положения вещей по поводу своей личности». То есть пока трое – я ни рыба ни мясо, но хоть что-то.
«Но когда неподалеку ходит женщина с пятью детьми, а у тебя их четыре, ты понимаешь, что немного не дотягиваешь звездностью, хотя вполне можешь»… Да, именно звездностью, и никак иначе.
«И только пятый ребенок позволяет уверенно войти в касту суперженщин». Да, речь на полном серьезе идет про «касту суперженщин», потому что только с пятью детьми женщина является «полноценной матерью».
О матерях одного, двух малышей или бездетных женщинах в тексте вообще нет ничего. И я даже боюсь представить, в качестве кого они должны себя осознавать, следуя логике статьи.
Далее речь идет о королеве Виктории, которая «своими потомками засеяла чуть ли не все монархические дома Европы», чего авторы статьи и нам желают. Также утверждается, что «если до 30 ты воспринимаешь многодетность как обыденность», то деторождение после 40 «резко меняет самооценку: время и возраст буквально поднимают твое самоуважение до уверенных величин». А без этого женщина уважать себя не только не может, но и права такого не имеет.
Все это похоже на какие-то полуоккультные домыслы из многочисленных женских тренингов. Но я вспоминаю одну передачу на православном канале, посвященную многодетным семьям.
«Много детей – это нормально, – сказала во время той передачи ведущая, – а один-два ребенка – это неполноценная семья». Ей пытался возразить гость студии: «У меня двое, я что – неполноценный?» На что она кокетливо отмахнулась со словами: «У вас все впереди». А жене возразившего мужчины, по его словам, сорок пять лет… Также ведущая акцентировала внимание на том, что у нее самой четверо детей.
Однако, по мнению автора статьи, с которой я начала, «полноценность» начинается с пяти. А четыре – это тоже так себе. Промежуточная стадия. В общем, неблагодарное это дело – многодетностью меряться.
Потом гости цитировали Писание и подробно разбирали заповедь «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю». Из разбора следовало, что «плодитесь» – это один-два, а «размножайтесь» – три и более. И наша задача – размножиться до невозможности и заселить землю, пока ее не заселил кто-то другой.
Как я уже написала, у меня самой пятеро детей. И я – ярый апологет многодетности. Я считаю, что многодетность – это прекрасно и это подарок Божий. Это огромное счастье, которое не описать словами. И я себя ни в каком другом качестве просто не представляю.
Елена Кучеренко с семьей. Фото: Анна Данилова
Но, помню, тогда я смотрела в экран телевизора и мне хотелось спросить: «Вы вообще поняли, что сказали? Вы представляете, сколько прекрасных семей (и верующих, и нет) вы вот так взяли и растоптали? Сколько людей вы обидели?»
Есть слово, которое я не люблю. Мне кажется, что его часто применяют для каких-то манипуляций – обесценивание. Но в данном случае оно подходит как нельзя лучше. Вот так взяли и обесценили чужую жизнь.
Я знаю несколько семей, где после двух детей у мамы были выкидыши. Они очень хотели быть многодетными, но Господь судил иначе. Они стараются жить по-христиански и благодарить Господа за все. Посмотрят они такую передачу и, наконец, узнают, кто они есть по жизни – неполноценные. Недосемья.
У наших друзей один ребенок. И тот – чудо, так как у мамы проблемы со здоровьем. Они очень хотят второго. Очень стараются. Но не дает Бог. Они переживают. Сильно. Молятся. Лечатся.
Есть семьи, где вообще нет детей. Здоровые родители. Воцерковленные люди. Православные христиане. «В анамнезе» ни одного аборта. Более того – ни одной связи до брака. А нет детей, и все. Давайте добьем их такими передачами.
Есть море нецерковных семей с одним-двумя детьми. Которые любят их, воспитывают, вкладывают в них все силы. Атмосфера в таких семьях порой лучше и теплее, чем в семьях как бы церковных. А им говорят: «Что, всего два? Э-э-э-э, друзья мои, что это за семья. Одни слезы».
А у кого-то просто нет больше сил. У них один, и мама больше не может. Потому что ребенок, например, инвалид. Или просто очень активный. Она устает с ним больше, чем я со своими пятью. Не спит ночами, ест раз в день, потому что нет времени. Что ей посоветуете? Родить еще парочку и оказаться в психушке? Нет, понятно, что Господь управит. Но вы – не Господь, как же можно вешать на нее ярлык?
А кто-то родил одного, сделал карьеру блестящего хирурга и спасает жизни. Наши в том числе.
Почему вы решаете за них (за нас), сколько кому рожать?
Это первое.
И второе… Неужели вы правда думаете, что полноценность семьи – в количестве детей, а цель и смысл семьи – в деторождении?
Полноценная семья в любви между мужем и женой. И в спасении. Дети – не цель семьи, а плод любви. А если любви нет, то никакие дети, будь их хоть десять, семью не только не сделают полноценной, но и не спасут.
Тут я прошу понять меня правильно. Я не за то, чтобы все теперь бросались делать аборты, потому что дети – не главное. Дети – это счастье! Великое! Я за то, чтобы мы понимали, что для полноценности семьи их количество не всегда важно.
Насчет того, что первостепенная задача каждой семьи – «наполнить землю», я вообще молчу. Семья у нас, как оказалось, – это теперь освоение территорий. Но я не хочу быть ни «размноженцем – покорителем земель», ни звездной королевой Викторией из царственной касты «полноценных суперженщин».
Почему я связала вместе ту заметку, опубликованную объединением многодетных семей, и передачу?
Потому что как во втором случае обесценивается огромное количество семей, так в первом обесценивается материнство как таковое. Да, я не представляю себя без моих пятерых детей. Но материнство не в количестве. И почему мать четверых, троих, двоих, одного должна чувствовать себя неполноценной?
Для меня мои пять детей – это не самоцель и не средство поднятия самооценки. Дети – это плод любви и дар Божий.
Они – не способ чувствовать свою звездность на фоне кого-то другого. Они – повод любить, трудиться, радоваться, жертвовать.
Их количество – не наше с мужем стремление ощутить нашу царственность и эксклюзивность. И не попытка кого-то догнать и перегнать. Это наша любовь и наши отношения с Богом.
Да, мы хотели много детей и Господь нам их дал. Но мы чувствовали себя полноценными всегда. И с одной, и с двумя, и с пятью. Ощущение себя неполноценным родителем, если у меня, например, один ребенок – это, на мой взгляд, неуважение к ребенку. Какой-то крен в наших отношениях и отношениях к себе и к жизни. Потому что с одним я уже полноценная мать человека.
Если для ощущения «собственного величия» мне обязательно нужно много детей, то возникает вопрос: «А кто для меня ребенок? Человек, личность? Или способ самоутвердиться на фоне “неудачников от деторождения”».
Понятно, что многодетность – это не всегда просто, иногда очень сложно. Это не красивая картинка, это жизнь на пределе сил, это добровольная жертва. Но и зашкаливающее счастье. И уж точно не повод для гордыни. Быть может – для гордости мужем и детьми и благодарности…
Скажу больше. Не всегда именно материнство делает женщину женщиной. У княгини Елизаветы Федоровны вообще не было своих детей. А она – одна из самых прекрасных и великих женщин в истории человечества.
Нет никакой касты суперженщин. Есть женщины, жены и матери со своими неповторимыми судьбами. И не нужно «топтать» эти судьбы необдуманными словами.
Но если уж совсем честно, есть один момент, когда я все же чувствую себя круче матери четверых детей. Это то, что как мать пятерых я теперь, благодаря льготам, могу бесплатно вставить себе зубы в поликлинике. Вот это, я понимаю, дело! А не все эти ваши монархические дома и попытки померяться звездностью.