6 декабря. Российские школьники заняли первое место в международном исследовании качества образования в начальной школе PIRLS.
По итогам исследования, выпускники начальной школы из России продемонстрировали самые высокие результаты в овладении чтением среди своих сверстников из 50 стран мира. Эти данные опубликованы на сайте Рособрнадзора.
«Результат наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», – прокомментировала результаты исследования министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Результаты последних исследований PIRLS за прошлый год были обнародованы 5 декабря 2017 года. Участие в исследовании приняли более 340 тысяч учащихся из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42 регионов России.
«Россия подтвердила свое лидерство по результатам обучения в начальных классах, сегодня мы на первом месте, и мы можем смело говорить, что наша начальная школа – лучшая в мире», – уверен руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Исполнительный директор IEA Дирк Хастед поздравил россиян и отметил, что Россия вошла в число четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. По данным исследования 2016 года, Россия набрала 581 балл по международной шкале.
«Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя в чтении. Также Россия находится среди шести стран, где почти все учащиеся преодолели минимальный порог. Мы поздравляем Российскую Федерацию с отличными результатами в PIRLS-2016 и приглашаем к участию в новом цикле PIRLS, основное исследование которого состоится в 2021 году», –заявил IEA Дирк Хастед.
Как пишет Рособрнадзор, исследование PIRLS показало, что наибольшего результата в чтении достигают школьники, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей.
«Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома. Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами и т.п., показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда», – сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
Справка
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
Инструментарий исследования PIRLS включает в себя тексты (художественные и информационные) и задания к ним, анкеты для администрации школ, учителей и учащихся, а также анкеты для родителей или опекунов. На основе ответов на вопросы анкет собирается контекстная информация о домашнем, школьном и классном окружении, в котором ребенок учится читать. Исследование проводится раз в пять лет. К настоящему моменту проведены четыре.