5 декабря во всем мире отмечается день волонтера. Борьба за правое дело, тяжелая семейная ситуация, психологические проблемы - какие еще причины побуждают людей помогать? Волонтер со стажем Ксения Кнорре-Дмитриева попыталась нарисовать портрет типичного российского добровольца и разобраться в мотивах, которые движут этими людьми.
Волонтерство в России – явление молодое, однако уже проявившее себя важной общественной силой. В добровольческой деятельности, согласно опросам, в 2016 году участвовало около 25 млн. человек. Среднестатистической российский волонтер чаще всего женщина, чем мужчина – соотношение примерно 60% на 40% – ему от 20 до 30 лет и скорее всего он житель города, нежели села. Две трети волонтеров имеют основное место работы и занимаются своей общественно полезной деятельностью в свободное время.
Во всем мире добровольческое движение активно поддерживается государством: в США, Канаде и Германии волонтеры могут рассчитывать на налоговые льготы и даже возмещение потери заработка. Быть волонтером – почетно, это социально одобряемая практика, и за границей человек обязательно пишет об этом в резюме и в документах, которые он подает в вуз: это сразу поднимает его шансы.
В прошлом году Россия решила присоединиться к чествованию добровольцев 5 декабря. На этом пока преференции от государства заканчиваются. До недавнего времени здесь многие даже не понимали значение слова «волонтер».
Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.
Желание помочь ближнему – это не единственный и часто даже не главный мотив, который приводит людей в добровольчество. Волонтерские организации – это не секты, где собрались фанаты некой идеи, готовые ради нее забросить свой дом, семью и работу – хотя, конечно, и такие встречаются тоже. Мотивов, по которым люди вдруг начинают помогать другим, может быть множество.
Николай Кабелев, нью-йоркский офицер и пожарный инструктор, фельдшер и экс‐капитан подразделения скорой помощи, член летного экипажа Гражданского авиапатруля и т.д., рассказывает в своем исследовании о наиболее распространенных причинах, которые приводят людей в ряды добровольцев.
В Америке добровольческая деятельность имеет большую историю и давнюю традицию в силу исторических и религиозных особенностей, поэтому феномен хорошо изучен и описан (кстати, в США, как и во многих других странах, государство передает некоторые, например, спасательские функции волонтерам, снабжая их оборудованием и расходными материалами – так, в небольших американских городках пожарные – обученные волонтеры, у которых есть другая основная профессия, но при необходимости по соглашению со своим руководством они выезжают на пожары).
В своем материале Николай Кабелев приводит большой список мотиваций, в котором каждый волонтер может найти свою. У него американская специфика, однако многое из этого, безусловно, применимо и к России.
1. Стремление помочь своему району или городу
Николай Кабелев пишет, что в США это один из наиболее сильных мотивационных факторов, особенно среди людей без высшего образования, которые рождаются, учатся, создают семьи и работают в одном и том же городе на протяжении всей жизни. Тут, говоря о российских реалиях, конечно, нельзя не вспомнить пирамиду Маслоу, согласно которой такие порывы появляются только после того, как в полной мере удовлетворены потребности в еде, жилье, безопасности и прочих базовых вещах, с чем часто в небольших городах проблемы.
2. Стремление делать «правильное дело», религиозные мотивы, понятие о воздаянии и справедливости
«Правильное дело» – это очень американская фраза, характерная для общества, где принцип справедливости возведен в абсолют, однако и в России для многих это ощущение – важный мотив, чтобы этим заниматься.
3. Наличие волонтеров в семье.
Родители-добровольцы, муж-спасатель – с высокой вероятностью эта деятельность захватит и других членов семьи.
4. Бегство из тяжелой семейной ситуации.
Если в семье тяжело, если не хочется находиться дома, волонтерская деятельность – один из способов на время из нее уходить. И высокий процент разводов и расставаний с партнерами в волонтерской среде говорит не только о том, что у людей, вовлеченных в эту деятельность, страдает семья, но и о том, что сюда часто приходят люди с уже имеющимися проблемами, которые только усугубляются на этом фоне.
5. Попытка заниматься полезным/любимым делом при наличии нелюбимой, но оплачиваемой работы
Далеко не все занимаются на работе тем, что им нравится. Для многих работа – это исключительно место для зарабатывания денег. Но желание делать то, к чему лежит сердце, остается нереализованным, и зачастую человек готов это делать даже бесплатно в свое свободное время. В США в добровольческую пожарную охрану часто приходят люди, мечтавшие стать пожарными, но выбравшие более выгодную в денежном отношении профессию.
6. Поиски приключений
Это тоже достаточно распространенный мотив, особенно в спасательских видах добровольчества. «Не случайно при более тщательном рассмотрении оказывается, что многие спасатели также увлекаются теми или иными экстремальными видами спорта», – пишет Николай Кабелев. Волонтерство в спасательских организациях для некоторых участников – это что-то вроде ролевой игры, ожившего компьютерного квеста, но с полезным результатом.
7. Возможность бесплатного обучения
Это мотив, который приводит в волонтерские организации тех, кто хочет овладеть навыками, которые, как они предполагают, могут им понадобиться и в их частной жизни – первая помощь, уход за лежачими больными, владение средствами навигации и так далее.
8. Попытки решить собственные психологические проблемы
К ним относятся стремление к самоутверждению, восприятие себя как значимого человека только при условии собственной нужности («комплекс спасателя»), борьба со своими страхами и проблемами (некоторые выбирают определенные сферы деятельности, пытаясь вылечить себя от клаустрофобии, брезгливости, страха смерти, немощи, болезни, высоты и т. д.), попытка преодолеть проблемы с социализацией.
9. Личный опыт столкновения с чрезвычайными ситуациями
Это частый путь в волонтерство: свой ребенок с инвалидностью, близкий человек с тяжелым заболеванием, пропавший без вести родственник и так далее. Наблюдая работу волонтеров, люди, часто даже до того момента не подозревавшие об их существовании, приходят в эту организацию и остаются в ней.
10. Попытки активно противодействовать социальной несправедливости и неэффективности государства
«Разочарование в правительстве или степени справедливости жизни не всегда выливается в отрицательный протест, а может наоборот приобретать формы активного совершения действий положительного характера с целью внести свой посильный вклад в дело решения накопившихся в обществе проблем», – пишет Николай Кабелев. Это как раз частая мотивация для нашей страны: люди перестают верить в то, что в таких ситуациях стоит рассчитывать на государство, и решают сделать что-то сами.
Популяризации и признанию этой деятельности безусловно помогли крупные спортивные соревнования, проходящие в России. Например, на Зимних Олимпийских Играх в Сочи – 2014 было задействовано более 25 тысяч человек со всей страны, а в общей сложности было подано более 55 тысяч заявок из разных стран мира. Для проведения Чемпионата мира по футболу потребуется также не меньше 20 тысяч волонтеров.
Но конечно это явление не ограничивается только спортом, даже наоборот.
В России волонтеры решают огромное количество социальных проблем, тем самым вынуждают государство внимательнее относиться их сферам деятельности. Например, до появления фондов «Милосердная помощь», «Ночлежка» и других добровольческих организаций, работающих с бездомными людьми, общество проходило мимо этой проблемы, не замечая ее. Без фонда «Вера» мало кто задумывался, как доживают последнюю часть своей жизни и уходят тяжелобольные люди.
Российские добровольцы не просто помогают сами, но и добиваются конкретных мер со стороны государства. Кто бы мог поверить, что такие тяжелейшие и сложные для реализации вещи, как доступность обезболивания, возможность посещать больного в реанимации, смерть в окружении близких без мук и унижения, определение местоположения пропавшего по телефону могут начать решаться усилиями волонтерских организаций? Однако так и есть.
Еще один важный результат роста добровольческого движения – волонтеры самим фактом своего существования показывают, что можно своими руками менять жизнь к лучшему, что чужой человек не остается в беде, то есть делают наше общество более внимательным, заботливым, доброжелательным.
Кроме того, волонтерство заставляет людей находить общий язык с теми, с кем в других обстоятельствах они бы вряд ли даже заговорили, потому что когда ты с кем-то делаешь общее дело и заинтересован в результате, то ты волей-неволей устанавливаешь контакт с тем, с кем ты этим занимаешься. Наконец, волонтерские организации дают самые широкие возможности всем желающим реализовать себя и найти себе сферу по душе, наиболее близкий род деятельности и форму участия.
Автор выражает благодарность спасателям-волонтерам Александру «Лодочнику» Михайлову (вертолетный добровольческий поисково-спасательный отряд «Ангел») и Виталию Кузнецову (объединение добровольных спасателей «Экстремум»).