Люди с собачьими головами — кинокефалы — герои мифов и древних легенд, скажете вы. А вот и нет. Судя по многочисленным и, в общем-то, авторитетным источникам, кинокефалов встречали в разных частях света многие образованные люди с четвёртого века до нашей эры и вплоть до XVIII столетия.
Казалось бы, полнейшая глупость — человек с головой собаки. Такая же сказка, как и истории про кентавров, минотавров и русалок. Но если рассказы о полулюдях-полулошадях или, например, о человеке с головой быка из греческого фольклора и за рамки мифов обычно не выходят, то с кинокефалами совершенно другая история.
Уже с IV века до н.э. в исторических хрониках, книгах и рассказах можно найти свидетельства встреч людей со странными существами. В разных источниках их описания немного отличаются: в одних — это создания с телом человека и головой собаки, которые не знали человеческого языка и общались между собой при помощи лая и воя. Другие к описанию внешности прибавляли бычьи ноги, третьи уточняли, что эти существа всё-таки способны были изъясняться на человеческом языке, но давалось им это с трудом, и основным средством общения для них оставался язык собак. В общем-то, описания достаточно разнообразны, что, впрочем, и не удивительно.
Если посмотреть на географию обитания этих «племён варваров» (как называют их в некоторых древних источниках), то мы увидим, что распространены кинокефалы были достаточно широко. В первых упоминаниях о них говорится об Индии, Африке, Северной Азии. С началом эпохи Великих географических открытий видевшие странных «людей» называют в качестве мест их обитания Индонезию и Америку. Также к ним причисляют Ливию, Скифию, Скандинавию и даже Русь, а точнее «северо-восток Московии, область Colmogora». О кинокефалах писали древние персы, индусы, египетские и зулусские авторы. В эпоху освоения и покорения мира области обитания людей-собак наносились на карты, и именно благодаря этим сохранившимся артефактам мы можем сегодня судить о том, где жили эти «племена-стаи».
Одним из первых кинокефалов описал Плиний Старший в своей «Естественной истории»: «В многочисленных же горах там обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц». Солин в «Собрании достопримечательностей» пишет: «В индийских горах живут люди с собачьими головами, которые вооружены когтями, а одеты в шкуры. Голос у них нечеловеческий, и объясняются они лишь лаем и рычанием». Симмий подтверждает эти слова: «И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных» («Аполлон»).
Кроме них, о подобных народах упоминают Гесиод, Геродот, Марко Поло, Блаженный Августин и многие другие.
Фактическое единодушие в описании этих странных существ, многочисленность свидетельств, ареал обитания не могут не удивить. Но возникает естественный вопрос: кто же они, кинокефалы? Откуда они взялись?
Древние авторы, в большом количестве описывающие людей-псов, не берутся объяснять природу их происхождения. Возможно, это связано с тем, что в древние времена люди были плохо знакомы с антропологией, поэтому тот факт, что на человеческом теле располагалась собачья голова, их, безусловно. Пугал, вызывал отвращение и пренебрежение, но никак не удивлял.
Современные учёные сходятся во мнении, что истории о кинокефалах в большинстве своём являются фольклором, а существа, которых видели многочисленные путешественники, были всего-навсего собакоголовыми обезьянами — павианами, бабуинами или гамадрилами. Но вот незадача: ареал обитания этих обезьян ограничен, встречаются они только на одном континенте — в Африке, между тем как первым местом обитания кинокефалов называется Индия.
«Обезьянья» версия вызывает сомнения, и если мы прочтем свидетельства Адама Бременского: «Говорят, где-то на берегах Балтийского моря обитают амазонки, их страну называют теперь раем женщин. Иные рассказывают, что амазонки становятся беременными, выпив воды. Другие говорят, что они зачинают либо от проезжающих купцов, либо от тех, кого берут в плен, либо, наконец, от чудовищ, которые в этих землях не редкость. Последнее, полагаем, наиболее вероятно. Когда же дело доходит до родов, то оказывается, что если плод мужского пола — это киноцефал, а если женского — то совершенно особая женщина.
Кинокефалы — те, которые носят на плечах песью голову. Их часто берут в плен в Руссии, а говорят они, мешая слова и лай».
Против версии о бабуинах ещё говорит тот факт, что в большинстве упоминаний подчёркиваются обнажённость их тела, прикрытого лишь шкурами и мехами, использование ими ручного труда, лука и стрел, скотоводство и земледелие как способ выживания. Что касается гастрономических пристрастий кинокефалов, отмечено, что питаются они преимущественно вяленым мясом. Не правда ли, сложно представить себе обезьяну, стреляющую из лука и занимающуюся скотоводством?…
Зачастую, если наука и здравый смысл не могут найти ответа на какие-либо вопросы, это с успехом делает религия. Наиболее других в плане описания кинокефалов преуспело христианство — пожалуй, именно потому, что одним из самых известных представителей собакоголовых является святой великомученик Христофор. Да-да, христианский святой — получеловек-полусобака — жил в III веке нашей эры.
Историю его описывают по-разному. По одной версии, Христофор был высоким и крепким красавцем юношей, который помогал путникам переправляться через реку. Однажды его попросил о переправе на другой берег маленький мальчик. Когда Христофор посадил его себе на плечи, то почувствовал необыкновенную тяжесть. На это мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Когда юноша перенёс Христа через реку, тот сказал, что готов выполнить любое его желание. Христофор, будучи праведным христианином, попросил превратить свой прекрасный лик в безобразный, дабы избежать соблазна со стороны неравнодушных к нему женщин. Так он получил собачью голову и имя Христофор, в переводе с греческого означающее «несущий Христа». Через несколько лет он принял мученическую смерть после того, как обратил многих людей в христианскую веру.
По другой версии, великан и силач с безобразной внешностью носил имя Репрев (буквально «дурной», «отверженный»).
Император Деций, прознав о его необычайной силе, попросил доставить его к себе. Двести воинов, которым было поручено доставить Репрева, уверовали во Христа после того, как он сотворил на их глазах чудеса: в его руке расцвёл жезл, по молитве силача умножилось количество хлеба, которого недоставало у воинов. После тщётных попыток зловредного императора хитростью обратить Репрева в язычество он приказал убить упрямца. Но вера Репрева была так сильна, что его не могли одолеть ни огонь, ни пытки. После долгих мук Репрев умер, сохранив в своём сердце веру, которую нёс людям всю свою жизнь.
Безусловно, вторая версия жития святого кажется более правдоподобной, несмотря на то, что само существование кинокефалов кажется невозможным. Но стоит ли настолько критично относиться к людям-собакам, если в исторических анналах существует столько подтверждений древним легендам? И, возможно, такие герои мифологии, как Анубис, Христофор и Полкан, — вовсе не плод людской фантазии?
Журнал: Тайны 20-го века №49, декабрь 2012 года
Рубрика: Миф и реальность
Автор: Мария Миляева
Источник: ufospace.net
The post Кинокефалы — кто это такие? first appeared on X-Digest.