Считается, что животные не могут осознанно вести полноценные военные сражения друг против друга, тем более разрабатывая при этом тактику и стратегию.
Однако, похоже, мы сильно заблуждаемся и наши ближайшие сородичи — африканские шимпанзе, стоят еще ближе к нам, чем казалось ранее. Когда исследователи увидели, что они оказались способны развязать настоящую гражданскую войну в своем сообществе, их это напугало еще сильнее, чем способность шимпанзе к использованию орудий труда.
В защиту приматов можно сказать, что пока это был единственный подобный инцидент за всю историю наблюдений шимпанзе в природе. Однако и люди не так часто воюют друг с другом, как можно подумать, а шимпанзе существенно меньше людей в количественном отношении.
Произошло это в 1970-х годах в национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании, Восточная Африка. Знаменитый антрополог Джейн Гудолл в те годы как раз жила среди шимпанзе, наблюдая за их поведением и привычками. Всего за несколько лет ее заметки о социальной структуре обществ шимпанзе, их взаимодействии между другом и других аспектах их жизни в несколько раз расширили прежние знания ученых об этих существах.
В том числе Гудолл была первым ученым, который узнал, что многие из черт шимпанзе невероятно похожи на человеческие, включая щедрость, доброту, дружбу и альтруизм. Она же была первым, кто узнал о любви шимпанзе к мясу. До того шимпанзе не признавались плотоядными животными.
Группа шимпанзе, за которой наблюдала Гудолл, носила условное научное название "Сообщество Касакела". Много лет они держались дружно все вместе, но с 1971 года группа стала разделяться. Одна ее часть проводила все больше времени на севере территории, другая на юге.
Лидерами северной группы, которая получила название "Община Кахама", стали два брата-самца Хью и Чарли, в то время как главой южной группы, все еще сохранявшей название "Сообщество Касакела", был опытный альфа-самец Хамфри.
Гудолл провела расследование и поняла, что разделение произошло после того, как старый лидер — самец по кличке Лики, умер и на его место встал Хамфри. Однако братьям Хью и Чарли Хамфри не понравился, он был слишком агрессивным и ему нравилось нападать на Хью и Чарли исподтишка.
В итоге Хью и Чарли отделились от своей группы и с ними ушли их друзья и родственники. Их группа теперь состояла из 6 взрослых самцов и 3 взрослых самок с детенышами. В то время как группа Хамфри насчитывала 8 взрослых самцов, 12 взрослых самок и их детенышей.
Для Джейн Гудолл было очень интригующе и необычно наблюдать за подобным, еще никто из исследователей у шимпанзе в дикой природе такого не фиксировал. И первоначально она не предвидела в этом чего-то страшного, просто две группы теперь находились в разных местах, время от времени пересекаясь, но не конфликтуя.
Община Кахама в основном находилась на севере территории, а сообщество Касакела на юге. И постепенно они становились все более изолированными друг от друга. Прежние регулярные встречи почти прекратились и причину этого Гудолл не понимала.
А когда эти группы все-таки иногда видели друг друга, то теперь они проявляли к друг другу очень много агрессии. Самцы начинали громко кричать и бросать в соперников камни и палки, а также показывали демонстрации своей силы, чего никогда не делали, когда они были одной большой группой.
Для стороннего наблюдателя подобные сцены выглядели уже довольно грозно, обезьяны из обеих групп были в ярости, они кричали, прыгали, бегали, кидались "во врага" любыми предметами, попавшими им по руку. И никто тогда еще не знал, что это были лишь "цветочки".
Первая кровь пролилась 7 января 1974 года, когда сообщество Касакела внезапно "сформировало" "ударный отряд", в котором находился лидер Хамфри и пять взрослых самцов — Фиган, Джомео, Шерри, Эвед и Родольф. Этот отряд оставил свою группу и целенаправленно направился к северному району, в котором отдыхала община Кахама.
Один из самцов общины Кахама по кличке Годи сидел мирно возле дерева и поедал плоды, когда его обнаружила группа Хамфри. Все шесть шимпанзе накинулись на Годи без всякой причины и начали его кусать, царапать и забивать кулаками. Гудолл была очевидцем этой кровавой сцены, но ничего не могла с этим поделать.
Несчастного Годи забили до смерти и оставили лишь тогда, когда он уже лежал весь в крови и не дышал. Гудолл смотрела на эту сцену с раскрытыми от ужаса глазами, она до того никогда не видела ничего подобного и даже не слышала о том, что шимпанзе могут целенаправленно убивать друг друга.
Поступок группы Хамфри был по настоящему шокирующим, но для Джейн Гудолл хуже всего было то, что шимпанзе сделали потом. Они начали прыгать вокруг тела Годи с громким улюлюканьем, хватали палки и били ими по земле, словно купались в своей победе.
В последующие месяцы группа Хамфри с такой же выверенной стратегией напала на других самцов общины Кахама и так же по одиночке забивала их до смерти или нанося им смертельно опасные раны и оставляя их умирать.
Группа Хамфри не пощадила даже старого и очень мирного шимпанзе по кличке Голиаф, безжалостно забив его до смерти, как и других.
Кроме Джейн Гудолл эти кровавые атаки наблюдала и исследовательница шимпанзе Энн Пьюзи, которая работала в этом районе. Она описывала, что приближение группы Хамфри с юга можно было услышать издалека по их громким яростным крикам. Они давно уже не таились и все нападения совершали открыто. Когда остатки группы общины Кахама слышали эти крики, они пытались спрятаться на деревьях.
Гражданская война между этими группами длилась целых четыре года. В какой-то момент община Кахама пришла в себя и стала давать отпор "южанам", но группа Хамфри явно побеждала. В общине Кахама в какой-то момент остался всего один самец по кличке Снифф, и тот очень молодой, всех остальных убили.
Хотя явной целью отряда Хамфри были самцы, самкам тоже доставалось. Одну из них открыто убили, другая внезапно бесследно пропала, а еще несколько были сильно избиты.
Характерно, что группа Хамфри была настолько ожесточенной, что без промедлений убила и старого шимпанзе, который точно не представлял им угрозы, и даже явно больных особей. К примеру был до смерти забит самец по кличке Майкл, который страдал от полиомиелита.
В конце концов группа Хамфри убила и Сниффа, после чего война официально была закончена, а оставшиеся в общине Хакама самки и детеныши стали частью сообщества Касакела.
Однако самцы во главе с Хамфри были настолько агрессивно настроенными, что этого им показалось мало. Теперь им хотелось, чтобы у них было больше территорий и теперь они полезли в район, где проживало другое сообщество шимпанзе, прозванное исследователями сообществом Каланде.
Правда там их встретила не мелкая группка, как община Хакама, а довольно крупное сообщество с множеством сильных самцов. После нескольких агрессивных стычек группа Хамфри поняла, что тут им придется сложнее, поэтому они затихли, а потом самцы Каланде и вовсе отбросили их далеко от своей территории.
После этого наконец наступил мир и больше в Гомбе никогда ничего подобного не случалось.
Джейн Гудолл позже заявила, что эта Гражданская война разрушила многие ее заблуждения о шимпанзе, например, что они являются в своей основе доброжелательными и мирными созданиями, и с годами она стала более приспособленной к темной стороне поведения шимпанзе, такой как убийство и даже детоубийство.
Увиденная война преследовала ее на протяжении многих лет, и позже она так напишет об этом в своих мемуарах "Через окно: Мои тридцать лет с шимпанзе Гомбе":
"В течение нескольких лет я боролась с этим новым знанием. Часто, когда я просыпалась ночью, в моем сознании непрошеным образом возникали ужасающие картины — Сатана (один из самцов сообщества Касакела), прижимает ладонь к подбородку Сниффа, чтобы набрать в ладонь крови, текущей из огромной раны на его лице, и выпить ее; старый Родольф, обычно такой добродушный, вставший прямо, чтобы швырнуть четырехфунтовый камень в поверженное тело Годи; Джомео срывает полоску кожи с бедра Де; Фиган снова и снова атакует и поражает дрожащее тело Голиафа, одного из героев своего детства".
Поистине пугающий материал. В то время это было настолько шокирующим и неожиданным, что более широкое научное сообщество скептически и очень медленно принимало то, что между шимпанзе вообще может произойти естественная война.
Гудолл обвиняли в чрезмерном антропоморфизме обезьян, а некоторые даже предполагали, что причиной конфликта стало ее присутствие в районе. Якобы корм для шимпанзе, который она и другие исследователи выкладывали на специально созданных кормовых станциях, изменил правила сосуществования шимпанзе в этом районе.
Однако с годами тщательное изучение данных и записей Гудолл доказало, что она была права, и что это в самом деле была первая и единственная известная война между шимпанзе. И точная причина всего этого до сих пор до конца не выяснена.
The post Жуткая история о Гражданской войне шимпанзе first appeared on X-Digest.