Практика религиозного обнажения имеет древние корни, восходящие к языческому культу плодородия. Ритуальные оргии, связанные с наступлением весны, практиковались у многих земледельческих народов.
Перед желанием обнажиться не устояли и христиане, которые «споткнулись» на библейских строках о наготе Адама. Согласно тексту Книги Бытиё, первые люди в Эдемском саду были нагими, но не ощущали стыда, пока не отведали плодов с Древа познания. Часть толкователей сделала из этого радикальный вывод: для возврата «райского» блаженства людям нужно попросту раздеться.
Одним из первых о секте «адамиан» упоминал Епифаний Кипрский, автор ересиологического трактата «Панарион», написанного в конце IV века. По мнению современных религиоведов, в своём вероучении эта секта могла опираться на какие-то гностические писания. Однако Епифаний о таких подробностях не был наслышан. Ему адамианская ересь казалась «весьма смешной». Как рассказывал святитель, в «церкви», устроенные в пещерах, адамиане входят нагими, оставляя одного из собратьев стеречь одежду. Особенно забавляло Епифания, что сектанты вынуждены отапливать пещеры, чтобы не замёрзнуть. Несмотря на богослужения в обнажённом виде, адамиане называли себя «воздержниками» и «девственниками».
«А если бы показалось, что кто-нибудь, как и говорят это, подвёргся падению, то его уже не принимают в собрание, ибо говорят, что он — Адам, вкусивший от древа, и осуждают его на изгнание как бы из рая, то есть из своей церкви», — писал Епифаний.
Однако сам ересиолог не доверял заявлениям сектантов.
«Эти еретики обнажаются не потому, что не стыдятся, хотя сами и думают так, но по ненасытности похоти, чтобы потешить зеницы очей», — утверждал он.
Если бы автор «Панариона» был знаком с современными терминами, он, вероятно, назвал бы членов секты эксгибиционистами.
Сходный взгляд на античных адамитов был свойственен и русской литературе Серебряного века. В романе Дмитрия Мережковского «Юлиан Отступник» лидер адамитов Продик (ученик гностика Карпократа) показан как «косоглазый старичок, с лицом сладострастного фавна».
Адамитская ересь независимо зарождалась и исчезала несколько раз в истории. Наиболее ярко адамиты проявили себя в Богемии во время Гуситских войн. Среди последователей проповедника Реформации Яна Гуса выделилось радикальное крыло таборитов, базировавшееся на горе Табор. В свою очередь, часть таборитов попала под влияние некоего «сына Божьего» Беггарда, или Пикарда, который, скорее всего, был выходцем из французской Пикардии. По другим данным, в число таборитов влились еретики, бежавшие в Чехию в 1418 году из Южной Франции. Называя себя воплощенными «мессиями», они практиковали танцы и религиозные песнопения в голом виде. Помимо Пикарда, среди лидеров секты известны Адам Рохан, Микулаш и священник-расстрига Мартин Гуска.
В отличие от античных предшественников, чешские адамиты (или пикарты) дошли до полной свободы телесного и сексуального поведения. Они не видели ничего дурного в публичной мастурбации или половых актах. Даже для некоторых чешских крестьян, присоединившихся к секте, подобные вещи казались неприемлемыми. Как отмечает антрополог Ганс-Петер Дюрр, эти неофиты, участвуя в собраниях адамитов, из стыда не решались показывать собственные гениталии.
Семью и брак адамиты в открытую заменили промискуитетом. Поначалу они дозволяли сексуальные связи только между мужчинами и женщинами, но затем стали доброжелательно относиться и к гомосексуализму. Вслед за упразднением семьи у сектантов произошло обобществление всей частной собственности. Возможно, именно это объясняет плохо скрываемую симпатию к адамитам со стороны позднейших коммунистов.
Карл Маркс, конспектируя хроники Гуситской войны, записал, что Ян Жижка «пачками сжигал в Чехии <…> коммунистических и «безбожных» адамитов». А советский историк социалистических идей Академик Вячеслав Волгин называл адамитов «крайне левым крылом таборитского движения». При этом о подлинной сущности «возврата к первозданному состоянию» учёный в своей монографии не распространялся, утверждая, что об адамитах известно слишком мало.
Как и коммунисты XX века, чешские адамиты не отличались миролюбием. Обосновавшись на острове на реке Нежарке, они совершали нападения на окрестные деревни. Ради ускорения событий апокалипсиса они, как писали современники, мечтали затопить землю кровью «до холки коня».
В октябре 1421 года «умеренные» табориты уничтожили лагерь адамитов в районе местечка Хамр. Несколько десятков членов секты были казнены, в живых оставили лишь одного человека. Однако, предположительно, влияние адамитских идей в Чехии сохранилось. Например, выходцем из этой секты считают одного из последних лидеров таборитов Прокопа Голого.
Адамитская ересь возникала преимущественно во время общественных кризисов, когда рушились традиционные устои. Когда Реформация докатилась до Германии, религиозные эксгибиционисты всплыли под названием «Общества свободного духа». В Нидерландах похожих взглядов придерживались члены секты анабаптистов, которые голыми бегали по улицам и устраивали оргии после чтения Библии. Во время Английской революции также появилось около тысячи адамитов, которые в основном погибли от холода зимой 1649 года.
В России наибольшее сходство с практиками адамитов имели «радения» хлыстов, которые устраивали оргии, предварительно доведя себя до религиозного экстаза. В эпоху Александра возникла секта Екатерины Татариновой, которую историк Иван Липранди называл «тайным обществом адамистов». Свой «пророческий дар» Татаринова (урождённая баронесса фон Буксгевден) приобрела в скопческой группе «корабль Ненастьевых», после чего занялась распространением непристойных практик в высшем обществе Санкт-Петербурга.
С 1817 года Татаринова устаивала собрания в Михайловском замке. Вместе с ней хлыстовские песни распевали гвардейские офицеры и виднейшие представители аристократии. Сборища «адамистов» посещали, например, основатель Новороссийска Евгений Головин и бывший обер-прокурор Синода князь Александр Голицын, который на посту министра народного просвещения проводил крайне либеральную религиозную политику.
О том, насколько велико было влияние «пророчицы» в царской столице, позволяет судить картина художника Владимира Боровиковского «Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф. Татариновой».
Адамитские собрания прекратились в 1822 году, когда император Александр Павлович запретил тайные общества. Но, как оказалось, прекратились не насовсем. В 1837 годутатаринову вместе с её последователями вновь схватили в одном из домов у
Московской Заставы.
В атеистическом Советском Союзе движение религиозных нудистов, по понятным причинам, появиться не могло, хотя в 1920-х годах много шуму наделало общество «Долой стыд!».
Иная ситуация сложилась после крушения СССР, когда в России образовались новые «секты натуристской направленности». Эротическая неудовлетворённость советского человека вошла в соприкосновение с «духовными» поисками интеллигенции, готовой поверить хоть в зелёных человечков, хоть в Шамбалу, хоть в пророка-нудиста. Одну из таких сект, получившую название «Церковь Адамитов», основал в 1994 году школьный учитель из города Рыбинска Лев Мошинский. Он проповедовал возврат к безгрешному состоянию Адама и Евы. Ученики Мошинского собирались в «Зале царств» — так они называли однокомнатную квартиру основателя секты в посёлке Волжском. Собрания начинались с того, что Мошинскии читал проповедь, накинув на себя иудейское молитвенное облачение — талит. После совместной молитвы адамиты совлекали одежды и переходили к ритуальным пляскам и соитиям. Выдвигал Мошинскии и политический проект — он требовал упразднить государственность Ирака, где, по его мнению, находился древний Эдемский сад. В стране Саддама Хусейна рыбинский учитель хотел создать «рай на Земле» для всех людей. Несмотря на то что Лев Мошинскии скончался в 2004 году, созданная им организация, по некоторым данным, существует по сей день.
Журнал: Загадки истории №13, апрель 2021 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Тимур Сагдиев
Источник: ufospace.net