Индия – Нанак

26.12.2020 11:31 0

Индия – Нанак

Нанак родился в 1469 году н.э. в деревушке Раи Бхои ди Талванди в западной части индийского штата Пенджаб в семье кшатрия (военного). В детстве он обучался пенджабской грамоте в индийской школе, потом в мусульманской школе изучал персидский язык. Мальчик слыл вундеркиндом: то, что другие ученики изучали годами, он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Когда ему было 10 лет, его мать решила, что ему пора принять участие в национальном обряде повязывания на шею «священной нити». Увидев нить, юный Нанак поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, не стал участвовать в ней.

После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанак несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный день произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог — Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата», побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанак утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста. «Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека — по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста.»

Нанак странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновался в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанак женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1499 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя «бхакти» — любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.

Нанак утверждал, что самый прямой и единственный путь к познанию Бога и слиянию с ним — это повторение и прославление любого из его имён. «Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны.» Бог един и не имеет имени и формы. В мире идёт постоянная борьба между светлым и тёмным началом, и такая же борьба идёт и в душе каждого человека. «Человек не рождается свободным, он рождён для того, чтобы обрести свободу.» «Если твои деяния дают духовный рост, и ты познал Бога в форме Истины в своём сердце, твоя Кундалини пробудится, и станешь един с Богом.» («Г.Г.Сахеб», 535) «Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который не приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения.» («Г.Г.Сахеб», 928)

Развивая принципы своего учения, Нанак дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для своих последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленники и крестьяне-«джаты», он организовал духовную общину. Нанак провозглашал равенство всех перед Богом и ввёл в общине своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы: все равны, все едят одно и то же. Нанак признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многожёнства и жестокого ритуала «сати» (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и сборник поэтических стаксов «Джан-Джи», ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было ещё одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.

Нанак жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанак всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанак заимствовал идею о том, что Бог — это Добро и Любовь, а из индуизма — что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника («Гуру»). «Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру.» («Г.Г.Сахеб», 953) Именно таким Гуру в глазах своих последователей «сикхов» и был сам Нанак, первый из десяти сикхских Гуру.

Индия – Нанак

Прожив 70 лет, Нанак скончался в 1539 году н.э., а его последователи продолжали жить общиной. Четвёртый преемник Нанака — Рам Дас, находившийся под покровительством монгольского императора Акбара, приказал построить посреди пруда общины знаменитый Золотой Храм, вокруг которого позднее выросла столица сикхов — город Амритсар. Сын и преемник Рам Даса — Арджун составил священное писание сикхов «Ади Грантх» («Изначальная книга»), в которое вошли 3384 гимна на хинди и пенджаби. Сикхи имели также свой специально изобретённый алфавит «гурмукхи» и ещё одну священную книгу «Гуру Грантх Сахеб», в которой излагались заповеди первых сикхских Гуру во главе с Нанаком. В конце XVIII века сикхи даже образовали в Пенджабе независимое государство, уничтоженное англичанами в 1849 году.

Источник: salik.biz

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Мэрию Сергиева Посада удивили планы РПЦ "снести полгорода" ради "православного Ватикана" Мэр Владимира противится передаче Золотых ворот РПЦ: "Музей должен быть музеем" Казино Вулкан Платинум доставит вам максимальное удовольствие 200 чиновников из Тверской области свозили на спецпоезде на службу патриарха Кирилла, отменив ради этого электричку Папа Франциск попросил прощения у жертв домогательств священников в Чили

Православная лента