Жидкость, бесцветная и прозрачная как вода, безвкусная и не возбуждающая подозрения, но очень ядовитая: смертельная при приёме 5—6 капель. Употреблялась дозированно в целях быстрого или медленного отравления.
Признаки отравления не были внезапными: отравленные постепенно ослабевали, худели, чувствовали сильную жажду, отвращение к еде и впадали в мрачное состояние духа. Рвота случалась очень редко.
Изобретение яда приписывают Тофании ди Адамо, проживавшей в Палермо, затем в Неаполе. Было замечено, что в 1659 году там умирало особо много мужей, не живших в ладу со своими жёнами. Ядовитое снадобье продавалось во флакончиках с надписью «Манна св. Николая, что в Бари» на одной стороне и изображением святого на другой стороне и распространилось по всей Италии. Аббат Галияни уверял, что в Неаполе в то время не было дамы, у которой на туалетном столике не находилась бы скляночка с «манной св. Николая».
Число жертв не известно, но вероятно было значительным, ведь впоследствии Тофана созналась, что она одна отравила около 600 человек. Правосудие долгое время оставалось бессильным, потому что Тофана скрывалась по монастырям, переходя из одного в другой. Только в 1709 году неаполитанскому вице-королю, графу Дауну удалось задержать её в одном монастыре. Несмотря на протест неаполитанского архиепископа, кардинала Пиньятелли, негодовавшего из-за нарушения церковного права убежища при поимке Тофаны, она была отведена в Кастель-дель-Ово и предана суду.
Чем закончился суд для Тофаны — точно не известно; по одним свидетельствам она была повешена, и её тело было выдано архиепископу, по другим — она ещё в 1730 году находилась в одной из неаполитанских тюрем (но возможно речь шла уже о её дочери, Джулии Тофане). Следственное дело было представлено Леопольду Габсбургу, который, якобы, велел его уничтожить: в деле Тофаны было замешано много значительных лиц.
Многие врачи XVIII века исследовали состав аква-тофаны: Гарелли, лейб-медик императора Леопольда, писал в 1718 году знаменитому Фридриху Гофманну, что ядовитый состав Тофаны состоял из раствора мышьяка в большом количестве воды с примесью настоя из совершенно невинного растения Antirrhinum cymbalaria. Но это свидетельство противоречило известиям о действии яда: признаки острого и хронического отравления мышьяком совершенно отличны от отравления аква-тофаной.
Эрндтель утверждал, что основным в яде был свинец. Галле полагал, что яд состоял из слюны людей, умиравших под пыткой. Вильдберг писал, что состав аква-тофаны остался тайной, которую скрыли судьи Тофаны и, может быть, сам Гарелли.
Оригинал
Источник: ufospace.net