Начиная со знаменитого романа Герберта Уэллса “Война миров”, вот уже на протяжении 100 лет человечество рассматривало последствия и конфликты, которые могут возникнуть в результате первого контакта с потенциально враждебным инопланетным видом. Примерно в то же время мы начали искать доказательства, опровергающие наше кажущееся галактическое одиночество. Надежда обнаружить разумную внеземную жизнь остается источником вдохновения для многих охотников за экзопланетами, астробиологов и исследователей SETI. Но что произойдет, когда мы найдем ответ на вопрос, сформулированный итальянским физиком Энрико Ферми “где все?”. Сможем ли мы и существа с другой планеты понять друг друга?
Знаменитая теория универсальной грамматики Ноама Хомского предполагает, что определенные структуры языка универсальны и имеют генетическую и, следовательно, уникальную человеческую основу. Создание метода для декодирования неизвестного языка без использования параллелей с языками Земли кажется непреодолимым препятствием. Вполне возможно, что инопланетный язык может быть беззвучным или, наоборот, не иметь письменного компонента, поэтому эти традиционно надежные методы были бы бесполезны, если бы нам представили такой инопланетный язык.
Тем не менее, ученые — физики, математики и астрономы — пытались решить эту проблему, исходя из предположения о том, что математика и физика являются своего рода универсальным языком Вселенной. Институт SETI, основанный в 1984 году, главной задачей которого является поиск внеземной жизни, активно сотрудничает с учеными и ищет сигналы от далеких звезд. Так, знаменитое послание Аресибо, отправленное в направлении шарового звездного скопления М13 в 1974 году, содержит закодированную информацию о нашей цивилизации, состоящую в основном из простых и полупростых чисел. Радиосигнал длительностью в 169 секунд достигнет места назначения через 25 тысяч лет. И еще столько же потребуется на то, чтобы доставить ответ. Однако мы по-прежнему ограничены историей возникновения жизни на Земле, а потому полагаем, что жизнь в других галактиках хотя бы немного похожа на нашу. Но что, если мы ошибаемся?
Помимо представителей Homo Sapiens, на Земле проживает несколько миллионов видов живых существ. И все они, не имея языка в привычном для нас понимании, общаются между собой. Помимо жестового и вокального общения, мы можем наблюдать общение с помощью танца у медоносных пчел, и общения с помощью инфразвука, которое успешно практикуют слоны. Человеческое ухо неспособно распознать посылаемые животными сигналами, тем временем слоны способны общаться находясь друг от друга на расстоянии в 10 км. Эти примеры наглядно демонстрируют наше предвзятое отношение по категоризации как нечеловеческого общения, так и по разработке надежной методологии перевода для новых, нечеловеческих языков.
При любой попытке общаться с кем-то, кто использует другой язык, необходимо преодолеть разрыв между языками двух собеседников. Именно по этой причине многие ученые обращаются к математике как к непредвзятому способу общения. Так, математик доктор Ханс Фройденталь попытался разработать язык для использования во внеземном общении с существами, которые не знакомы культурой, языками или людьми Земли. Основанный на математике, Линкос — аббревиатура от латинской фразы lingua cosmica, что означает космический язык — учит основам чисел, арифметике, теории множеств и математической логике. Но что, если у внеземных цивилизаций иные представления математики? Например, у народа пираха на северо-западе Бразилии нет развитого смысла чисел, кроме общих понятий малых и больших количеств. Таким образом, предположение о том, что внеземная цивилизация воспринимает числа, математику, физику и логику аналогичным образом, может стать быстрым путем к недопониманию вместо продуктивного разговора.
Объединение лингвистики и информатики, известное как компьютерная лингвистика, предоставляет еще одно разнообразие процедур перевода, но также имеет сходные недостатки с математикой и физикой. Как бы там ни было, человечество отправляет радиосигналы в космос менее 150 лет, и это существенно ограничивает количество потенциальных внеземных цивилизаций, которые могли бы получить наше послание. Так или иначе, все, что нам остается сегодня — ждать ответ и дальше. А заодно попытаться ответить на вопрос о том, каким может быть инопланетный язык и может ли он навсегда изменить нас, если мы сможем им овладеть?
Источник: ufospace.net