«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

25.04.2019 7:06 1

«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

Как проживают Страстную неделю жители нашей страны – в городах и селах, в храмах столицы и на маленьких сельских приходах? Пустуют ли храмы в эти дни, или с каждым годом все больше людей приходят на богослужения? Понимают ли люди смысл происходящего на Страстной неделе, больше или меньше стало молодежи в храмах – о тенденциях жизни нашей Церкви в самый важный и напряженный период в церковном году – на Страстной седмице – рассказывают «Правмиру» священники из разных уголков России.

На пасхальной службе все понимают, что они тут делают

Священник из небольшого города

За прошедшие пять лет я не видел ни одного пьяного в храме и ни одного случайного человека. Да, людей в храме на пасхальной службе стало меньше, зато все, кто приходит, понимают, что они тут делают. В нашем приходе практически все причащаются на ночной службе.

Стало больше ходить детей на ночные службы. Появился запрос на вторую литургию, на утреннюю, чтобы и с утра могли причаститься пожилые, болящие и младенцы.

На Страстной неделе, понятно, все работают. Но есть тенденция, что некоторые берут себе отпуска и отгулы, чтобы попасть на особенно значимые богослужения.

А интерес тех, кто понимает все поверхностно, больше хочет поглазеть, сместился с пасхальной службы на утро Великой Субботы, точнее – на освящение куличей и пасх. Правда, и таких стало меньше.

«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

Фото: tatmitropolia.ru

Но то, что они приходят на освящение, тоже неплохо. Речь даже не о материальной поддержке храма со стороны тех, кого принято чуть высокомерно называть «захожанами», хотя она ощущается однозначно в этот день, но, главное, о том, что хоть таким образом люди приобщаются к празднику.

Люди, действительно, подходят с вопросами именно в эти дни. И многие из них становятся прихожанами.

Хотя – кто знает. Храмов сейчас открывается много – за 20 лет в нашем районе вместо 19 стало 100, и, может быть, люди просто находят «свой» храм?

То, что храмов стало больше, конечно, сказывается на материальной стороне – денег, которые жертвуются на содержание храма через приобретение свечей и так далее, стало значительно меньше. Ведь людей, посещающих храмы или приходящих только, скажем, в Великую Cубботу, в городе больше не стало, они просто рассредоточились по всем храмам.

От того, что открывается много храмов, появляется еще одна проблема – нехватка духовенства. Когда за каждым священником закрепляется по два-три храма, он не может нормально окормлять всех прихожан чисто физически. Он как общался со 150 прихожанами, так и будет, а не в каждом храме сможет по 150 человек охватить.

Возможно, сегодня Церковь стала менее интересна людям со стороны, ушла новизна, а дальше идти не захотелось. Наверное, здесь виновата и сама Церковь – красивые заявления разбиваются о поступки тех людей, что находятся внутри. Понятно, что в Церкви – такие же люди. Но чтобы приходящие к нам не разочаровались, не посчитали себя обманутыми, задача священника – быть открытым.

Пасха стала частью жизни людей

Секретарь епархиального совета, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии Ивановской митрополии протоиерей Андрей Ефанов

«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

Протоиерей Андрей Ефанов

В 80-е годы в храм, конечно, на Пасху людей приходило много. А вот на Страстной в храм ходили в основном только те люди, которые посещали церковь постоянно – как правило, это знакомый круг воцерковленных прихожан. Страстная неделя в основном проходила мимо нецерковных людей.

В 90-е годы люди «увлеклись» православием – стали интересоваться, чаще ходить в храмы. Но многие отнеслись к этому поверхностно, отошли от Церкви и остались только те, для кого православие стало частью жизни, а не просто увлечением.

Следующее поколение прихожан – это первое десятилетие нашего XXI века. В этот период произошел определенный спад, и людей в храм стало ходить меньше. Но каждый приходящий в храм стал относиться к своему посещению храма, к своей духовной жизни более осознанно, ответственно. А вот в последнее время, уже в наши дни, я не замечаю спада – наоборот, постепенно идет прирост прихожан в городах, да и в селах тоже. И это несмотря на то, что села сами по себе вымирают.

Вообще хотелось бы отметить, что в последние 15-20 лет храмы в основном посещают представители, скажем так, гуманитарной интеллигенции. В городах, конечно, образованных людей гораздо больше. В селах это учителя и, может быть, люди, переехавшие из городов в деревню. Сейчас это распространенное явление – таких людей немного, но они есть почти на каждом приходе.

Я знаю, что нередко люди приезжают в село, чтобы просто пообщаться со священником. Вроде бы в городе есть рядом храм, но не всегда есть такое общение.

У нас в благочинии, например, есть один священник – к его храму даже нет асфальтовой дороги. Но люди приезжают к нему несколько раз в год и из областного центра, и из Москвы – пообщаться, спросить совета. Таких людей, думающих, ответственно относящихся к своей жизни, в том числе и духовной – становится больше.

А вот молодежь очень медленно приходит в храм. Это вообще беда – то, что в наших храмах мы почти практически ничего не можем дать молодежи. Редкий священник умеет работать с молодыми людьми – для этого нужно обладать особым талантом.

Сейчас на Страстной неделе прихожане не просто стали чаще ходить на службу, а даже просят служить ежедневно. Несколько лет назад люди говорили: «Мы так устанем на Пасху, давайте начнем службы с Великой Среды, а в понедельник-вторник отдохнем». А вот сейчас люди относятся ко всем службам трепетно и не хотят лишать себя возможности присутствовать на этих богослужениях. Таких людей, конечно, немного, но это как раз та самая «соль земли». Идет очень медленный процесс «собирания камней». В свое время их легко разбросали, а теперь медленно-медленно, по крупицам, мы их начали собирать.

Меньше стало тех самых, простите, зевак, которые приходили к началу службы для развлечения. Раньше, я помню, молодежь приходила на ночную пасхальную службу сразу после дискотеки. Может, какое-то зерно в их души заронилось, но все-таки, как я понял, им это ежегодное развлечение надоело, и они стали приходить реже.

А вот людей, которые остаются до конца службы, которые готовятся к Причастию в этот день, – становится больше. Среди них есть и молодежь, и те, кто, может быть, не каждое воскресенье приходит в храм, но бывает на службах, не очень часто, но причащается. К Пасхе они готовятся серьезно – постятся, исповедуются. И вот эта подготовка делает для них Пасху значимым событием в их жизни, а не просто развлечением на какой-то короткий срок.

«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

Фото: spbda.ru

Раньше бывало, кого-нибудь поприветствую «Христос воскресе!» на Светлой неделе, а мне говорят: «Так Пасха уже прошла». Но это только раньше мне люди так отвечали. Сейчас люди знают, что Пасха идет 40 дней. То есть теперь для них Пасха – это не какое-то кратковременное явление, а часть их жизни.

Прихожан не становится меньше

Священник из маленького города

Людей, приходящих на пасхальное богослужение, точно меньше не стало. Другое дело, что повысилось сознательное отношение людей к происходящему. Раньше мы заканчивали богослужение уже в полупустом храме, а сейчас до конца службы остается примерно три четверти людей, которые шли крестным ходом.

Когда священник старается по-миссионерски, во время проведения треб, крещения объясняет людям практически каждый шаг, проводит беседы, проповеди говорит понятные и сам себя ведет достойно, то постепенно образуется круг прихожан, который не становится меньше.

Наш город – небольшой, старинный, несколько храмов, два монастыря, и люди как-то уже разбились по приходам, общее число прихожан не изменяется.

На Страстной люди тоже стараются приходить. Но если раньше мы служили на Страстной всю неделю, то теперь видим – людям тяжело ходить всю неделю на службы, да еще прибирать в храме, а к Пасхе его подготовить нужно в любом случае. Люди много работают, устают. Поэтому в понедельник и вторник мы не служим, и кто может – помогает убраться.

Со Страстного Четверга храм полон. Обычные всенощные службы по субботам, кроме больших праздничных дней, начинаются в 4 вечера, а в дни Страстной мы передвигаем их на 5 вечера, чтобы работающие успели. И благодаря такому переносу времени людей на богослужениях больше.

Все исповедуются до Страстной

Священник из храма в Москве

Последние лет десять-пятнадцать практически ничего не меняется во время Великого поста, на Пасху. Количество людей примерно одинаковое. Храм наполнен до отказа, больше не наполнишь, он не сможет принять еще больше людей. С другой стороны, и уменьшения тоже не происходит.

Что касается «захожан», которые приходят на Крестный ход, порой даже навеселе, так их за все 25 лет, что я здесь служу, было немного – несколько человек. Несколько человек и потом уходит, не оставаясь на все богослужение. Большинство людей, пришедших ночью на службу, остаются до конца, причащаются.

У нас очень сознательный приход. Люди идут не за каким-то харизматичным священником, как это порой бывает в Москве, а именно – в храм. Наш приход именно так воспитан еще с девяностых – на сознательное регулярное участие в таинствах. И на Страстной у нас люди причащаются на всех службах, при этом исповедуются до Страстной. Мы просим наших постоянных прихожан исповедоваться до Входа Господня в Иерусалим, а дальше уже – только если какие-то особые случаи. Но довольно много тех, кто не ходит постоянно. Так что если у нас в обычное воскресенье 250–300 причастников, то на Пасху их обычно больше.

Люди становятся все более просвещенными

Писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров

«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

Протоиерей Артемий Владимиров

Безусловно, люди становятся все более просвещенными и духовно образованными. Об этом можно судить по тому, что едва ли не каждый второй посетитель храма в начале Великого поста стоит с книжечкой Великого Канона преподобного Андрея Критского, на Страстной седмице кто-то держит прямо на службе в руках Постную Триодь, то есть следит за всем, что читают и поют на богослужении…

Сегодня уже выросли дети, которые родились в освященных, венчанных супружествах, и сформировалось новое поколение христиан. Если зайти куда-нибудь в приход Святителя Николы в Кузнецах (это храм при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете), то можно увидеть сонмы молодежи, со всех концов России приехавшей в столичный вуз. Конечно, в этом отношении храмы Москвы и Петербурга держат пальму первенства.

Великий пост не зря именуется «весной покаяния». Два раза в месяц совершая миссионерские, педагогические или просветительские пастырские поездки, я вижу огромное число людей, алчущих и жаждущих живого слова, – на встречах, богослужениях, книжных форумах. Волгоград и Владивосток, Омск и Томск, Минск и Пинск…

Церковь своим теплом и светом привлекает все больше душ в свои материнские объятия, несмотря на «господствующее в мире растление похотью».

Каждый из нас должен быть «солнышком», «светилом», по выражению святого апостола Павла, призван собирать в своем сердце искорки Божией благодати в таинствах Церкви, щедро делясь ими с окружающими.

«Пасха стала частью жизни людей». Как проживают Страстную неделю жители нашей страны

Фото: pccs.ru / Анна Мартынова

В чем нравственное совершенство православного христианина?

В том, чтобы «плакать невидимыми миру слезами» о страждущем человечестве, как завещал нам Николай Васильевич Гоголь.

Совершенство – и в том, чтобы «радоваться с радующимися», умножая вокруг себя чистоту и красоту, порядок и любовь…

Желаю всем читателям, пройдя вместе со Христом Спасителем через горнило Крестной Пасхи, войти в присносущный свет Христова Воскресения.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Поклонская попросила Бастрыкина разобраться с автором карикатуры на нее и Николая II: "Лезет грязными руками к святым" Россия попала в число 85 стран, где нарушаются права неверующих Митрополит Вениамин заподозрил приморских священников в тайном посещении Китая и требует копии загранпаспортов под угрозой наказания У ФАС возникли вопросы к передаче Сампсониевского собора РПЦ Патриарх Кирилл пожаловался в ООН и Папе Римскому на "религиозные преследования" на Украине

Православная лента