Как проживают Страстную неделю жители нашей страны – в городах и селах, в храмах столицы и на маленьких сельских приходах? Пустуют ли храмы в эти дни, или с каждым годом все больше людей приходят на богослужения? Понимают ли люди смысл происходящего на Страстной неделе, больше или меньше стало молодежи в храмах – о тенденциях жизни нашей Церкви в самый важный и напряженный период в церковном году – на Страстной седмице – рассказывают «Правмиру» священники из разных уголков России.
Священник из небольшого города
За прошедшие пять лет я не видел ни одного пьяного в храме и ни одного случайного человека. Да, людей в храме на пасхальной службе стало меньше, зато все, кто приходит, понимают, что они тут делают. В нашем приходе практически все причащаются на ночной службе.
Стало больше ходить детей на ночные службы. Появился запрос на вторую литургию, на утреннюю, чтобы и с утра могли причаститься пожилые, болящие и младенцы.
На Страстной неделе, понятно, все работают. Но есть тенденция, что некоторые берут себе отпуска и отгулы, чтобы попасть на особенно значимые богослужения.
А интерес тех, кто понимает все поверхностно, больше хочет поглазеть, сместился с пасхальной службы на утро Великой Субботы, точнее – на освящение куличей и пасх. Правда, и таких стало меньше.
Фото: tatmitropolia.ru
Но то, что они приходят на освящение, тоже неплохо. Речь даже не о материальной поддержке храма со стороны тех, кого принято чуть высокомерно называть «захожанами», хотя она ощущается однозначно в этот день, но, главное, о том, что хоть таким образом люди приобщаются к празднику.
Люди, действительно, подходят с вопросами именно в эти дни. И многие из них становятся прихожанами.
Хотя – кто знает. Храмов сейчас открывается много – за 20 лет в нашем районе вместо 19 стало 100, и, может быть, люди просто находят «свой» храм?
То, что храмов стало больше, конечно, сказывается на материальной стороне – денег, которые жертвуются на содержание храма через приобретение свечей и так далее, стало значительно меньше. Ведь людей, посещающих храмы или приходящих только, скажем, в Великую Cубботу, в городе больше не стало, они просто рассредоточились по всем храмам.
От того, что открывается много храмов, появляется еще одна проблема – нехватка духовенства. Когда за каждым священником закрепляется по два-три храма, он не может нормально окормлять всех прихожан чисто физически. Он как общался со 150 прихожанами, так и будет, а не в каждом храме сможет по 150 человек охватить.
Возможно, сегодня Церковь стала менее интересна людям со стороны, ушла новизна, а дальше идти не захотелось. Наверное, здесь виновата и сама Церковь – красивые заявления разбиваются о поступки тех людей, что находятся внутри. Понятно, что в Церкви – такие же люди. Но чтобы приходящие к нам не разочаровались, не посчитали себя обманутыми, задача священника – быть открытым.
Секретарь епархиального совета, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии Ивановской митрополии протоиерей Андрей Ефанов
Протоиерей Андрей Ефанов
В 80-е годы в храм, конечно, на Пасху людей приходило много. А вот на Страстной в храм ходили в основном только те люди, которые посещали церковь постоянно – как правило, это знакомый круг воцерковленных прихожан. Страстная неделя в основном проходила мимо нецерковных людей.
В 90-е годы люди «увлеклись» православием – стали интересоваться, чаще ходить в храмы. Но многие отнеслись к этому поверхностно, отошли от Церкви и остались только те, для кого православие стало частью жизни, а не просто увлечением.
Следующее поколение прихожан – это первое десятилетие нашего XXI века. В этот период произошел определенный спад, и людей в храм стало ходить меньше. Но каждый приходящий в храм стал относиться к своему посещению храма, к своей духовной жизни более осознанно, ответственно. А вот в последнее время, уже в наши дни, я не замечаю спада – наоборот, постепенно идет прирост прихожан в городах, да и в селах тоже. И это несмотря на то, что села сами по себе вымирают.
Вообще хотелось бы отметить, что в последние 15-20 лет храмы в основном посещают представители, скажем так, гуманитарной интеллигенции. В городах, конечно, образованных людей гораздо больше. В селах это учителя и, может быть, люди, переехавшие из городов в деревню. Сейчас это распространенное явление – таких людей немного, но они есть почти на каждом приходе.
Я знаю, что нередко люди приезжают в село, чтобы просто пообщаться со священником. Вроде бы в городе есть рядом храм, но не всегда есть такое общение.
У нас в благочинии, например, есть один священник – к его храму даже нет асфальтовой дороги. Но люди приезжают к нему несколько раз в год и из областного центра, и из Москвы – пообщаться, спросить совета. Таких людей, думающих, ответственно относящихся к своей жизни, в том числе и духовной – становится больше.
А вот молодежь очень медленно приходит в храм. Это вообще беда – то, что в наших храмах мы почти практически ничего не можем дать молодежи. Редкий священник умеет работать с молодыми людьми – для этого нужно обладать особым талантом.
Сейчас на Страстной неделе прихожане не просто стали чаще ходить на службу, а даже просят служить ежедневно. Несколько лет назад люди говорили: «Мы так устанем на Пасху, давайте начнем службы с Великой Среды, а в понедельник-вторник отдохнем». А вот сейчас люди относятся ко всем службам трепетно и не хотят лишать себя возможности присутствовать на этих богослужениях. Таких людей, конечно, немного, но это как раз та самая «соль земли». Идет очень медленный процесс «собирания камней». В свое время их легко разбросали, а теперь медленно-медленно, по крупицам, мы их начали собирать.
Меньше стало тех самых, простите, зевак, которые приходили к началу службы для развлечения. Раньше, я помню, молодежь приходила на ночную пасхальную службу сразу после дискотеки. Может, какое-то зерно в их души заронилось, но все-таки, как я понял, им это ежегодное развлечение надоело, и они стали приходить реже.
А вот людей, которые остаются до конца службы, которые готовятся к Причастию в этот день, – становится больше. Среди них есть и молодежь, и те, кто, может быть, не каждое воскресенье приходит в храм, но бывает на службах, не очень часто, но причащается. К Пасхе они готовятся серьезно – постятся, исповедуются. И вот эта подготовка делает для них Пасху значимым событием в их жизни, а не просто развлечением на какой-то короткий срок.
Фото: spbda.ru
Раньше бывало, кого-нибудь поприветствую «Христос воскресе!» на Светлой неделе, а мне говорят: «Так Пасха уже прошла». Но это только раньше мне люди так отвечали. Сейчас люди знают, что Пасха идет 40 дней. То есть теперь для них Пасха – это не какое-то кратковременное явление, а часть их жизни.
Священник из маленького города
Людей, приходящих на пасхальное богослужение, точно меньше не стало. Другое дело, что повысилось сознательное отношение людей к происходящему. Раньше мы заканчивали богослужение уже в полупустом храме, а сейчас до конца службы остается примерно три четверти людей, которые шли крестным ходом.
Когда священник старается по-миссионерски, во время проведения треб, крещения объясняет людям практически каждый шаг, проводит беседы, проповеди говорит понятные и сам себя ведет достойно, то постепенно образуется круг прихожан, который не становится меньше.
Наш город – небольшой, старинный, несколько храмов, два монастыря, и люди как-то уже разбились по приходам, общее число прихожан не изменяется.
На Страстной люди тоже стараются приходить. Но если раньше мы служили на Страстной всю неделю, то теперь видим – людям тяжело ходить всю неделю на службы, да еще прибирать в храме, а к Пасхе его подготовить нужно в любом случае. Люди много работают, устают. Поэтому в понедельник и вторник мы не служим, и кто может – помогает убраться.
Со Страстного Четверга храм полон. Обычные всенощные службы по субботам, кроме больших праздничных дней, начинаются в 4 вечера, а в дни Страстной мы передвигаем их на 5 вечера, чтобы работающие успели. И благодаря такому переносу времени людей на богослужениях больше.
Священник из храма в Москве
Последние лет десять-пятнадцать практически ничего не меняется во время Великого поста, на Пасху. Количество людей примерно одинаковое. Храм наполнен до отказа, больше не наполнишь, он не сможет принять еще больше людей. С другой стороны, и уменьшения тоже не происходит.
Что касается «захожан», которые приходят на Крестный ход, порой даже навеселе, так их за все 25 лет, что я здесь служу, было немного – несколько человек. Несколько человек и потом уходит, не оставаясь на все богослужение. Большинство людей, пришедших ночью на службу, остаются до конца, причащаются.
У нас очень сознательный приход. Люди идут не за каким-то харизматичным священником, как это порой бывает в Москве, а именно – в храм. Наш приход именно так воспитан еще с девяностых – на сознательное регулярное участие в таинствах. И на Страстной у нас люди причащаются на всех службах, при этом исповедуются до Страстной. Мы просим наших постоянных прихожан исповедоваться до Входа Господня в Иерусалим, а дальше уже – только если какие-то особые случаи. Но довольно много тех, кто не ходит постоянно. Так что если у нас в обычное воскресенье 250–300 причастников, то на Пасху их обычно больше.
Писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров
Протоиерей Артемий Владимиров
Безусловно, люди становятся все более просвещенными и духовно образованными. Об этом можно судить по тому, что едва ли не каждый второй посетитель храма в начале Великого поста стоит с книжечкой Великого Канона преподобного Андрея Критского, на Страстной седмице кто-то держит прямо на службе в руках Постную Триодь, то есть следит за всем, что читают и поют на богослужении…
Сегодня уже выросли дети, которые родились в освященных, венчанных супружествах, и сформировалось новое поколение христиан. Если зайти куда-нибудь в приход Святителя Николы в Кузнецах (это храм при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете), то можно увидеть сонмы молодежи, со всех концов России приехавшей в столичный вуз. Конечно, в этом отношении храмы Москвы и Петербурга держат пальму первенства.
Великий пост не зря именуется «весной покаяния». Два раза в месяц совершая миссионерские, педагогические или просветительские пастырские поездки, я вижу огромное число людей, алчущих и жаждущих живого слова, – на встречах, богослужениях, книжных форумах. Волгоград и Владивосток, Омск и Томск, Минск и Пинск…
Церковь своим теплом и светом привлекает все больше душ в свои материнские объятия, несмотря на «господствующее в мире растление похотью».
Каждый из нас должен быть «солнышком», «светилом», по выражению святого апостола Павла, призван собирать в своем сердце искорки Божией благодати в таинствах Церкви, щедро делясь ими с окружающими.
Фото: pccs.ru / Анна Мартынова
В чем нравственное совершенство православного христианина?
В том, чтобы «плакать невидимыми миру слезами» о страждущем человечестве, как завещал нам Николай Васильевич Гоголь.
Совершенство – и в том, чтобы «радоваться с радующимися», умножая вокруг себя чистоту и красоту, порядок и любовь…
Желаю всем читателям, пройдя вместе со Христом Спасителем через горнило Крестной Пасхи, войти в присносущный свет Христова Воскресения.