Церковь зовет пробудиться и возродиться. А совесть – наш будильник

13.03.2019 15:22 2

Церковь зовет пробудиться и возродиться. А совесть – наш будильник

«Христос понес крест, и был на кресте распят. Нести крест на плечах – внешняя сторона подвига. Это воздержание в пище, бдения и коленопреклонения. Нелегко нести крест. Но еще тяжелее быть на кресте распятым. Внутреннее воздержание подобно распятию на кресте». Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в среду 1-й седмицы Великого поста.

Среда 1-й седмицы

Подвиг внешний и внутренний

В наступившие дни Великого поста Церковь зовет пробудиться и возродиться. Средством она указывает подвиг воздержания. Подвиг становится соучастием в скорбях Христа Спасителя, смирившего Себя «даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2, 8). Христос понес крест, и был на кресте распят. Нести крест на плечах – внешняя сторона подвига. Это воздержание в пище, бдения и коленопреклонения. Нелегко нести крест. Но еще тяжелее быть на кресте распятым. Внутреннее воздержание подобно распятию на кресте. Апостол Павел так и говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24).

Для возрождения необходимо не только внешнее, но внутреннее воздержание.Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост воздержанием в пище, бесчестит его. Не одни уста должны поститься. Пусть постится око и слух, и руки, и ноги. Какая польза от поста, если гневом и ненавистью съедаешь душу брата твоего? Какая польза от поста, если очи твои омрачены завистью и жадностью? Какая польза от поста, если язык твой не престает осуждать и злословить? Какая польза от поста, если ум занят греховными помыслами, а в сердце живет нечистота?»

Блаженный Иероним спрашивает: «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти и красными от гнева?»

Святой Василий Великий пишет: «Кто воздерживается от пищи, а ведет себя плохо, тот подобен диаволу, который, хотя и ничего не ест, не перестает грешить».

Из чего же складывается внутренний подвиг воздержания?

Прежде всего необходимо хранение языка. “Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих” (Пс. 140, 3). Язык отверзает дверь в душу. Через нее входят соблазны. Мы привыкли разговаривать с утра до вечера. О нужном, а еще больше о ненужном. Слова опустошают и выстуживают душу. Так открытая труба выстуживает тепло из печи. Сквозь открытую дверь выносят грабители из дома наше имущество, оставляя нас нищими. «Увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену, и славы удалену!» (из Триоди 4, глас 6).

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить свой язык.

Второе условие – хранение ума от житейских мечтаний. Встанет человек на молитву, устами читает слова, а ум блуждает. Кто о мирской славе думает, кто о стяжании. Кто предается гневным мыслям, а кто – сладострастным. Хранить ум – означает отсекать пустые, злые и нечистые помыслы.

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить ум от житейских мечтаний.

Третье условие: хранить сердце от страстей. Глубоко сердце человека. В нем живут разные чувства – и злые, и добрые. Когда приходит в сердце страстное чувство, греховное волнение, его следует отсечь. Если мы начнем услаждаться нечистым чувством, греховная страсть овладеет сердцем и отвратит наше сердце от Бога. “Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень” (Пс. 136, 9). Нечистые мечтания и страстные помыслы зачинают грех. Греховный помысел следует убить, искоренить, как только он рождается в сердце. Потому святые отцы называют помыслы «младенцами», которых необходимо “разбить о камни”, пока грех, завладев сердцем, не привел его в “окамененное нечувствие”.

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить сердце от нечистых мечтаний.

Четвертое условие: хранение совести. Голос совести должен быть звонким. Совесть – наш будильник. Спит человек. Зазвенел будильник. Если человек не встанет сразу, то уснет еще крепче. К голосу совести нужно чутко прислушиваться. Тогда он предостерегает и учит. Нельзя допускать, чтобы совесть уснула.

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить свою совесть.

Хранение языка, ума, сердца и совести уподобляется распятию плоти со страстями и похотями. Путь к Царству Божию, путь к вечной жизни и вечной славе лежит через Голгофу, на которую Христос принес Свой крест. Каждый должен понести крест воздержания, чтобы “распять плоть со страстьми и похотьми” (Гал. 5, 24). В этом смысл великопостного подвига.

17 февраля 2010 г.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Постпредство Калмыкии в Москве потребовало от ТНТ извиниться перед буддистами Фонд решения социальных проблем общества 200 чиновников из Тверской области свозили на спецпоезде на службу патриарха Кирилла, отменив ради этого электричку Мир виртуальных забав в онлайн казино Джойказино Игровые автоматы от клуба Luxorslots

Православная лента