Уже больше недели он – завсегдатай кабинета директора. Стучится, спрашивает, нужен ли, когда подойти... Богдан ходит с тетрадкой, одна из страниц которой заполнена пометками о встречах и интервью. Расписание школьник сверяет с Александром Сергеевичем, уточняя, пойдет ли на очередную встречу вместе с одноклассниками, педагогом практической медицины Еленой Лысько или самим директором. Тема-центр, Мосгордума, программа Елены Малышевой – список встреч расписан до середины марта. В одночасье 16-летний подросток стал не только спасателем, звездой школы № 1573, но и самым востребованным у журналистов собеседником. «Вы же не замучите Богдана?» – спрашивает меня директор.
Вечером 25 февраля, возвращаясь из Сочи в Москву, Богдан Рудик услышал по громкой связи просьбу экипажа рейса 4-№230 отозваться врача. Он отложил в сторону наушники и вызвался помочь человеку, потерявшему сознание вскоре после взлета. Богдан назвался медбратом и довольно решительно начал оказывать помощь. Освободил ротовую полость от крови и рвотных масс, провел реанимационные действия и убедил экипаж в необходимости экстренной посадки в ближайшем аэропорту. Позже стало ясно – посадка в Воронеже действительно была нужна.
– Страха не было. Я осознал степень серьезности ситуации много позже, когда пассажира забрали на земле. Тогда появился и страх, и понимание всей ответственности, которую я нес за своего пациента. Но в момент, когда попросили помощи, был не страх, было только ощущение своей нужности прямо сейчас, – рассказывает юноша.
Незадолго до поездки в Сочи мама подарила Богдану, впрочем, без всякого намека, значок в виде стетоскопа. Только ленивый фоторепортер не запечатлел парня с этим значком на лацкане пиджака или куртки.
За день до возвращения в Москву, на горнолыжном склоне, при почти нулевой видимости Богдан столкнулся с бригадой МЧС, которая не могла вывести пострадавшего с открытым переломом. Лыжники шли в тумане плотным потоком. Чтобы хоть как-то их остановить, Богдан вывел на портативную колонку, которую возит с собой в рюкзаке, сигнал воющей сирены. Это позволило МЧСовцам оперативно спустить раненого с места падения.
Вряд ли Богдан подозревал, что сутки спустя одноразовый стетоскоп из аптечки самолета и экстренная посадка авиалайнера (ну чем не вой сирены) будут почти у всех ассоциироваться с его поступком и именем.
Первый раз в медицинский класс школы № 1573 на дополнительные субботние занятия Богдан пришел пару лет назад вместе с другом. С собой принес чемоданчик юного химика и с позволения педагога показал пару опытов. А в 2018 году, пройдя двойное собеседование (сначала один, а потом с родителями), поступил в школу.
У руководства школы принципиальное требование: в желании выбрать профиль ребенка должны поддержать родители.
– Важно, когда семья может поверить в силы и возможности, поддержать в выборе, – говорит директор. – Богдан увлекается химией, биологией, медициной. И хотя до конца не определился в своих профессиональных интересах, мы видим, что родители поощряют его любопытство. Это важно для нас.
Сам Богдан с этим согласен:
– Дома у меня есть, конечно, разные средства для оказания первой помощи: носилки, аптечка на пять человек, теперь вот подарят мешок Амбу. Целая коллекция. Но никакой лаборатории с манекенами нет. Все-таки они дорогие и громоздкие, зато есть химическая лаборатория.
Когда Богдану было лет девять, в подарок от Деда Мороза он получил набор юного химика. Сразу поставил пару экспериментов на улице, там же забыл коробку с реактивами. Она промокла под дождем, развалилась. Но через пару лет уже друзья подарили новый набор для опытов.
– Я стал собирать колбочки, баночки, склянки, покупать химические реактивы в специализированных магазинах, пока однажды все это не превратилось в настоящую лабораторию.
Богдан живет в частном секторе за МКАДом, ему есть где развернуться. Отец сконструировал полки и стол, помог оборудовать лабораторию прямо в гараже.
– Не каждый день, конечно, но часто провожу опыты, особенно когда нужно снять видео для нашей группы «ВКонтакте». Я один из админов «Химия – просто».
Александр Иванов – выпускник физтеха из Екатеринбурга, физик-ядерщик и учитель химии в одном лице, в ноябре 2013 года создал канал в YouTube «Химия – просто». Его занимательные образовательные ролики со страшной скоростью стали набирать популярность.
– Я стал ярым фанатом Иванова, а однажды мы познакомились с ним на встрече в Москве.
Познакомились, подружились, решили сотрудничать. Богдан получил доступ к администрированию группы, начал делать видеоролики и выкладывать их время от времени по вечерам:
– Этим я занимаюсь всего год, а вообще эксперименты ставлю уже пять лет.
Не только журналисты, а почти все комментаторы соцсетей, которые узнали о случае на борту самолета, успели пожелать Богдану стать хорошим врачом.
– Медицина всегда была близка мне. Я любил уроки ОБЖ, мечтал стать МЧСовцем, умею оказывать первую помощь. Я и домашних учу этому. Если что-то случается, вызывает панику – разбили градусник, ударило током, поранились, обожглись – всегда объясняю и показываю, как себя вести. В теме оказания первой помощи разбираюсь немножко больше родителей. Они понимают: случись что, я тут же приду на помощь. Но выбрал я медицинское направление, наверное, потому, что у меня нет способностей к математике и физике (их глубоко изучают в инженерном классе школы).
При поступлении сдал вступительные экзамены по биологии и химии… Когда-то давно я действительно с собой носил аптечку, но когда стареешь, таскать все это становится тяжело. Сейчас уже ничего не ношу. Максимум в пенале пара пластырей найдется, даже жгут не беру, потому что знаю: для остановки кровотечения всегда можно воспользоваться подручными средствами – одеждой, ремнем.
Каждый день журналисты обрывают телефон Богдана, родителей, директора, учителей. Он послушно отвечает всем, потому что «понимает, какая неблагодарная работа у журналистов». И даже слава его не пугает, хотя уже заставила устать.
– Отвечаю всем, потому что для меня важно, чтобы люди знали правду.
– Да он просто неравнодушный, – говорит учитель Елена Лысько, которая присутствует при беседе. – Однажды зашел в медкабинет, а там девочка плакала. Мог же взять и уйти, но нет, остался, утешал, успокаивал. Уверена, слава никак не повлияет на него, он не заболеет звездной болезнью…
– Елена Валерьевна, но эта история никак меня не переубедит стать доктором, – настаивает на своем Богдан. – Это все-таки мое решение – быть химиком. Честно говоря, мне все равно, что люди считают: «Раз оказал первую помощь, значит, будешь врачом». Может, я сварщиком стану?!
Да даже дворник должен уметь оказывать первую помощь. Это должен знать каждый. Я уверен. Абсолютно.
У Искандера жесткие черные волосы и бледное лицо. Он одет в синий жилет и подавился поролоновым шариком. Гриш (мальчиков примерно 10 лет) сразу трое, как и Искандеров, а спасенная Анна – одна. Часть роботов-тренажеров помечена детьми. Одному из Искандеров накрасили губы, потому что на этом экземпляре легче отрабатывается прием Геймлиха.
Скелет в натуральную величину в белом халате, чемодан с силиконовыми образцами ран, рука со всеми степенями ожогов и обморожений, кардиограф, мешок Амбу, микроскопы, стетоскопы, тонометры, цифровая лаборатория… В медицинский класс школа вложилась серьезно. По субботам на ознакомительные занятия приходят дети и из других школ.
25 декабря 2018 года в классе прошел урок по сердечно-легочной реанимации, в начале января, сразу после каникул, педагог рассказывала об освобождении верхних дыхательных путей от инородного тела. Судя по всему, Богдан эти уроки не пропустил.
– Все спрашивают меня, как не растеряться, – говорит Елена Лысько, в школе, помимо курса первой помощи, она ведет уроки ЗОЖ и биологии. – На самом деле даже решиться сложно. По результатам одного опроса оказалось, что 67% медиков побоялись бы оказать первую помощь в экстренной ситуации. Меня насторожило, когда Богдан рассказал, что ему было не страшно. Он раскрыл чемоданчик первой помощи, в нем не было медикаментов, кроме перевязочных материалов. Узнав это, честно говоря, я даже обрадовалась. Только представьте: решительный, юный, он был уверен, что пострадавшему поможет глюкоза и нитроглицерин… а если нет?
На уроках я рассказываю детям о стандартах работы с пострадавшими, о хронических заболеваниях, которые можно выявить лишь с помощью приборов, и об уголовной ответственности. Я учу их не ставить диагнозы, а пытаться определять: есть дыхание или нет, есть сознание или нет, нарушено ли кровообращение. В рамках школьной программы мы обучаем даже хирургические стежки делать, потому что важно учить детей не бояться и адекватно реагировать, знать правила асептики и антисептики, но еще важнее научить не навредить!
Рассказывая об основах законодательства и об ответственности, я всегда добавляю – только вам решать, оказывать помощь или нет, ведь вы несовершеннолетние. Но может так случиться, что рядом с близкими в экстренной ситуации будете только вы, никого кроме вас.
Когда Елена Валерьевна встретилась с Богданом в школе после его возвращения из Сочи, она сказала: «Рада, что это был положительный опыт!»
– Что было бы в случае неудачи, если бы да кабы – не тема для обсуждения поступка смелого, уверенного парня, – упрекает меня директор школы Александр Антипов. – Журналисты спрашивали ребят, как те относятся к поступку Богдана, смогли бы они так сами? Меня порадовал ответ: «Если у Богдана получилось, и у нас получится». Представьте, если все медицинское сообщество, все врачи были бы скованы по рукам и ногам своими страхами, кто стал бы оказывать помощь в экстренной ситуации? Если все в нашей жизни разбирать так рационалистически и потребительски, тогда никогда и никто не пойдет спасать. Для меня важнее – готов ли человек пожертвовать собой ради спасения другого? Готов ли соотнести свой опыт и знания? Готов ли не растеряться, принять решение, оказать помощь, если времени нет? Именно этому нужно учить, это воспитывать.
Директор уверен: тот факт, что информацию о поступке Богдана он сначала проверил, а потом разместил на собственной странице в фейсбуке, не только поддержал семью мальчика, но и стал тем самым воспитательным моментом.
– Хороший, светлый поступок, который несет надежду, что ребята, выбирающие медицинский профиль в нашей школе, действительно понимают степень своей ответственности, знают, чем чревато бездействие, помнят заповедь «не навреди», которая висит у них в классе, – только в таком ключе готов размышлять об истории с Богданом директор. – Мы воспитываем детей своими словами, поступками, реакцией, отношением. Это и формирует личность.
Вплоть до 2013 года школа № 1573 была гуманитарной гимназией. После изменения стратегии образования в столице (дети должны иметь возможность получить специализированное образование в рамках своего района – прим. ред.) гимназия стала многопрофильным учебным заведением. В ней открылись три профильных класса: медицинский, инженерный, кадетский.
Школа сотрудничает со стоматологической клиникой и диагностическим центром, медицинским колледжем, куда дети ходят на практику. Главным партнером является Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Практика, экскурсии, тестирование, дополнительные баллы к ЕГЭ и шанс поступить в один из лучших медвузов страны.
– Никто не говорит, что выпускники нашего медицинского класса – это гарантированно будущие врачи. Мы живем во времена, когда знания конвергентны. Знания на стыке наук – химии, биологии, физики и информатики – актуальны как никогда, – говорит директор и тут же рассказывает про золотого медалиста школы Ивана Гончара, который работает в Силиконовой долине.
Как глава ассоциации выпускников однажды Гончар приехал на встречу со школьниками. Показал искусственный глаз со словами: «Его надо как-то вживлять. Для этого требуются знания в биологии и химии. Все научные разработки сейчас касаются человека. Искусственную руку тоже нужно как-то заставить слушаться – для этого нужно знать информатику и IT-технологии. Таблетки молодости тоже кто-то должен изобретать – а это уже фармакология. Так что давайте, дерзайте».
Кажется, медицинский класс школы и так имеет максимум, чтобы дети получили качественное профильное образование и как минимум увлеклись медициной. Награда Богдану и его классу от руководства департамента здравоохранения в виде посещения станции скорой помощи и симуляционного центра Боткинской больницы на этом фоне кажется чем-то обыденным.
– Такие экскурсии у вас в порядке вещей, так ведь? – спрашиваю директора.
– Мы многое можем показать детям, но только не профессиональное оборудование, на котором учатся будущие врачи. Симуляционный центр – это высокие технологии и аппаратура, какой точно нет в нашей школе. Благодаря поступку Богдана дети попадут в этот центр. Я считаю, это больше, чем просто здорово.