Беседа игумена афонского монастыря Григориат старца Георгия (Капсаниса) во время трапезы после воскресной литургии в день Прощеного воскресенья 24 февраля 1992 года.
Архимандрит Георгий (Капсанис)
Благодарим Господа, который удостоил нас и сегодня отпраздновать Прощеное воскресенье и который скоро удостоит нас быть прощенными и прощенными вступить в благословенный и святой период Великого поста.
Это традиция нашей Церкви и нашего православного народа – сегодня вечером в городах и в деревнях, где раньше было благочестие и где оно еще в небольшом количестве осталось, идти на вечерню с чином прощения, чтобы послушать прекрасные песнопения, которые подталкивают душу человека к духовной борьбе, а также чтобы быть прощенными священником и своими ближними. А потом идти к себе домой, разделять общую трапезу, между родственниками и друзьями, и радоваться. И все прощенные друг другом христиане начинают Святую и Великую Четыредесятницу. На Афоне, слава Богу, сохраняется греческая православная традиция…
Мы знаем, что самой главной целью нашей жизни является единство с Богом. Все остальное является вторичным и земным. Например, научиться какому-то искусству или науке, построить дом, создать семью. Это тоже важно, но это не конечная цель нашей жизни. Человек может преуспеть в этом мире, но потерпеть неудачу в другом.
Наша Церковь – это не только та, кто учит нас этой великой цели, но также та, кто помогает нам ее реализовать. И да, один из видов помощи, который Церковь дает нам для ее реализации – Великий пост. Это период, когда прекрасные службы, прекрасные песнопения, которые поет наша Церковь, прекрасные чтения, прекрасные традиции устава напоминают нам о том, что наше предназначение – соединиться с Богом. Без борьбы человек не может соединиться с Богом. Я хочу подчеркнуть, что единство с Богом – это в то же время единство с нашими братьями.
Мы не можем соединиться с Богом, если мы не в единстве с нашими собратьями. Все, что отделяет нас от наших собратьев, отделяет нас от Бога. Вот почему очень важно постоянно духовно быть одним целым с нашими ближними.
Чтобы устранить любое препятствие, которое отдаляет нас от наших ближних, мы, христиане, имеем прощение. Прощением мы восстанавливаем любовь, единство, мир. Очень легко между нами создается холод и антипатия. Но прощение, которое мы будем просить и давать друг другу, немедленно исправляет зло, сокращает расстояние, сближает одного с другим.
Сначала мы должны попросить прощения у Господа и Бога и нашего Создателя и Судьи, который ведает всю нашу жизнь, видимую и невидимую. После – у Богородицы, которая является нашей Матерью и Матерью всех христиан и всего мира, а также Защитницей и Попечительницей Святой горы Афон, где мы, недостойные, сподобились поселиться. Мы несем особую ответственность перед Богоматерью, потому что именно Она пригласила сюда, удерживает здесь и ждет многих из нас.
Затем мы просим прощения у наших святых, которые являются нашими старшими братьями и которые следят, помогают, сострадают нам и ожидают, что мы проявим усердие в нашей духовной борьбе.
Мы также просим прощения друг у друга, и особенно у каждого брата, которого мы из-за нашей слабости, нашего эгоизма и наших страстей оскорбили словом, с которым испортили отношения или на которого держали обиду внутри нас, может и маленькую, но обиду – препятствие для нашего полного и идеального общения с братом.
Дай Бог каждому из нас помощи в продвижении этого душевного единства, не иметь внешнего и условного единства, но иметь единство сердечное, а также любовь и принятие друг друга.
Ведите вашу духовную борьбу на протяжении всей вашей земной жизни и каждый день прогрессируйте, больше соединяясь между собой и с Богом! И это принесет вам много радости и много благословения. Потому что настоящая радость исходит от любви. И там, где царит любовь, там настоящее счастье.
С этими скромными мыслями я хочу пожелать вам всю Святую и Великую Четыредесятницу провести в здоровье, с молитвой, с памятью о Боге и сподобиться обновленными встретить со святой радостью славное и светлое Воскресение Господа нашего, которое также является «прелюдией» вечного наслаждения Царства Вечного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Источник