Как достойно провести Святки, что общего между христианами, астрологами и цыганками и как превратить святочные вечера в вечери любви. О русских святочных традициях – добрых и подлинных и, наоборот, весьма сомнительных, – рассказывает писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.
Протоиерей Артемий Владимиров
Люди, которые действительно связали свою жизнь с Матерью-Церковью и о Православии знают не понаслышке, всегда готовятся к главным церковным празднествам, будь то Рождество, Пасха или Троица.
Мы помним, что радостные дни явления в мир Спасителя и Его тридневного воскресения предваряются постами. Знаем и о том, что первый день праздника последуется сплошной седмицей, когда Церковь отменяет воздержание от скоромной пищи в среду и пятницу.
Праздничная неделя после Пасхи именуется «Светлой», время от Рождества Христова до Крещения Господня – «Святками».
Для чего нам нужны «Святки»?
Церковь приглашает своих чад погрузиться в светлую атмосферу Рождества, желает, чтобы они довели до ума и сердца самую суть «великой тайны благочестия», как называет апостол Павел событие Вифлеемской ночи.
Каждый раз, когда на Святках мы переступаем порог храма, до наших ушей доносится пение рождественского тропаря.
Заглядывая в вертеп из елового лапника и созерцая на иконе изображение Богомладенца в воловьих яслях, мы приходим к осознанию, что Господь само сердце человека хочет соделать местом Своего обитания…
Святки, кратко сказать, это такое праздничное время, когда малые ребятки играют в прятки, а возрастные христиане помышляют о единении с Господом Иисусом Христом, новорожденным Спасителем, в Божественной Евхаристии. С благоговением, покаянием и любовью приступая к Святой Чаше, мы вкушаем самые Пречистую Плоть и Кровь Создателя в освящение души и тела.
Как тут не вспомнить притчу о десяти девах, которые со светильниками вышли встречать своего Жениха. Он затворяется с «разумными» из них в светлом брачном чертоге. Это единение со Христом Богомладенцем в глубинах человеческого сердца и является тем идеалом, той высотой, на которую возносит нас праздник Рождества.
Святки – особое время. Пост в среду и пятницу отменяется, ибо девы чертога брачного «не могут поститься, когда с ними Жених»…
И мы, выходя из храма, призваны светить миру радостной улыбкой и добрым словом. Истинно церковных людей всегда отличает гостеприимство, радушие, умение «на мажоре» общаться с ближними, которым они служат с легким сердцем, бескорыстно, с внутренней благодарностью Господу. Пусть вся наша жизнь будет даром, положенным к стопам новорожденного Христа…
Безусловно, как и в случае со Светлой седмицей, Святки – это время общения с близкими по духу людьми, тем паче что теперь у нас Рождество – государственный праздник. «Выходные дни» сами по себе располагают друзей видеть друг друга, не правда ли?
Коль скоро снимаются все ограничения в посте, то по закону русского гостеприимства и хлебосольства нужно щедро делиться с соседями тем, что у нас припасено для праздника. Но мы собираемся вместе «не для хлеба куса, а ради Иисуса», поэтому общение, дневное или вечернее, должно, на мой взгляд, напоминать собою древнехристианские агапы, или вечери любви.
На христианских трапезах необходимо давать место благодарственной молитве и пению, рождественским песнопениям и духовным стихам, колядкам.
К сожалению, эта культура почти утрачена современными «юзерами-лузерами-пользователями». Ничто, однако, не препятствует и в наше время устраивать подобные вечера в православных семьях, где народились милые детишки, с нетерпением ожидающие рождественскую елку и заблаговременно приготовившие подарки для своих друзей.
Мне хорошо известно, что сегодня православные родители стараются возрождать детский мир, описанный Иваном Шмелевым в его книге «Лето Господне».
А в ней автор, между прочим, пишет и про Святки… О, сколь богатым, насыщенным, интересным было содержание этих дней! Какой удивительный мир вкусностей, затейливой красоты домашнего интерьера, рождественских игр, загадок и шарад окрашивал детство русских детей в золотые тона!
В заключение позвольте мне поразмыслить и об известных всякому мало-мальски начитанному человеку поэтических строках Василия Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»… Не забудем и пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин», где так выразительно запечатлены черты дворянского быта, в котором зачастую подлинная религиозность смешивалась с народными суевериями.
Просвещенному читателю «Правмира», думаю, нет нужды объяснять, что в XXI столетии карты таро, гадание на воске и кофейной гуще, с помощью маятника – суть жалкие пережитки постиндустриального общества. Мы, христиане, не имеем ничего общего ни с астрологами, ни с антропософами, ни с вокзальными цыганками, поэтому я могу говорить о подобной дребедени лишь с грустной улыбкой, произнося этакое пренебрежительное аристократическое «фи»!
Мыслящих право людей куда более должно привлекать семейное чтение, а сегодня, слава Тебе, Господи, немало чудесных авторов (помимо упомянутого мною Ивана Шмелева) могут быть незримыми участниками наших посиделок у камелька. Это и классическая русская литература, и не столь известная широкому читателю литература XX столетия – Никифоров-Волгин, Ширяев, Зайцев, Шергин и другие.
Плоды же доброго святочного общения нам уже известны – ясность ума, мирное сердце, радость о Господе…
Я вот на Святках уже успел и с детьми побегать наперегонки по заснеженным аллеям, и в сугробах поваляться, и в снежки поиграть – чтобы потом, уютно расположившись у пылающего камина, экспромтом рассказать и взрослым, и детям сказку, не лишенную известной доли романтизма.
Одним словом, мы с вами – за все хорошее на Святках, что только ни пронизано светом подлинной христианской культуры.
Что же касается мастей треф, пики или черви, – it is not our style…
Подготовила Ольга Лунина