Мы задаем Богу вопросы не о Боге, а о самих себе

25.11.2018 9:55 2

Мы задаем Богу вопросы не о Боге, а о самих себе

«Измельчали вопросы к Спасителю за минувшие две тысячи лет. Мы, приходя в храм, не спрашиваем, что нам сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. Мы спрашиваем: а как мне поступить с таким-то? А как мне наладить семейные отношения? Как мне воспитать детей? Нужно ли мне делать операцию? Стоит ли мне эмигрировать? А может быть, другая работа окажется лучше? Мы всякий раз задаем Богу вопросы не о Боге, а о самих себе. Мы играем с Богом в лотерею, желая угадать 5 из 36 или 6 из 45». Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 26-ю по Пятидесятнице.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе чтó написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Лк. 10: 25—37

Мы задаем Богу вопросы не о Боге, а о самих себе

Протоиерей Александр Абрамов

Как со времен Спасителя сильно и не в лучшую сторону поменялась религиозная жизнь человечества, жизнь верующих людей! Мы слышим сегодняшнее евангельское чтение, и ведь ничто нас в нем не царапает. Происходящее нам кажется естественным: некий человек приходит, Спасителя спрашивает. Тот ему отвечает: соблюдай заповеди, и приводит пример, как три человека повстречались попавшему в беду. И только один о нем позаботился. И нам все ясно. Когда о нас заботятся, нам всегда ясно.

Но я хочу обратить ваше внимание не на саму эту притчу, а на ее начало. Человек некий приходит к Иисусу и спрашивает: «Что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?»

Измельчали вопросы к Спасителю за минувшие две тысячи лет. Мы, приходя в храм, не спрашиваем, что нам сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. Мы спрашиваем: а как мне поступить с таким-то? А как мне наладить семейные отношения? Как мне воспитать детей? Нужно ли мне делать операцию? Стоит ли мне эмигрировать? А может быть, другая работа окажется лучше?

Мы всякий раз задаем Богу вопросы не о Боге, а о самих себе. Мы играем с Богом в лотерею, желая угадать 5 из 36 или 6 из 45.

За пятнадцать лет своего священства я на пальцах одной руки могу пересчитать случаи, когда приходивший человек говорил: а чем бы мне послужить Богу? Чем я Ему могу сгодиться? Что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?

Закоксованность в самих себе приводит к тому, что мы утрачиваем способность видеть и слышать Христа, когда Он нас посещает. И наше чтение Священного Писания — чтение по касательной. Мы утомляемся, раздражаемся и, не получая отклика, убегаем. И бег этот еще более нелеп, чем невдохновенный приход.

Как выйти из этого нездорового круга? Нужно выбрать как-нибудь один день, или несколько дней, или неделю, и отложить, вообще отложить всяческие размышления о тех или иных собственных проблемах. И мы убедимся, что эти проблемы как ненастоящее молоко: оно открытое стоит в холодильнике полгода, и ничего с ним не случается, оно не киснет. Эти проблемы ни во что не претворятся, потому что они ничего не значат.

Каждый из нас бывал, наверное, в юности в такой ситуации: поссоришься с кем-нибудь и думаешь, что это на всю жизнь. Потерял друга. А потом все возвращается на круги своя, все помирились, и ссора уже не вспоминается. Зачем были эти сильные переживания? Зачем столько времени было тратить на обдумывание этого пустого конфликта? Нет его. Все ушло, упразднилось.

Надо сказать себе: нет у меня сегодня проблем. И все будет противиться: как нет? Как нет? Мне надо зарабатывать. Не просто зарабатывать, а много зарабатывать. И так далее.

Но если эта гонка продолжится, то негде будет Богу с нами соприкоснуться. Мы Его все равно будем воспринимать как невидимого нам исполнителя наших желаний.

И тогда мы рано или поздно придем к безверию. Потому что мало того, что Он невидимый, но еще и не все желания по списку исполняет.

А в попытке Богу послужить мы переживем счастливейшие минуты в своей жизни. И, вернувшись на повседневное свое делание, убедимся, что часть тех проблем, о которых мы мучительно думали, уйдут сами в результате того, что мы не просто время и деньги уделили Христу, а себя пожертвовали. На сколько можем: на день, на час, на два, но всецело. Иначе не соглашается Христос.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Архиепископия русских приходов в Западной Европе отказалась самоликвидироваться вопреки предписанию Вселенского патриархата Собчак рассказала, что крестилась в детстве «за три жвачки» в присутствии Путина В сообщении об открытии настоящих мощей Николая Чудотворца увидели политический подтекст Вуз РПЦ, обучающий теологии, получил государственную аккредитацию Рособрнадзора Казино Вулкан Чемпион – территория денег

Православная лента