Не так давно британцы оцифровали фонды киноархива Патэ и выложили их в интернет. К 100-летию окончания Первой мировой войны мы выбрали 35 кинохроник, показывающих боевые будни русской армии. Каждый ролик сопровождается аннотацией архива.
Киностудия Патэ (Pathé) некогда была ведущей студией, известной своими первоклассными репортажами и стилем – информативным и при этом удивительно интересным. Сейчас киноархив Патэ состоит из 85 тысяч фильмов и считается самым лучшим документальным киноархивом в мире.
Санкт-Петербург, Россия. Мобилизация русской армии в начале Первой мировой войны (29–31 июля 1914). На среднем плане двое мужчин измеряют рост лошади. Взгляд на площадь: офицеры, солдаты и лошади, проходящие мимо толпы гражданских.
Такой же сюжет, более широким форматом. Солдаты на лошадях едут вниз по улице. Люди идут по улице вниз, кто-то в форме русской армии, кто-то – в гражданской одежде – они выглядят как новые армейские рекруты. Женщины и дети идут рядом. Все люди в хорошем настроении, один человек кривляется перед камерой, ведет себя, как будто он пьян. Широкий кадр – действия военных, вид на часть толпы. Более широкий кадр с площадью, люди держат транспаранты, флаги и портреты царя. Несколько нижних ракурсов – царь Николай II на балконе, к нему присоединяется царица (эти кадры сделаны с очень большого расстояния).
Упряжка из 6 лошадей везет патронную двуколку по заснеженной земле; затем по дороге; они прибывают на место назначения; их встречают несколько солдат, которые быстро начинают разгружать амуницию. Трое солдат работают в команде, выгружая снаряды; для подачи каких-то объектов друг другу используют инструменты; затем один из мужчин уносит куда-то снаряд и возвращается.
Солдаты в тяжелой зимней одежде; меховые шапки; ружья; марш по снегу по направлению к камере. Те же солдаты идут колонной по одному; маршируют по снегу, налево; на заднем плане показаны высокие заснеженные холмы. Эти войсковые подразделения взбираются на заснеженную гору.
Общий план – русская армия на привале; солдаты сидят или полулежат на земле. То же в приближении; солдаты лежат на траве; на заднем плане – ряд деревьев.
Галицийские крестьяне возвращаются домой после продвижения русских войск. По грязной дороге идут беженцы, они приближаются; среди них – женщина, которая несет ребенка; мальчики разного возраста; мужчина с ребенком, и т.д. Люди в удалении; гражданские лица; слева – фургоны с лошадьми. Женщины в длинных юбках и в платках ведут коров; женщина с сумкой через плечо, держит за руку маленького мальчика, и т.д.; семейная группа крупным планом: мужчина и дети; перед фургоном, груженным всеми их вещами; мужчина держит младенца; рядом с ним стоят мальчики; девочки сидят в фургоне.
Русские солдаты (казаки?) в меховых шапках; несут на носилках раненого мужчину; за ними следуют другие солдаты. Та же группа и другие на берегу; двое мужчин (один с повязкой Красного креста на плече) поднимают носилки и грузят их на лодку, заполненную раненными казаками.
Вид на лодку с большего приближения; в нее на ходу залезает мужчина, и лодка начинает движение в сторону корабля, стоящего вдали. Взгляд вниз на улицу города; много солдат марширует по обеим ее сторонам. Взгляд на улицу с той же позиции; в большем приближении. Перекличка измученных солдат.
В лагере: мужчина рубит дерево топором; в стороне – подобие пещеры, с деревянной входной дверью (похоже на вход в траншею или глиняную мазанку). Крупным планом – солдат стоит у большой кучи снега и льда; смотрит с нее в бинокль. Крупным планом – группа русских солдат сидит и ест. Русские солдаты подходят к колодцу; подводят лошадей; мужчина опускает в колодец ведро; поворачивает винт.
Далее кадр еще с одним колодцем; с еще большим винтом; мужчина поворачивает винт, крутя его на себя; пара других мужчин и лошади стоят около колодца. Сосуд, наполненный водой из колодца, проносят по лагерю; среди деревьев; на земле лежит снег.
Три коротких сцены. Вначале – лошади перевозят обмундирование; поставки; на дороге; взгляд на камеру. Военный смотр. Группа офицеров проводит смотр войск: они идут на камеру; длинный строй солдат. На переднем плане – главный офицер, он приветствует священника Русской православной церкви (который появляется в кадре слева). Третья сцена – вид на руины. Множество русских солдат марширует вдоль дороги на заднем плане.
Эксклюзивные кадры, снятые нашим фотографом перед битвой в Перемышле. Казачий сбор. Перемышль, Австрия (позднее – Польша). Казачья конница русской армии строится и направляется через поле. Конница приближается, проходя по грязной дороге через лес, лошади идут легким галопом.
Вместе с русской армией – религиозная служба на фронте. 1915.
Довольно странное начало. Длинный строй русских солдат в неглубокой траншее; они стоят, и их головы и плечи торчат из канавы; все смотрят налево, не в камеру; люди начинают молиться; постоянно крестятся; вновь и вновь; приближается священник русской православной церкви; вместе с парой военных. Он входит в поле зрения; идет по заснеженной земле по краю траншеи. Священник несет крест; он поворачивает крест в разные стороны; на нем – длинное черное одеяние, с вышивкой спереди; у него длинная белая борода – очень традиционный вид.
(Выглядит так, что священник благословляет войска).
Первая мировая война: русские в Перемышле, Австрия (позже – Польша). Артиллерия в бою: солдаты в канаве или траншее управляют большой пушкой, вдоль канавы – кусты с облетевшей листвой и колючки, на земле – немного снега. Из пушек вылетают огромные столпы огня и дыма.
Смотр русской армии: на поезде прибывает царь. Россия. Смотр русских войск. Солдаты стоят в строю; на них надеты меховые шапки. Мимо проходит несколько офицеров; они осматривают войска. Мимо маршируют солдаты. Далее; войска на железнодорожной станции; человек (возможно, царь) выходит из поезда. Царь проводит смотр другой группы войск.
Много русских солдат бежит по полю, репетируют штыковую атаку. Кадр с тремя русскими офицерами на лошадях, другие стоят. Один русский военно-морской офицер и один французский офицер, на заднем плане – много русских солдат в строю. Русские офицеры (включая главного начальника штаба Михаила Алексеева?) проводят смотр войск.
Русские войска стоят в строю на железнодорожной платформе, приближается поезд. Красивый кадр медленно проходящего мимо поезда с русскими солдатами, выглядывающими из окон и отдающими честь. Широкий план – войска заряжают оружие перед камерой, ближе к переднему плану – трубят горнисты, пока войска идут. Больше кадров со штыковой атакой.
Русская конница на марше; галопирует вокруг небольшого здания и во дворе. Зима, на земле, на деревьях и на заборах лежит снег.
Религия. Религиозная русская православная служба для русских солдат проводится на заснеженной улице, на фронте во время Первой мировой войны. Пожилой священник Русской православной церкви с длинной бородой стоит у алтаря, крестится. Солдаты тоже крестятся. Кадры с солдатами, которые подходят к священнику и целуют распятие.
Французский генерал Сенгель и группа русских офицеров проходят мимо войск, стоящих смирно; офицеры отдают честь. Парад русских войск на улице; перед магазинами стоят толпы людей. Предреволюционные годы. 1915–16?
Царь Николай II и русская царская семья посещают различные мероприятия. На среднем плане – царь с двумя солдатами на борту корабля. Царская семья и их сопровождение спускаются с корабля, царевича Алексея несет моряк. Члены царской семьи стоят, пока поднимают большое знамя, обшитое бахромой. Царь и царица Александра встречают ветеранов и солдат, за ними стоят их дочери, великие княгини. Царь проводит смотр моряков и солдат.
Кадр с офицерами, держащими перед царем открытый ящик, он заглядывает в ящик. Офицеры приветствуют царскую семью, один из них вручает царице венок, царевич одет в казачью военную форму. Царь в парке со скульптурами или на кладбище разговаривает со смешанной группой людей, среди которых – военные и гражданские лица. Вся группа людей идет по парку.
Военно-морской смотр – царь с дочерями, все в белом, идут по направлению к камере, в сопровождении военных офицеров. Кадр с группой, проходящей мимо большого памятника. Семья стоит в ряд на небольшом помосте или ступенях, военный офицер стоит перед ними и разговаривает с царевичем. Хороший кадр с царицей Александрой, великими княгинями Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, сам царь стоит справа от них.
Солдаты и повозка с символом Красного креста перед большим зданием. Прибывает карета скорой помощи, запряженная лошадьми. Крупным планом – медицинские работники русской армии помогают раненым, сойдя в кареты скорой помощи. Другие выносят носилки и переносят другого раненого солдата на ступени здания.
На среднем плане русские солдаты маршируют по снегу. Вид на солдат с лошадьми.
Короткий взгляд на русский крейсер «Рюрик»; Первая мировая война; предреволюционный период. Подвижный кадр с приближением – большое русское знание (дореволюционное – с синим Андреевским крестом). Несколько русских моряков кланяются. При приближении можно увидеть человека, который чистит палубу шваброй. Имя «Рюрик» кириллицей.
Первая мировая война – прибытие русских войск – место действия неизвестно. Кадр – взгляд сверху на железнодорожную платформу. Люди (выглядят как солдаты, но неясно, какой национальности) стоят слева, ожидая прибытия поезда на правую платформу – большой черный паровоз, выпускающий дым. Крупным планом – прибытие поезда, вагоны с русскими солдатами, выглядывающими из окон и отдающими честь. Затем – кадр с русскими войсками, марширующими около железнодорожного депо.
Русские войска. Место действия неизвестно – русский фронт? Первая Мировая Война. Русские войска на марше в грязной сельской местности (около фермы?). С их приближением один солдат бросает ведро, которое он нес. Не очень дисциплинировано. Или отсутствие дисциплины, или просто он очень устал.
Человек с повязкой Красного креста на плече; другой человек стоит и разговаривает с ним; они смотрят, как мимо проходят войска. На заднем плане – ангар.
Первая мировая война – обстрел Перемышля русским фронтом, Россия. На среднем плане – большая полевая пушка и команда русской артиллерии, заряжающей ее и стреляющей. Кадр с несколькими русскими солдатами, стоящими на скользкой заснеженной поверхности в поле.
Первая мировая война: русский военный персонал на Восточном фронте. Крупным планом – генерал Селиванов и другие офицеры в меховых шапках сидят на заднем сидении открытой машины. Средний план – Селиванов и группа армейских русских офицеров разных рангов проходят мимо низких зданий, деревьев и мимо солдат, ведущих лошадей под узду.
Средний план – русские солдаты сидят и едят суп, идет сильный снег. План на людей, на заднем плане стоят другие люди с лошадьми.
Смотр русских войск во время Первой мировой войны. Группа русских военных офицеров под руководством генерала Алексея Брусилова (?) идет навстречу камере мимо строя солдат, стоящих вдоль крытой аллеи.
Кадры с людьми, встречающими, приветствующими друг друга, пожимающими друг другу руки. Также присутствуют офицеры военно-морского флота. Примечание: сюжет также проходил под заголовком «Николай II» – возможно, что генерал в кадре – это царь.
Название отсутствует. Разные кадры с русскими солдатами (возможно, казаками во время Первой мировой войны), стоящими в траншее в снежную погоду, их благословляет русский православный священник.
Допрос австрийских пленников на русском фронте. Австрийский военнопленный приведен к двум русским военным, которые сидят за столом, на заднем плане – небольшая хижина, дерево и другие люди. Пленный склонился над столом, показывает что-то тем, кто ведет допрос. Все трое склоняются над столом, смотрят на карту, на которую показывает пленный.
Пленник стоит перед столом, и один из русских протягивает ему маленькую книжку, которую он кладет в карман. Австриец отдает честь и уходит, сопровождаемый охранником. Кажется, что пленник очень легко раскрыл информацию – может быть, это видео было снято с целью пропаганды?
Место действия неизвестно – Россия? Ряд стволов, направленных влево; артиллерийский взвод русской армии; все в длинных пальто; заряжают орудия и стреляют.
Санкт-Петербург (?). Короткий кадр, ракурс сверху вниз на офицера, который говорит ободряющую речь перед русскими моряками, столпившимися на борту боевого корабля.
Ракурс сверху, кадр с военным парадом, проходящим по улице города, где много магазинов. Солдаты, возможно, в увольнительной во время Первой мировой войны. Солдаты несут большие знамена на этом параде. Некоторые полевые орудия везут несколько лошадей, солдаты едут верхом и везут оружейные запасы. Некоторые перевозки украшены листвой. Толпа людей смотрит на парад с тротуаров. Кадр с высокого ракурса на толпу на улице, на людей падают снежинки.
Русские войска на обучении во Франции. Общий план – строй русских солдат, двигающихся в сторону камеры, идущие через поле длинными рядами; они передвигаются пешком по сельской местности; бегут на полной скорости. Заряд! Очень коротко.
Различные кадры с русскими солдатами, марширующими на параде на Красной площади. (передача на неправильной скорости). На земле снег. Кажется, что это часть очень большого парада. Важно! Сюжет найден на неопознанной кинопленке газеты.
Русский женский батальон. Место действия неизвестно. Первая мировая война; женщины. Русские женщины стали солдатами; кто-то хочет отомстить за своих погибших мужей, возлюбленных и братьев, тренировка «Женского батальона смертников».
Сюжет открывается сценой в лесу; мужчины-офицеры смотрят, как женщины маршируют слева от них; они стоят, маршируя на месте под деревьями (выглядит как упражнение в классе аэробики то, как некоторые из них энергично маршируют!); они продолжают свой марш направо. Далее – кадр с женским батальоном, позирующим перед камерой; некоторые стоят сзади; некоторые сидят на земле произвольно. Также там находится около 8 мужчин; они лежат на земле на среднем плане и отдыхают. Некоторые из этих женщин довольно симпатичные даже в этой грубой форме; некоторые выглядят очень молодо. Любопытная история: еще в 1910-х годах – смена сексуальных ролей.
Первая мировая война. Место действия неизвестно. На среднем плане – офицер русского флота, протягивает пачки (сигарет?) арабам/африканцам, столпившимся на палубе боевого корабля, другие русские моряки смотрят на это.
Первая мировая война. Военные. Марсель, Франция, 1915? Русские войска прибывают в Марсель, чтобы сражаться за Францию. Кадр с большим числом русских солдат, которые маршируют по улицам города. Мы видим, как они выходят из-за угла и проходят направо. Вдоль дороги стоят несколько зрителей. Кадр с высокого ракурса – больше солдат проходит внизу по улице, некоторые несут длинные пики, вдоль дороги стоят гражданские.
Первая мировая война – на фронте, место действия неизвестно. В кадре – русская артиллерия, заряжающая полевые орудия и стреляющая из них.
Первая мировая война – место действия неизвестно. Войска русской армии обедают во время снежной бури, кадр – много солдат сидит на земле и ест, а над ними летают снежинки. Более близкий ракурс – несколько солдат сидят рядом, опускают ложки в кастрюлю, ряд других солдат стоят и ждут, чтобы получить свои миски с едой, которые подаются из фургона, стоящего на заднем плане.
Ужасы войны на Кавказе, а также на русско-турецкой границе. Дорога на Сарыкамыш, после отступления турецкой армии; декабрь 1914.
Кадры вдоль дороги; много трупов, лежащих на снегу и в замерзшей грязи вдоль дороги (камера двигается; возможно, оператор ее несет и движется вдоль дороги сам). Этот сюжет длится и длится; кажется, что это бесконечная дорога смерти.
Живые солдаты заняты тем, что копают огромную братскую могилу в замерзшей земле; выглядит так, что русские руководят, а военнопленные копают. Люди выкатывают и выбрасывают трупы с повозок; бросают их в снег. Средний план – люди копают траншею.
Перевод Алены Гаспарян