По данным организации «Гринпис», в среднем на человека, включая стариков и младенцев, приходится 450 кг мусора в год. У Ирины Козловских, сотрудницы организации, экоактивиста, живущей по принципу «Ноль отходов», за последний год скопилось всего лишь 500 г мусора. О том, как этого достичь и нужно ли, об эксперименте «год без покупок» и простых способах вести более экологичный образ жизни Ира пишет в своем инстаграме @zero_waste_ira. А с корреспондентом «Правмира» девушка поговорила об экофриках, червяках и новых платьях.
– Как вам кажется, в экологичном образе жизни можно дойти до крайности, когда спасать планету уже становится навязчивой идеей или слишком мешает всем окружающим?
– Можно. Такие примеры есть. В принципе, себя я тоже считаю в какой-то степени экофриком, потому что понимаю, что делаю больше, чем окружающие. Но мне при этом комфортно, я себя чувствую хорошо, не трачу на это много времени.
Самое главное, что я своим поведением ничего не навязываю окружающим. То есть одно дело – делать и при этом говорить всем: “Как тебе не стыдно? Ты взял пластиковый пакетик. Он же будет 200 лет на свалке лежать”. Это неправильно. Но просто не брать пакеты – почему бы и нет?
Если, например, я иду в магазин и у меня нет при себе экомешочков, то я постараюсь взять столько, сколько можно взвесить на кассе просто так или нести в руках. Может быть, это не все, что я хотела купить в этот вечер, но мне точно хватит, чтобы остаться сытой.
Одно дело, когда ты для себя ограничения вводишь, и совсем другое – когда ты осуждаешь окружающих. Мне кажется, что чувство стыда – не та мотивация, которая может людей сподвигнуть на положительные перемены.
– Что вы точно не готовы делать ради окружающей среды?
– Я не готова стать веганом, отказаться от всех продуктов животного происхождения, от косметики и бытовой химии, которая не тестируется на животных. Например, у меня сейчас ботинки из натуральной кожи. Не готова совсем уйти в крайность – я такой образ жизни пробовала, и мне показалось, что это перегиб.
Я не готова отказаться от лекарств только потому, что они продаются в неперерабатываемых пластиковых упаковках. Я не готова отказаться вообще от жизни в городе. Если бы я жила в деревне, освещала дом свечой, сама ходила за водой, то, конечно, для планеты мое негативное влияние сошло бы на нет.
Но я на это не готова. Мне кажется, что какие-то крайности все равно для всей планеты неприменимы, поэтому нужно искать баланс и делать то, что тебе комфортно, и то, что, по твоему мнению, может как-то содействовать охране окружающей среды.
– В общем, без фанатизма?
– Да. Я стараюсь о своем образе жизни рассказывать, вдохновлять людей. Понятно, что он немножко за гранью, потому что полкило мусора за год кажется чем-то нереальным. Но я считаю, что нужно делать что-то такое, что могло бы быть применимо к другим людям, чтобы они прочитали мою статью или посмотрели ролик со мной и подумали: “Я могу попробовать так же”. Почему бы не сортировать отходы? Или почему бы не поставить себе компостер или не начать пользоваться менструальной чашей?
Все, что мы делаем и транслируем, должно быть применимо к другим, чтобы они захотели это попробовать. А если я скажу сразу: “Так, экономим электричество, отключаем холодильники и никогда не покупаем своему ребенку сок с трубочкой, потому что трубочка не перерабатывается”, – это не будет работать.
– Даже наоборот, отторжение вызовет.
– Да, люди скажут: “Извините, нам это не подходит, до свидания”. Это как если я вам скажу: “Давайте мы завтра пробежим 10 километров”. Вы, наверное, скажете: “Нет”. Но если я скажу: “А почему бы нам завтра не сделать зарядку на 5-10 минут?”, это окажется приемлемым.
– Да, когда я узнала про существование червячков, которые съедают органику, для меня это было расширением границ.
– Причем я сейчас только исследую тему червей, чтобы рассказывать активно про них окружающим. Мне-то кажется, что все нормально: компостер стоит в комнате под столом, он не пахнет, они не шумят. Я туда складываю органические отходы и на выходе получаю биогумус. А раньше я органику просто подсушивала на батарее и потом весной уже либо компостировала где-то в лесу, либо, когда жила в Кирове, отвозила маме на дачу. И мне казалось, что это более дикая вещь.
Но люди сразу представляли, что у меня на батарее по всей квартире разложена банановая кожура, луковые очистки, и вот это вызывало явное отторжение. Хотя некоторые мои коллеги в “Гринпис” так делают и считают, что это нормально: мы органику высушили, она стала легче, она нормально хранится, и весной ее можно закомпостировать и сразу же вернуть все полезные элементы в почву.
Вермикомпостер
Я поставила компостер и знаю других людей, у которых стоят компостеры. Эти люди тоже сокращают свое потребление, выбрасывают мало мусора. Есть такие девушки в Карелии, в Перми, в Петрозаводске, в Москве и в Питере, в Нижнем Новгороде есть.
Я не одна такая, но сейчас мне кажется, что, может быть, для Москвы оптимальным решением стал бы диспоузер. Это такая штука под раковину. У нас, например, в офисе стоит. Мы туда просто сбрасываем все органические отходы, заливаем водой, нажимаем на кнопочку, они измельчаются, превращаются в такой смузи и льются в канализацию.
– А сколько он может стоить? Он только для дома – не для офиса?
– Без разницы, просто под раковину. Цена зависит от мощности. Например, если вы каждый день едите мясо и у вас будет много костей, тогда нужно помощнее диспоузер, потому что кости надо перемолоть. Если это просто кожура овощей и фруктов, чайная заварка, влажные бумажные салфетки, то справится самый бюджетный вариант.
– Сейчас в ваших практиках есть что-то, что вам самой неудобно, непривычно, но вы все равно делаете и меняете себя, потому что понимаете, что это полезно для планеты?
– В общем и целом ответ «нет». Но иногда бывает, что мне чего-то очень хочется, например, из еды, и я не могу найти это без упаковки или в упаковке, которая бы мне подходила, перерабатывалась. Например, я помню, что очень сильно хотела майонеза. Прямо вот хотела купить майонез, но либо он продается в упаковках, которые не перерабатываются, либо в майонезных ведрах. А я ведро это буду есть год. В итоге я, наверное, около месяца хотела майонез, а потом перестала хотеть, и все.
Или я, например, долго выбирала себе туристический рюкзак. Хотела взять подержанный, искала на «Юле». Ну и, наверное, только к концу лета купила тот, который мне нравится и по приемлемой цене. Когда тебе что-то нужно, бывает, что приходится потратить время, чтобы найти это. Я могла, конечно, пойти в «Декатлон» и взять точно такой же, но это же не интересно, потому что он новый. Я стараюсь покупать подержанные вещи, потому что это экологичнее.
Бывает такое, что едешь в поезде и постельное белье выдают в пакете. И как бы я ни старалась от пакетов отказываться, потому что я их не беру в обычной жизни, но в поезде от белья я отказаться не могу, поэтому беру белье в пакете и потом просто пакет сдаю на переработку.
– Как вам кажется, что нужно делать, чтобы менять сознание людей? И нужно ли что-то делать в маленьких городах у нас в России? В Москве и в Петербурге сейчас два хороших тренда: благотворительность и все, что идет под грифом “эко”, но если мы выйдем за пределы МКАД и КАД, то картина будет совсем другая. Нет такой полемики даже: заводить червей или не заводить червей.
– Я думаю, что как-то мотивировать людей на перемены можно только словом и личным примером. Конечно, у меня тоже бывает, что я и в маленьких городах оказываюсь и покупаю что-то в свои экомешочки, и это вызывает удивление, недоумение: “А где вы это взяли?” Реакции разные, но я всегда стараюсь объяснить, что я пытаюсь сократить количество мусора, потому что берегу планету. Именно поэтому я не беру пакеты, у меня есть свой. И все кивают, соглашаются, иногда говорят: “Все бы так делали”.
Я недавно это обсуждала с подругой. У всех людей в России все равно есть установка, что мусор – это что-то плохое. Это то, что нужно сокращать. Никто не любит свалки, все боятся мусоросжигательных заводов и правильно делают.
У людей нет реакции: “Да ладно тебе, какая разница, пусть вся планета утонет в мусоре” – такое никто не говорит. Все понимают, что мусор – это плохо.
Чем меньше его будет, тем лучше. Поэтому, когда я объясняю им связь между моим экомешочком и свалкой, они понимают и проникаются.
– А с таким часто сталкиваетесь, когда говорят: “Знаешь, какие горы мусора лежат в океане или в странах третьего мира? Ты все равно ничего не изменишь своим одним пакетиком. Зачем заморачиваться”?
– Да, но как я сказала, менять окружающих можно только словом и личным примером. И все, что я могу сделать здесь и сейчас, – это голосовать своим кошельком и рассказывать другим людям, как правильнее ходить за покупками, чтобы приносить меньше мусора.
Я уже лет 11 в этой теме. И если посмотреть, что было 5-10 лет назад, то ситуация сильно меняется в лучшую сторону. И законы меняются, и корпорации становятся более экологичными, и люди меняются. Люди пользуются бутылками для воды, наливают кофе в свой тумблер, собирают мусор раздельно. Поэтому я не одна.
– Я, как отдельно взятый человек, что могу изменить и как это на чем-то скажется? Где-то было у вас, что в год один человек использует 180 полиэтиленовых пакетов. Еще какие-то цифры на одного человека можете назвать?
– В среднем мы считаем, что один россиянин производит 450 кг бытового мусора в год.
– Бытовой мусор – это пакеты, бумажки, органику?
– Это все, что мы выбрасываем в мусорное ведро: пакеты, бумажки, органика, старые ботинки, сломанный керамический горшок, засохший цветок. Это не то, что предприятия выбрасывают или “сливают”, – это называется промышленные отходы. А именно твердые бытовые или твердые коммунальные. В среднем на россиянина приходится 450 кг.
Ясно, что в Москве эта цифра выше, потому что у нас больше одноразовых вещей. Мы можем купить готовую еду. А в деревнях, например, эта цифра ниже, но она будет сильно варьироваться в зависимости от сезона. Когда сезон сбора урожая – отходов много, потому что куча ботвы, листьев. Зимой отходов меньше. Но в среднем на каждого человека, включая стариков и младенцев, приходится 450 кг.
180 пакетов – это примерная цифра, мы так посчитали. Но мне кажется, на самом деле больше.
Мы считаем, что одна термокружка, например, заменяет 2 тысячи одноразовых стаканчиков.
– Немало.
– Да. У меня термокружки служат года по 4. Если покупать качественные, с хорошей резьбой, герметичные, то да, очень много. Можно одно дерево спасти за 2 года. А так все индивидуально. Если вы, например, каждый день покупаете воду в бутылках и перестаете это делать, то больше сэкономите, чем если вы покупаете воду в бутылках только от случая к случаю, 3 раза в месяц.
Считается, что на каждого жителя Земли в год приходится 20 новых вещей. Это включая туфли, платья и сорочки для детей. Вроде бы 20 новых вещей – немного, но если посчитать, то получается 150 миллиардов. Эта цифра, конечно, уже звучит устрашающе.
– Да, правда, получается очень наглядная математика.
– Когда сокращаешь количество мусора и выбрасываешь меньше, чувствуешь все равно облегчение. Ты понимаешь, что ты все правильно делаешь, что ты молодец, что меньше мусора окажется на свалке. Это мотивирует. Когда я начала разделять органику, может быть, первый год я сушила ее на батарее, зимой складывала в морозилку, а потом относила в лесопарк, то это ощущение, что у тебя ничего не остается в мусорном ведре и мусорное ведро больше не нужно, – прямо окрыляющее чувство.
– Про год без покупок расскажите – у вас сейчас идет полтора первых месяца этого года, да?
– Да.
– Сейчас, спустя полтора месяца, бывает у вас такое, что вы сначала на автомате хотите, рука дернулась за кошельком, а потом вспоминаете, что ничего не покупаете? И есть ли такое ощущение: “Мне же нельзя покупать, у меня же эксперимент”?
– Да. Я покупаю еду, напитки, минимальную косметику. Купила стиральный порошок недавно и лекарства, потому что у меня аутоиммунное заболевание. Я вынуждена принимать таблетки. Лекарства остались.
У меня сломалась зарядка от iPad в отпуске. Конечно, первая мысль: «Надо пойти и купить новую». Так, стоп, год без покупок. В итоге я как-то ее пошевелила, она начала работать. А когда я вернулась, просто написала пост и моя подруга отдала мне старую зарядку ее мамы. Я обошлась без покупок.
Или недавно был смешной момент, что у меня перестали идти часы. Я думаю: “Все, буду год ходить без часов”. Положила их на полку, они неделю полежали, потом смотрю – идут. Вот магия произошла. Конечно, мне хочется новое платье…
– Хочется все-таки, да?
– Хочется, да. Я же пользуюсь соцсетями, и мне показывают рекламу. А так как я девушка, мне показывают рекламу новых платьев, и я как-то поймала себя на мысли, что все, хочу новое платье. Но, например, сегодня мы устраиваем в офисе вечеринку по обмену вещами. Коллеги приносят вещи, которые им не нужны, меняются. Я думаю, что там возьму себе новое платье. А моя соседка по квартире дала мне большой отрез ткани. Из него тоже можно сшить платье. Главное, найти время.
В мыслях проскакивает: “Пойду и куплю”, а потом думаешь, что нет. И вы знаете, я без нового платья нормально живу. Ничего не происходит.
Причем я начинала год без покупок не только для того, чтобы аскезу какую-то держать, а чтобы научиться бережнее относиться к тому, что у меня есть.
Вот есть у меня ботинки. Давайте я буду за ними ухаживать, чтобы они хорошо выглядели весь сезон и мне не пришлось бы искать где-то новые, если эти развалятся.
Или, например, каждый раз, когда хочется новое платье, спрашивайте: “Почему тебе хочется новое платье? Может быть, ты просто так чувствуешь себя неуверенно?” И какую-то искать нормальную замену этим чувствам, затыкать дыру внутри себя не вещами, а эмоциями, встречами, чем-то таким. Ничего такого экстраординарного со мной не происходит. Мне даже кажется, что немножко скучно все, потому что перестала в магазин ходить. Но это приятно, потому что реально стало больше времени. И меньше мыслей, связанных с потреблением, шопингом. Это здорово.
Ну, и как-то само отношение немножко меняется. Думаешь, что если тебе нужна вещь, то, оказывается, без нее можно обойтись. Или попросить у кого-то, попросить помощи, и тебе эту помощь окажут. Это здорово. Это повод больше общаться с окружающими и выходить из зоны комфорта.
– А почему выходить из зоны комфорта? Потому что приходится что-то просить?
– Да, попросить, почувствовать себя в этот момент уязвимой. А вдруг ни у кого не будет зарядки для iPod? И что, я теперь останусь без гаджета? Базовая модель поведения: когда что-то сломалось, молча пошла и купила новое, и все. Попросить помощи у окружающих – это то, чему я сейчас учусь. Это очень полезно.
– Общий фон отношения окружающих, ваших близких друзей и приятелей, какой? Это удивление, поддержка или попытки отговорить вас?
– Нет, никто не хочет отговаривать. Это поддержка. Я рассказала друзьям, и они восприняли с таким воодушевлением, потому что это эксперимент. И мне правда интересно, как это будет, как это получится, будет ли это интересно мне.
Несколько лет назад я серьезно постилась и во время поста поймала себя на мысли, что мне не хватает этого – сесть с друзьями за столом и разделить с ними пищу. Когда все едят пиццу и я тоже ем пиццу, а не прихожу со своими фруктами и рисом, например. И я поняла, что еда – важный элемент коммуникации между людьми. Вы чувствуете единение.
Так, может быть, окажется и здесь. Надо найти грань и не слишком сильно сепарироваться от окружающих, чтобы все-таки чувствовать с ними дружескую связь. Главное – не уйти в крайности.
– Если вы захотите прекратить эксперимент, у вас есть какая-то внутренняя свобода сделать это или все равно до конца доведете этот год?
– Будет зависеть от обстоятельств. Если я захочу новое платье, конечно же, потерплю. Но если это будет что-то, связанное со здоровьем, например, или с безопасностью, то пойду и куплю. Я все-таки руководствуюсь здравым смыслом, и это скорее эксперимент, чтобы что-то открыть в себе и исследовать, а не тупо прожить год без покупок и потом поставить галочку.
Я, наверное, могу еще рассказать про маму. Мама у меня прочитала где-то в соцсетях, что я начинаю год без покупок. Она живет в другом городе. И реакция ее была такой:
– Ну что за ерунду ты придумала?
– Мама, я не хочу с тобой это обсуждать.
– Ну что за ерунда?
Я повторила второй раз, и она прекратила этот разговор и потом сказала: “Я очень хочу, чтобы ты хорошо выглядела, хорошо одевалась и ни в чем себе не отказывала”. Я говорю: “Мама, я хорошо выгляжу, хорошо одеваюсь и все у меня хорошо”.
Год без покупок она восприняла как то, что я стану затворником, никуда не буду ходить, потому что у меня не будет новых платьев, и забеспокоилась.
У человека, выросшего в СССР, наверное, это вызывает удивление и непонимание: как можно не покупать, когда столько всего есть и есть деньги.
Знаете, я жила в Непале около года, работала там в школе учительницей. Тогда я была веганом, ела только растительную пищу. Непал – бедная страна, и там каждый день одно и то же: рис, овощи и бобы. Они тоже, по факту, веганы. Но по праздникам они едят мясо. Это случается у людей от раза в месяц до одного раза в год. И они категорически не понимали, как можно не есть мясо. Ну как это? Это же вопрос выживания. Они просто не могли это принять, потому что у них немножко другие установки.
И так же, мне кажется, люди старшего поколения: как это можно не покупать, если это вопрос выживания? Но мы, к счастью, выросли в другом мире, где уже не занимаемся выживанием, поэтому можно экспериментировать и как раз думать не только о себе, но и о планете.
– Ира, сможете назвать 3 простых действия, которые абсолютно далекий от эко-темы человек мог бы делать. Полезных, но несложных для него, не меняющих сознание полностью и не вызывающих чувство, что он идет против системы?
– Да. Во-первых, самое простое, что можно сделать уже сегодня или завтра, – это заменить пакеты на экосумку. Я сейчас не говорю ни про какие экомешочки. Просто пакеты-майки, которые выдают на кассе, можно без проблем прямо с сегодняшнего дня заменить на любую матерчатую сумку, которая прослужит долго. Это не выглядит как что-то экстраординарное. Экофриком вас не посчитают, но количество реального пластикового мусора в вашей квартире уменьшится. Это первое. Мы сейчас, кстати, запустили петицию об отказе супермаркетов от одноразовых пластиковых пакетов.
Второе – завести себе бутылку для воды и не покупать воду в бутылках. Это тоже может сделать каждый, и многие так делают.
И третье – вести список покупок. Идти в магазин уже с конкретным списком, что вам нужно купить. Во-первых, вы не возьмете лишнего. Если мы видим, что 2 кефира продаются по цене одного, а вы ни одного не выпьете, вы думаете: “Всегда хотел начать пить кефир, это такая здоровая еда”. Но если кефира нет в списке, то не берите.
Фото: act.greenpeace.org
Если вы делаете список покупок и сразу покупаете в магазине все, что нужно, у вас нет потребности заходить в магазин завтра и что-то докупать. Иначе часто оказывается, что вы зашли за хлебом, а везете на кассу полную тележку еды.
Это экономит ваш бюджет, ваше время, вы меньше таскаете всего, меньше выбрасываете, если просто ведете список покупок. Можно написать его карандашом где-то в блокноте или скачать любое приложение.